Найти тему
Эрудит

Талибан - коварный друг

Прошёл уже год, как власть в Кабуле перешла под контроль движения «Талибан». Разумеется, Афганский кризис оказал серьёзное влияние на политику соседних государств. На первый план для них вышли вопросы безопасности и признания нового правительства. Такие страны, как КНР, Иран и Пакистан, обеспокоившись своим будущим, решили вступить в диалог с молодой властью.

Для Китая сотрудничество с «Талибаном» объясняется тем, что «Поднебесная» имеет общую границу с Афганистаном вдоль территории Синьцзян-Уйгурского Автономного Района (СУАР). Данный регион считается весьма проблемным, потому что местное население составляют сеператистски настроенные мусульманские радикалы. Китаю, соответственно, чтобы удержать регион, необходимо договориться с талибами о том, чтобы последние не подливали масло в огонь назревшего сепаратизма.

Кроме того, Китай относительно Афганистана имеет экономический интерес. С победой «Талибана» у китайцев появилась возможность возобновить разработку меди в Айнаке, а также реализовать крупный проект по строительству дорог между Центральной и Южной Азией.

У Ирана есть свои надежды на «Талибан». ИРИ взирает на новую власть Афганистана, как на силу, способную справиться с такими проблемами как защита восточной границы; охрана водных ресурсов, поступающих из Афганистана; борьба с наркоторговлей; решение вопроса афганских беженцев.

Пакистан ещё более преисполнен прагматизмом относительно «Талибана». Пакистанцы заинтересованы в стабильности внутри Афганистана, потому что им важно реализовать большой проект газопровода Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия.

Чем обернётся сотрудничество КНР, Ирана, Пакистана с «Талибаном» для стран ОДКБ – вопрос открытый. В прошлом месяце Россия повысила боевую готовность своих военных баз в Киргизии и Таджикистане. Вполне вероятно, что талибы могут попытаться повлиять на родственный Таджикистан и Узбекистан. Правда, ассимилирование иных народов идёт в разрез с их идейными установками. Однако, готовится стоит к самым разным сценариям.