С сегодняшнего дня для российских туристов закрыт въезд в Эстонию, Латвию и Литву, независимо от того, какая страна выдала шенгенскую визу. Парламент Литвы кроме того принял решение о продлении режима ЧП в стране до 15 декабря в связи с событиями на Украине. К "визовому демаршу" Прибалтийских стран присоединилась и Польша.
Запрет не для всех
Говорить об опустившемся железном занавесе пока всё–таки преждевременно: некоторые граждане РФ смогут пересекать границы Прибалтийских государств. Исключения будут делаться по гуманитарным и семейным обстоятельствам. Ограничение также не коснётся водителей грузового автотранспорта и дипломатов. Финляндия, кстати, пока не ограничивала въезд для россиян с шенгенскими визами, но, как ранее писал "ДП", сократила приём визовых заявлений от россиян с 1 сентября до 100–200 в день.
Правительства Прибалтийских государств признают, что их экономика понесёт потери, отмечают эксперты, с которыми пообщался "ДП". Упадёт загрузка гостиниц, спа–комплексы потеряют заметную долю клиентов. Доходы от туристического бизнеса в Прибалтике всегда были значимой статьёй в структуре ВВП. Теперь с этим пунктом будут проблемы. В целом эксперты считают, что Прибалтийские государства в будущем вновь откроют въезд российским туристам. Правда, не стоит ждать этого в ближайшие несколько лет.
"Грань “рентабельность” туристическим объектам стран удавалось пересечь при условии объединения финских, шведских и российских туристов. В их гостиницах преобладала шведская, финская, эстонская и русская речь. Иных гостей там очень мало. Неизвестно, в каком состоянии страны окажутся к весне, но я предполагаю, что потери для экономик стран составят 3–5% ВВП", — поделился своим видением профессор СПбГЭУ Николай Межевич. При этом Финляндия, по его мнению, не пойдёт по аналогичному сценарию: "Однажды в финском МИД я услышал фразу “Мы очень любим наших эстонских братьев, но не всегда должны поступать как они”".
Денежки врозь
По данным Статистического управления Эстонии, в 2021 году в отелях страны останавливались 1,6 млн внутренних туристов (+22% к 2020 году) и лишь порядка 600 тыс. иностранцев (+17% к 2020 году). По данным Пограничной службы ФСБ РФ, в 2019 году россияне совершили более 1,8 млн поездок в Эстонию. В том числе пересекали российско–эстонскую сухопутную границу на автотранспорте 916 тыс. раз, в пешем порядке — 868 тыс. раз. С осени 2021 года Эстония пускала российских туристов, но для выезда из РФ по суше нужны были веские основания, а прямого авиасообщения не было. В первом полугодии 2022–го границу с Эстонией, по данным Погранслужбы ФСБ РФ, россияне "с основаниями" пересекали 297 тыс. раз, в том числе 168 тыс. раз на автомобильном транспорте и 126 тыс. раз пешком.
В Латвии, согласно Центральному статистическому управлению страны, в прошлом году сократилось количество иностранных туристов: они пересекли границу 1,937 млн раз, что на 39,5% меньше, чем в 2020–м, и в 4,3 раза меньше, чем в 2019–м. Траты иностранцев в стране тоже упали и составили 179,9 млн евро (–25% к 2020 году). Российских туристов в 2021–м в стране побывало 245 тыс. Традиционно весьма важны российские туристы для Финляндии: на их долю приходится 19% в общем доходе страны от международного туризма. По данным аналитического центра сервиса поездок и путешествий "Туту.ру", в топ–10 популярных автобусных направлений по итогам лета 2022 года вошли Таллин, Хельсинки, Рига, Нарва и белорусские города. Причём направление Петербург — Таллин составляло 15% от всех зарубежных автобусных направлений, а Петербург — Хельсинки — 12%. Финляндия и Эстония пользовались повышенным спросом в том числе из–за возможности вылететь в Европу из аэропортов Хельсинки и Таллина.
Бизнес под ударом
Говорить о том, что для российского туристического бизнеса закрытие Прибалтики станет большой проблемой, не приходится. Спокойно себя чувствуют и перевозчики. Руководитель отдела продаж и маркетинга АО "Евролайнс" (российское представительство Lux Express Group) Наталья Арефьева указывает, что на рейсах компании доля пассажиров с российским гражданством составляет чуть больше 50% от общего числа. И далеко не все из них путешествуют с целью туризма. Как минимум половина совершает поездки по веским основаниям: с целью посещения близких родственников в Эстонии или других странах либо с двойным гражданством и ВНЖ. Поэтому часть пассажиров по–прежнему может совершать поездки.
"По данным продаж билетов на наши рейсы на ближайшее будущее, заметен спад количества российских пассажиров по сравнению с концом августа — их доля снизилась на треть. Загрузка автобусов на рейсах в Прибалтику на позапрошлой неделе составляла 84%, на прошлой — около 80%, а на этой мы ожидаем чуть более 60%", — поделилась Арефьева.
Впрочем, активное посещение Прибалтики туристами из Петербурга и Москвы и так оказалось ограничено по объективным причинам более 2 лет назад. До пандемии спрос на посещение соседних стран действительно был высоким. В Lux Express вспоминают, что в 2019 году ежедневно отправляли по 11 рейсов в Таллин, по четыре — в Ригу и Йыхви. Суммарно количество рейсов в обе стороны доходило до 40 в день. В начале сентября 2022–го оно заметно снизилось: семь — в Таллин и один — в Ригу.
