Сказать, что мое знакомство с серией игрой Gothic было не простым, это ничего не сказать! Как и многие, я сходил с ума от этой чудодейственной механики с зажатием клавиши «действия» при взаимодействии c npc и объектами или например от буквальной невозможности безопасно спрыгнуть с квадратных выступов не включая после этого очередной раз меню загрузки. Все это конечно было, но рассказ не об этом.
Этот рассказ об удивительной истории с одной стороны тугих испытаний игры, но с другой, той неповторимой атмосферы мрачности и в тоже время невероятно уютной и приятной атмосферы.
Первое знакомство
В далёком 2004, по случаю Нового года, мне подарили целую россыпь игровых дисков (мне тогда было 9 лет), среди них были самые рядовые шутеры и уже не помню чего, но главное что среди них была она - “Готика”, к слову сказать, для меня это тогда ни о чем не говорило, с миром rpg игр я был не знаком от слова совсем. Но вульгарная обложка игры и интригующее описание: «Весь мир тюрьма, а люди в нем заключённые», так гласило начало описание на коробке диска. Всё это выглядело весьма интригующе и я непременно решил установить игру.
Запустив игру, прослушав лаконичную историю о короле и его проблемах с орками, а также о гениальном плане по добыче столь необходимой магической руды. Получив приветственный удар в нос и услышав от нашего друга Диего, как он не хочет знать кто мы такой, я начал игру…
То, что я увидел не укладывалось в мое понимание устройства игр, никаким образом. Какой-то чувак мне затирает долго, но очень уверено и подробно, за положняк в местных землях, я его конечно слушаю, но мне скорее хочется тут осмотреться, но дальше все! Он уходит, а я остаюсь один на один с самим собой. Никаких мне маркеров и подсказок, делай что хочешь. Немного побегав по стартовой локации, поняв свою ущербность от невозможности поднять никакое оружие, начав огребать от первого же кротокрыса и в попытках убежать от него упав с моста и просто умерев… Я был в шоке)) Мой мир перевернулся, игра меня нагнула не делая практически ничего. Игру я конечно дропнул на какое-то время, но отпечаток в душе она уже оставила и он не проходит до сих пор.
Что меня удивило на первый взгляд
- Выращенный на играх консоли PS1, я привык к простоте и незаурядности, потому как только я добрался до первого предмета и он автоматически не попал в мой инвентарь, меня это крайне удивило.
- Абсолютное равнодушие игры к тому как ты освоишься попав неё (мы в колонии или как) Краткий рассказ Диего о местных порядках и небольшой гайд, по поиску оружия вот и все.
- Смерть нашего ГГ, особенно если не сохранялся ещё, ее самая точная характеристика. Ничего больше не происходит, наш ГГ лежит, а игре на вас все равно, она не предложит вам перезагрузиться или начать заново, даже не скажет, что вам конец или потрачено (возвращаясь к своему опыту PS1 я вообще ждал, что у меня будет либо 3-5 жизней ну или мгновенного возрождения😅).
Адаптация к игре и понимание ее феноменальности
После неудачной попытки поиграть, разузнав от знакомых о тонкостях механики управления (2004 год и интернетом пока были не богаты). Я вернулся с твёрдым намерением освоиться в этом мире.
Научившись подбирать предметы и кое-как махать киркой и старым мечом, я последовал за Диего в старый лагерь. Старый лагерь - это место, которое не оставит равнодушным никого. Приятная атмосферная музыка, звуки бесед местных работяг, треск костра и могучая фигура Торуса на входе замок.
Следом наступили попытки освоиться в этом мире, выполняя различные квесты и знакомясь с новыми персонажами, я все больше и больше погружался в этот мир и проникался им. Стоит отметить, что выполнение тех самых квестов было задачей отнюдь не простой, ибо как было сказано выше: мини-карт, подсказок, маркеров и меток ничего нет. Все что было это иди на юг запад и так далее, что в отсутствие карты было невероятно трудно (пока я не смог купить).
Требование стражников платить за защиту, а затем их любезное избивание тебя за любой конфликт в лагере.
Долгая работа в кузнице, потрясающее место, хоть и ограничено изготовлением всего одного простого меча с профитом в 10 кусков руды.
Кстати о руде, ещё на входе в Старый лагерь, меня немало удивило условие стражника о плате за вход величиной 10 кусков руды (все привыкли к золоту монеткам или иного рода деньгам), руда весьма специфичная валюта (особенно в размере 1000 кусков, как это тащить реально не представляю). Но хорошо укладывается в сюжет)) Местная торговля меня тоже смутила, но в меньшей степени чем многих, на удивление.
Примерно год у меня ушёл на то, чтобы меня таки взяли в Призраки!! За это время я уже успел и накопить 1000 руды и побратался с половиной Нового и Болотного лагеря, но душа лежала к Старому.
Лагерь сектантов выглядит крайне символично. Бритые татуированные жители, внушительный и высокомерный вид стражей. И супер невероятная важность и святость местных Гуру.
Новый лагерь по атмосфере с одной стороны не хуже по атмосфере Старого лагеря, но все таки приходя туда понимаешь, что разница есть и она ощутима.
После второй главы мое первое прохождение уже не сильно отличалось от всех последующих, потому останавливаться на нем не стоит. Об особенностях сюжета, его идеях и мыслях мы поговорим в дальнейшем.
В завершении
Хотелось бы отметить те аспекты, которые в игре можно отметить как постулаты.
- Атмосфера, данное слово встречается очень часто, когда говорят про Готику, часто оно встречается и здесь, но что есть, того не отнять. Именно атмосфера в первой части удалась на 100%. Место и действия, цвета и характер, архитектура сооружений. Повторить атмосферу соответствующую ситуации в других частях разработчикам уже на 100% не удалось и в дальнейшем мы это ещё обсудим
- Акцентированная и последовательная сложность, несмотря на мои первые попытки невозможности хоть как-то справиться с первым же кротокрысом, в игре невероятно сбалансирован прирост сложности естественным образом. Вам с одной стороны никто не запрещает идти биться сразу с орками или огненными ящерами, но в тоже время вас сюжет к ним не поведёт, ну и соответственно разум не потянет, и случайно вы на них не попадёте, все происходит со временем и абсолютно естественно. Это очень круто
- Квесты и их подача персонажу. Самое отношение мира к ГГ отлично передаётся в игре. Он не герой и не избранный, а просто очередной заключённый. Потому и подход к нему соответствующий. Вас никто вежливо ни о чем просить не будет, пока вы не докажете свою состоятельность. Или вам никто не обещает за выполнение задание, за исключением разве, что ничего не стоящего слова для приема в тот или иной лагерь. Практически нет квестов ради квестов ( чем уже будут грешить последующие части).
- Сюжет и лор. С одной стороны не самая сильная сторона игры. Да он скуден, но в тоже время прост и понятен. Да он не наполнен сотней книг и не имеет привязки к датам или летоисчислению, но нужно ли это ? Книги в игре есть и они объясняют нас базовые аспекты мироустройства, есть и рассказы о некоторых былых событиях. И для формирования целостной картины мира нам этого достаточно. Что же можем мы, так это собирая по крупицам, по тем словам, сюжетным поворотам и действиям объяснить его смыслы и значения.
В дальнейшем мне хотелось бы, по большей части философски объяснить те смыслы и значения как глобального сюжета, так и его отдельных деталей, будь то квесты или отдельные персонажи, а так же и отдельные элементы особенностей мира Готика.