Найти в Дзене
ФедералПресс

Амбассадор Дальнего Востока и Арктики Богдан Булычев о путешествиях: «Научились монетизировать мороз»

Оглавление
Известный путешественник рассказал о своих экспедициях.  Фото: Фото: предоставлено Богданом Булычевым
Известный путешественник рассказал о своих экспедициях. Фото: Фото: предоставлено Богданом Булычевым

Богдан, расскажите про ваш блог: почему вы решили показывать именно Дальний Восток и Арктику?

— Все очень просто, я родился на Дальнем Востоке – в Магадане, жил на Колыме всего в 950 километрах от Оймякона – полюса холода, где средняя температура была 50–52 градуса со знаком минус, и вот в таких условиях прошло мое детство. Поэтому для меня мороз – это привычное явление. Сибиряк и полярник – это не тот, кто родился таким, а тот, кто просто научился адаптироваться к таким условиям. Для меня это никакой не экстрим, а комфортные условия.

Раньше, в нашем детстве, мы получали много информации о красоте Дальнего Востока и о людях, которые тут живут, в том числе и о малочисленных народах, – начиная с мультиков про Умку и фильмов формата «Два капитана», а потом в 90-е года был «вакуум» и Арктика стала «серым пятном». В какой-то момент я решил поехать туда, увидел хорошее и плохое и просто не стал зацикливаться на чем-то одном, а показал, как все есть на самом деле, дал зрителю подумать: кто-то видел отчаяние, а кто-то, наоборот, будущее развитие. И это очень ценная вещь в блогинге и журналистике, когда ты не навязываешь какую-то мысль, а даешь подумать. А дальше началась романтизация, потому что это место нужно популяризировать, чтобы люди захотели туда ехать.

Ваша последняя экспедиция – в Арктику на машине. Расскажите об этом опыте: это была первая поездка такого плана? Как готовились, были ситуации, которые угрожали вашей жизни, и как вы их решили?

— Это не первая такая экспедиция. В Арктике на машине мы были уже раз 10. Надо готовить технику, себя, маршрут, прорабатывать все, в том числе и точки невозврата. К примеру, ты понимаешь, что если это подготовленная машина, то топлива хватает на неделю автономной работы или на 1000 км по бездорожью. И если ты израсходовал полбака, то тут и есть точка невозврата. Если ты едешь дальше, то сюда ты уже не вернешься и до следующей точки не доедешь. Именно в этот момент и нужно принять решение.

Так как я являюсь руководителем наших проектов, то несу полную ответственность за принятие таких решений. Бывало так, что для того, чтобы сделать два шаг вперед, нужно было сделать шаг назад. Мы понимали, что у нас заканчивается топливо, сложности с проездом, мы не можем найти путь – возвращались назад, пополняли запасы топлива, еды, прорабатывали новый маршрут. Это четкая проработка, потому что если ехать нахрапом, то может быть все очень плачевно.

-2

Про путешествия

Какое место на Земле вы готовы назвать самым любимым? Если надо было бы выбрать раз и навсегда, где остаться, какое место выбрали бы?

— Без раздумий, это Россия. Я был во всех регионах. Крайний регион я посетил буквально две недели назад – Калининградская область. Я могу с уверенностью сказать, что могу поехать в регион, в котором уже был, но он все равно откроется по-новому. Во-первых, когда ты приезжаешь, ты уже не едешь тем же маршрутом, нужно что-то новое. В Калининграде можно проехать по асфальту, а можно по брусчатке, и это совершенно разные уже путешествия. Точно так же с Арктикой, Дальним Востоком, Севером. У нас вся страна невероятно уникальна. Пример тому – моя история: родился я в Магадане, жил в Санкт-Петербурге, Москве, сейчас живу в Ярославле и в следующем году планирую приехать во Владивосток со своей семьей и пожить здесь месяца два-три. Хочется сменить обстановку, и чтобы моя семья, мои дети пожили в этом прекрасном климате, рядом с морем, после этого другой какой-то регион посетим.

Можете составить топ мест на Дальнем Востоке, которые обязательно должен посетить каждый?

— Давайте пойдем по порядку – с запада на восток. Первый – это, конечно, Байкал, причем если зимний, то это со стороны Ольхона, а если летний, то со стороны Бурятии. Это абсолютно два разных места.