В компании Ecolines прогнозируют, что принятые странами Прибалтики решения о закрытии границ для россиян уменьшат пассажиропоток в них на 50–60%, но при этом спрос перераспределится на финское направление.
"Пока Финляндия пускает людей по всем типам виз, поэтому часть потока перейдёт туда. На финском направлении сейчас достаточно большая глубина продаж: на 20 дней вперёд нет никаких билетов, ночные рейсы раскуплены на месяц вперёд", — рассказал директор по маркетингу российского подразделения компании Ecolines Андрей Волков.
Сезон, начавшийся с 1 сентября, и так считался низким для поездок в Прибалтику. Помимо международных поездок компании стали активнее возить туристов по внутренним направлениям. По словам Андрея Волкова, если до 2020 года количество внутренних рейсов составляло около 15% от общего числа отправлений, то сейчас — 45%. Тем не менее любые ограничения негативно сказываются на туристической отрасли, которая и так в последнее время испытала множество потрясений. Помимо перевозчиков, осуществляющих регулярные рейсы, в Эстонию, Латвию и Литву туристов возили транспортные компании (заказные нерегулярные перевозки), указывает генеральный директор ООО "Драйв–тур" Кира Журавская. "Возможно, рейсов по этим направлениям они совершали не так много. Но они присутствовали в предложениях компаний и позволяли им выживать. Теперь этой доли выручки компании лишатся", — резюмирует она.
Часть деловых туристов ездила в Латвию, Эстонию, реже — в Литву. Рига служила удобным хабом для рейсов в Европу, и нередко бизнес–путешественники летали через неё. В 2022 году (до сентября) количество командировок из Петербурга в страны Прибалтики снизилось на 75% по сравнению с 2021–м. Количество купленных авиабилетов из Северной столицы в страны Прибалтики в 2020 году снизилось на 57% к 2019–му, в 2021–м — на 69% к 2020 году, а в 2022–м и вовсе на 81% к 2021–му. Направление Санкт–Петербург — страны Прибалтики нельзя назвать очень востребованным у бизнеса. Так, объём купленных авиабилетов из Северной столицы в эти страны в 2019 году составил лишь 1% от общего количества билетов из Петербурга. То же самое наблюдалось и в 2018 году. В пандемийном 2020–м бизнес Петербурга лишь в 1,1% всех купленных авиабилетов от общего числа выбирал страны Прибалтики. В 2021–м — лишь в 0,2%. В 2022 году этот объём ещё меньше прошлогоднего — он стремится к нулю. Ещё в 2019 году деловые туристы ездили на поездах из Петербурга в страны Прибалтики в 0,04% случаев. В основном железнодорожный транспорт они выбирали для иных направлений. Здесь стоит пояснить, что первенство для командировок держали "Сапсаны" и другие скоростные поезда, а это не прибалтийское направление.
Если бы ситуация с закрытием Прибалтики произошла несколько лет назад, в 2018 или 2019 году, проблема была бы гораздо острее, чем сегодня. Два тяжёлых года пандемии, как ни странно, позволили "сгладить углы", люди привыкли жить в постоянно меняющихся условиях. Это коснулось и планирования поездок. За эти годы путешествовать в Эстонию, Латвию и Литву в принципе стали реже. Ранее к соседям (особенно в Эстонию и Латвию) из Петербурга ездили очень часто. Для туристов всего Северо–Запада это были доступные варианты поездок на сравнительно короткие сроки. Люди привыкли не соблюдать условности по визам. Сейчас, если вы приедете в Финляндию с итальянской визой, её могут аннулировать. Ранее в Прибалтику ездили в основном на автобусах на 2–3 дня с посещением крупных городов. Сейчас отрасль штормит, автобусные поездки в ближайшую заграницу отменяются. У нас не было проданных билетов на даты после 19 сентября. Ранее бывали ситуации, при которых люди в новых условиях не успевали получать визы, чтобы отправиться в путешествие. Мы в подобных случаях возвращаем деньги клиентам. Массовых поездок в Прибалтику в последнее время и так не было. Туда традиционно чаще ездили на детские каникулы или на Новый год, поэтому проблема закрытия границ тоже не выглядит так остро.
Ситуация с коронавирусом и так сказалась на туристической индустрии Петербурга и стран Прибалтики. Начавшийся в пандемию кризис продолжается. Россияне любили ездить в Прибалтику, от этого выигрывали и наши небольшие города. Москвичи переезжали границу Псковской области и останавливались там, поэтому регион тоже получал поток туристов, которые тратили в нём деньги. Прибалтийские государства часто выбирали как транзитные, поэтому запрет на въезд в них скажется и на других странах.
Прибалтика сейчас находится в состоянии "скукоживания", потому что столкнулась с катастрофическим оттоком населения. Трудовая миграция, уезжают в первую очередь молодые. Страны превращаются в государства стариков. В этом смысле они испытывают внутренний кризис. Курс врага в лице России позволяет объединить население. Я не думаю, что страны будут сильно грустить от отсутствия русских туристов, но они потеряют доходы. Мотивация там эмоциональная. В ближайшее время, я думаю, границы открываться не будут. От внешнеполитического форс–мажора пострадало большое количество отраслей бизнеса. Я не думаю, что для туризма закрытие Прибалтики станет сильным ударом.
https://www.dp.ru/a/2022/09/19/Mjortvij_sezon?from=dzen-news