Найти тему

«Атомная провинция»: краткая история арт-группы из Заречного

Атомная провинция (Анатолий Вяткин, Сергей Павлушин, Виктор Давыдов). Семь дней из жизни птиц. Стоп-кадр. Часть 1. 1993. ДВП, фотография, гуашь. ЕМИИ
Атомная провинция (Анатолий Вяткин, Сергей Павлушин, Виктор Давыдов). Семь дней из жизни птиц. Стоп-кадр. Часть 1. 1993. ДВП, фотография, гуашь. ЕМИИ

В историю уральского современного искусства группа «Атомная провинция» вошла благодаря активной творческой деятельности в области перформанса, видеоарта, дизайна, а также живописи и графики. Коллектив объединил Сергея Павлушина, Виктора Давыдова и Анатолия Вяткина – трех художников с разным бэкграундом. Появление «Атомной провинции» связывают с кинофестивалем «Лики», который прошел в Заречном в 1991 году, именно на этом проект Павлушин, Вяткин и Давыдов работали совместно как группа, создавая визуальное оформление мероприятий.

Перформансы группы «Атомная провинция» приходятся на первую половину 1990-х годов и свидетельствуют о попытках освоения формальных приемов нового для уральцев вида искусства. Первый проект «Семь дней из жизни птиц» (1991) проходил без публики, подробный сценарный план и фотодокументация позволяют судить о концептуализации повседневных действий, исполненных участниками, и осмыслении значимости жеста художника. Наиболее известный перформанс «Исkunstво» (1993, совместно с Арно Ёрн и Мартин Вальх), напротив, был направлен на соучастие зрителей и состоялся на городской площади перед ДК «Ровесник» в г. Заречный. В ЕМИИ «Атомная провинция» провела акцию «Музей» (1994), комментирующую институциональную систему. Один из последних перформансов группы – проект «Место недалеко от тебя» (1994, совместно с Арно Ёрн) – дает повод размышлять о медитативных основах в практике зареченских художников.

Атомная провинция (Анатолий Вяткин, Сергей Павлушин, Виктор Давыдов). Семь дней из жизни птиц. Документация перформанса. Часть 1. 1993. ДВП, фотография, гуашь. ЕМИИ
Атомная провинция (Анатолий Вяткин, Сергей Павлушин, Виктор Давыдов). Семь дней из жизни птиц. Документация перформанса. Часть 1. 1993. ДВП, фотография, гуашь. ЕМИИ
Атомная провинция совместно с Арно Ёри и Мартин Вальх. Исkunstво. Документация перформанса. 1993. ДВП, фотография. ЕМИИ
Атомная провинция совместно с Арно Ёри и Мартин Вальх. Исkunstво. Документация перформанса. 1993. ДВП, фотография. ЕМИИ

Вскоре после появления группы «Атомная провинция», в 1993 году, возникла одноименная галерея. На этом этапе Павлушин, Давыдов и Вяткин активно занимались выставочными проектами, не ограничиваясь пределами Заречного, сотрудничали с Музеем Молодежи в Екатеринбурге. Также стоит отметить, что художники в это время много работали в дизайне и рекламе, разрабатывали логотипы для кинофестивалей, мелкого бизнеса и даже Белоярской АЭС. В середине 1990-х екатеринбургская публика знакомится с произведениями станковой графики и живописи участников арт-группы, что раскрывает художников с новой неожиданной стороны. Ближе к концу десятилетия Виктор Давыдов и Анатолий Вяткин начинают свое творческое сотрудничество со студией Ю-7, для которой на протяжении нескольких лет готовят и снимают короткие видеоролики, названные «арт-клипами» - ранние опыты видеоарта на Урале.

Постепенно совместная групповая работа исчерпалась, в 2000-е все участники коллектива занялись самостоятельными проектами. Сергей Павлушин ушел из жизни в 2016 году, а за несколько лет до этого практически прервал свою творческую деятельность. Анатолий Вяткин и Виктор Давыдов по-прежнему живут и работают в Заречном.

Павлушин С. Портрет Давыдова. 1990-е. Бумага, тушь
Павлушин С. Портрет Давыдова. 1990-е. Бумага, тушь
Вяткин А. Портрет Павлушина. 1996. Бумага, акварель. Собственность автора
Вяткин А. Портрет Павлушина. 1996. Бумага, акварель. Собственность автора

#ЗАречный #современное искусство #уральское искусство #атомная провинция