Овюрский район Тувы находится вдоль государственной границы с Монголией, делится горными хребтами и долинами на несколько частей. Труднодоступен - от райцентра Хандагайты до Кызыла есть асфальтированная дорога, а вот села на востоке района с райцентром сообщаются при помощи грунтовой дороги через перевал Западный Танну-Ола. Там по пути есть место, где кусок Монголии вклинивается на территорию России, и раньше дорога шла насквозь, через Монголию - на приложенной карте эта дорога даже обозначена.
Сейчас дорога идет через горный серпантин, несколько перевалов. самый высокий из которых называется Тээли, по названию начинающейся на нем реки.
А вот трек нашей поездки вдоль этого "языка" Монголии. Звездочками показаны перевалы.
Выехали из места предыдущего лагеря, урочища Арысканныг в Тес-Хемском районе достаточно поздно, в 11 часов - была работа по обработке пойманной летучей мышки, потом еще по пути снимали ловушки на слепушонок. По плану была ночевка на самом перевале, но забегая вперед скажу, что мы в итоге перевалили через него и добрались к вечеру до Хандагайты.
Дорога по Тес-Хемскому району плоха, пыльна и не везде ровна. У нас с собой клеточки с живыми зверьками, приходится каждый раз перед выездом в путь их тщательно проверять, чтобы не сильно тряслись в дороге.
Едем вдоль границы и вдалеке видно озеро Убсу-Нур.
Проезжаем красивые места предгорий Восточного Танну-Ола.
Вот он впереди, старец Танну-Ола. Его северные склоны обращены к Саянским горам и покрыты тайгой, а мы едем вдоль южных степных склонов.
Населенные пункты встречаются очень редко по этой трассе. Проезжаем село, в котором домики все аккуратно побелены.
А вот и точка, откуда начинается та самая дорога, которая через Монголию должна вывести в Хандагайты. Сама дорога все еще не заросла, но проезда по ней нет.
Так что начинаем карабкаться наверх, в горы.
К пяти вечера забираемся на перевал Сарыг-Холум, навигатор показал точку в 1930 метров над уровнем моря. Если кто знает тувинский, подскажите, пожалуйста, что написано на информационном щите на второй фотографии?
Немного видов с этого перевала.
Едем дальше, постепенно набирая высоту.
Следующий перевал - 2081 метр, в районе истока реки Кара-Суг. Горные склоны в конце лета играют потрясающими красками.
Ну и добираемся до высшей точки этого серпатина - перевала Тээли. Согласно Garmin, высота над уровнем моря составила 2360 метров . Белый субурган на вершине видно издалека.
Вот так выглядит сам перевал Тээли.
А вот виды с него.
После такой дороги у нас в салоне полно пыли.
Дальше дорога постепенно спускается вниз, в бассейны рек Улаатай и Хандагайты.
До села Хандагайты еще около двадцати километров.
Перед селом есть живописная гора.
Приехали в райцентр в 8 вечера, устроились в местную гостиницу. Совок совком, но при этом берут за трехместный номер 2400 рублей с человека. Ну нам только помыться и переночевать. На ночь расставил ловушки на монгольских полевок недалеко от села. К сожалению, безрезультатно - утром все ловушки (а мы их поставили аж восемьдесят штук) были пустыми.
Еще вечером так захотелось пива попить в гостинице, приехали после установки ловушек, заходим в магазин - а оказывается, в Туве продают алкоголь только с 11 утра до 15 дня. Вот такие строгие правила.
Завтра выезжаем далее на запад, снова через перевал, на этот раз через хребет Цаган-Шибэту. Пока вот прикладываю фото гостиницы, в которой мы остановились.
Ну и трек наш за сегодня показан голубым цветом. Проехали 239 километров, перепад высот от 740 метров до 2360 метров.
________________
Остальные мои заметки о поездке в Туву:
1. Дорога от Новосибирска до Хакасии
2. Дорога из Хакасии до Кызыла
3. Несколько слов про столицу Тувы
4. Кто ловится в окрестностях Кызыла
5. Красоты озера Торе-Холь и отзыв на единственную турбазу на этом озере
6. Наша работа в урочище Арысканныг (Тес-Хемский район)
7. Дорога через Танну-Ола, перевал Тээли
8. Наша работа в приграничном Монгун-Тайгинском районе
9. Дорога из Южной Тувы через Ак-Довурак и Абазу в Абакан