Дальше – Амурская область. Благовещенск уникален тем, что на одном берегу реки – Россия, а на другом – Китай. До пандемии можно было без визы посетить эту страну – шикарно, был паром, сейчас делают канатную дорогу и мост. Также в Амурской области есть космодром «Восточный», развивается промышленный туризм, туда можно попасть, и это очень интересное место. В районе Тынды есть много золотодобывающих компаний, которые показывают процесс добычи.

Хабаровский край – это, безусловно, север региона – Шантарские острова с китами, которые никого не оставят равнодушным.

Приморье – тут уникально все – бухты, природа, а север края – это отдельная история, там местами красивейший песок, голубое море с лагунами, по мне, он может затмить некоторые заграничные курорты, понятно, что сервиса там не хватает, но локация невероятная.

Якутия – это зимняя история. Народ саха научился монетизировать мороз, когда с ним все борются и бегут от него, они создали музей вечной мерзлоты.

Магадан – это самая восточная точка, куда можно доехать по круглогодичной трассе «Колыма», которая сама по себе является уникальным местом – дорога из костей, место ГУЛАГа и т. д. Ты можешь приехать в Нагайскую бухту и побывать в самой восточной точке, куда можно попасть только по круглогодичным дорогам.

Чукотка – первая плавучая атомная станция, Певек и поселение морских китобоев, которые с 11 века добывают морского зверя – это часть их жизни и сейчас. Я недавно вернулся оттуда, снимал там документальный фильм. На протяжении месяца жил с ними и надеюсь, что получится хорошая картина, которая выйдет уже в декабре под названием «Легенды китобоев». Я очень постараюсь показать современных китобоев, они трансформировались, но не потеряли свою внутреннюю модификацию – это очень уникально. Ну и, конечно же, жемчужиной всего этого на востоке Чукотки – мыс Дежнева с видом на Америку, мало кто знает, но между нашими границами всего четыре километра – это ближе, чем кажется.

Ну и конечно, нужно отметить Курилы, они разные, северные похожи на Камчатку с вулканами, южные напоминают доисторические места. Мне кажется, что уже в скором времени Курилы станут настоящим хитом, какими в свое время стали Кольский полуостров, Карелия, Дагестан, Байкал и Алтай.

-3

Путешествия на Дальний Восток и в Арктику – это очень дорого. Есть ли лайфхаки, как сэкономить?

— Могу сказать, что отправиться в путешествие 5–10 лет назад и сейчас – это небо и земля, несмотря на то, что все цены выросли, поездка сейчас будет дешевле, в некоторых случаях до 10 раз. Связано это с тем, что наше правительство взяло на адаптацию северные и дальневосточные направления и сейчас перелеты стоят вменяемых денег.

Например, на Чукотку можно улететь за 15 тысяч рублей, полет в Сочи может быть дороже. Можно слетать на Чукотку или на Камчатку, или в Магадан за 30 тысяч рублей туда-обратно, я считаю, что это уже недорого. Внутри также появляется огромное количество предложений по кемпингам, размещениям в отелях, всевозможные базы, турпродукты, касающиеся прогулок по морю.

Единственный вопрос касается того, что в погоне за дешевизной мы можем получить не очень качественную услугу и примером этому служит недавняя трагедия на Камчатке, где группа пошла по не очень сложному маршруту и к тому же не была подготовлена, скорее всего. Во время путешествий по северу я много встречал людей, которые были не подготовлены и получали обморожение, замерзали и даже были летальные исходы – это люди неодетые. У меня есть экипировка, я могу в ней в Арктике упасть в сугроб и сутки пролежать в нем, и я не получу никакого обморожения. Тут важно не гоняться за дешевизной: техникой, оборудованием, не подготовленными инструкторами.

То же самое и с перелетами. Можно полететь какой-то дешевой авиакомпаний, у которой нет никакого сервиса качества, хорошей подготовки безопасности, а можно – каким-нибудь национальным перевозчиком и получить хороший сервис, который будет дороже, но ты понимаешь, за что ты платишь. Нужно всегда взвешивать все «за» и «против» и выбирать не дешевый, а лучший. Иногда лучше переплатить, но получить больший спектр эмоций.

-4

Про дальневосточников

Про жизнь в крупных городах Дальнего Востока россияне примерно знают. Расскажите, как живет Дальний Восток за пределами Владивостока, Хабаровска или Магадана. Какие там люди?

— Люди добрые и открытые, очень искренние. Мы вот были на съемках, после которых поехали вместе с коллегами и журналистами в тур, в котором увидели самые уникальные точки. Мы приехали в один из населенных пунктов, я считаю, что это вообще жемчужина Чукотки – норвежские домики, сопочки.

И в самом центре этого поселения ты выходишь из дома, закрываешь спокойно дверь и ключ кладешь под коврик. Я думаю, что все знают, что он там находится, и ты относишься к этому абсолютно спокойно. А еще дальше – на севере Якутии, в арктической ее части, где живут староруссы, – там люди, чтобы показать, что никого нет дома, подпирают дверь чем-нибудь. А не закрывают двери они исторически, потому что там были белые медведи, и они до сих пор есть, и если ты его встретишь, то можешь просто укрыться от него в любом доме. Вот представьте себе, на дворе 21 век, мы выбираем себе железные двери, всевозможные умные домофоны, сигнализации, камеры видеонаблюдения, а люди подпирают дом палочкой, и у них нет преступлений.

-5

Вы уже путешествуете долгое время, как изменился Дальний Восток?

— Это абсолютно два разных места. К примеру, когда впервые был проведен во Владивостоке ВЭФ, то тут на острове на ровном поле сделали кампус – невероятно красивое и технологичное место. Местные жители скептически относились к этому. У меня в городе живет много друзей, и они все говорили: «Ну кому это нужно?!». А тут получается, что остров был практически пустой, имел сложности с транспортной доступностью, люди здесь жили как отшельники, а сейчас это современное место притяжения мирового бизнеса, политиков. Когда здесь не проходит форум, тут учатся обычные студенты, и это невероятно. Это я рассказал только про один Русский остров, а вы представьте, что за это время изменилось на всем Дальнем Востоке? Да все изменилось за это время: инфраструктура, подход ко всему, появился сервис, вошли крупные игроки. После событий 24 февраля огромное количество денежного потока остается в России и бизнес начинает вкладывать в Дальний Восток.

Про планы

Расскажите о своих планах на ближайшее путешествие, куда планируете?

— У меня в этом году было уже пять экспедиций и одна съемка документального фильма, после ВЭФ я отправился в Хабаровск, где у нас в планах отснять материал про истребителя пятого поколения – это очень интересная тема, которая ранее была закрыта, а сейчас мы получили доступ для съемок и хотим об этом рассказать. Потом у нас будет Магадан, где будем поднимать самолет, который нашли в прошлом году во время нашей поисковой экспедиции, этот самолет времен освоения Колымы – единственный сохранившейся во всем мире. Потом у нас будут съемки в Якутии, на Курилах, а после этого я хочу съездить со своей семьей в отпуск.

Как ваша семья относится к вашей работе?

— Я готовил свою жену к этому еще в начале отношений. Я взял ее с собой в несколько экспедиций, она увидела все изнутри: ездила с нами в Арктику, где провела со мной два месяца, и я понял, что это тот человек, с кем я готов связать свою жизнь. На побережье моря Лаптевых в Якутии я сделал ей предложение: взял кольцо с якутским бриллиантом и попросил ее руки под северным сиянием. Она, конечно же, сказала да. Она прониклась моей работой, она понимает всю ценность и важность того, чтобы донести и рассказать про природу, людей, малочисленные коренные народы. Я признаюсь, что, когда я впервые 10 лет назад приехал в Арктику, они мне все казались на одно лицо, а сейчас я могу отличить чукчу от юкагирка – они все разные, у всех разные культура, языки, подходы, религии. Ты понимаешь, что культура этих маленьких народов уникальна, а представьте, насколько тогда уникальна культура нашей большой страны?

Наша миссия – отцифровать и показать эту культуру, традиции и быт людей в формате Арктики и Дальнего Востока.

А можете представить свою жизнь без всего этого?

— Наверное, нет. Я занимаюсь тем, что мне нравится. Вот как только мне перестанет это нравится, я в секунду перестану этим заниматься, потому что не буду получать от этого удовольствия – это будет рутиной. Возможно, я пойду в танцы или буду делать массаж или готовить вкусную, а может, и невкусную еду – буду заниматься тем, чем мне захочется на тот момент (смеется). Но пока что я чувствую, что это только начало и тут непочатый край работы, и много есть чего рассказать и показать. Мы 10 лет ездим и снимаем Арктику, вроде бы один и тот же контент, но это все всегда по-другому.

Фото: предоставлено Богданом Булычевым