Датой основания завода ИЖ как мотопроизводства считают 1928 год, когда под руководством Можарова Петра Владимировича были созданы чертежи, а вскоре и опытные образцы мотоциклов. Без этого человека скорее всего не существовало бы наших мотоциклов ИЖ именно он весной 1928 года подал предложение создать мотопроизводство на "Ижстальзаводах"
К осени 1929 года были готовы сразу пять образцов Иж-1 ,Иж-2, Иж-3, Иж-4, Иж-5. 17 сентября 1929 года Пётр Владимирович сам лично впервые выехал на мотоцикле ИЖ-1 за пределы города Ижевск. Это был тяжелый мотоцикл весом около 300 кг.
Также мотоцикл имел силовую установку состоящую из двигателя с V-образным расположением цилиндров и объемом 1200 куб.см мощностью 24 л.с с поперечным расположением цилиндров относительно рамы. Для своего времени это была довольно оригинальная передовая компоновка. Крутящий момент передавался на заднее колесо с помощью карданной передачи в связке с трехступенчатой КПП.
Максимальная скорость мотоцикла составляла 65-70 км/ч. Оригинальным техническим решением была штампованная рама имевшая в нижней части полость которая одновременно выполняла роль глушителя.Благодаря внушительной массе и параллелограммной вилке мотоцикл устойчиво вёл себя на дороге. Передняя вилка, сочетавшая свойства параллелограммной и рычажной, были навеяны идеями конструктора Эрнста Нойманна-Неандера.
Следующей моделью был мотоцикл ИЖ-2 который стал результатом доработки ИЖ-1 под версию с коляской, а также он получил принудительное охлаждение.
На фото хорошо видно что силовая установка осталось прежней но на нее установили кожух для распределения воздушного потока от вентилятора охлаждения. Также заметна причудливая для наших дней брезентовая "палатка" установленная на место пассажира в коляске. Колесо бокового прицепа оснащалось приводом что повышало проходимость мотоцикла.
Мотоциклы Иж-1 и Иж-2 были полностью проектом Пётра Владимировича Можарова и изготовлены были в Советском Союзе, но уже на модели мотоцикла Иж-3 для сокращения разработок и затрат на производство был применен силовой агрегат фирмы Wanderer.
Двигатель представлял из себя четырехтактный двухцилиндровый V-твин с рабочим объемом 750 куб.см. и поперечным расположением коленвала относительно рамы.
Интересным техническим решением стала конструкция привода на заднее колесо цепью где цепь работала в герметичном кожухе и заполненным маслом то есть в масляной ванне такое решение даже сейчас редкость.
Мотоцикл Иж-3 стал вторым мотоциклом из пяти на котором в качестве привода была применена цепная передача.
Однако на ряду с моделями относительно тяжелых мотоциклов был представлен самый легкий из пяти мотоцикл ИЖ-4. Силовой установкой мотоцикла был двигатель фирмы "Шток" двухтактный, одноцилиндровый, рабочим объемом 200 куб.см.
Мотоцикл был самым лёгким но благодаря продольному расположению коленвала двигателя относительно рамы по аналогии с современными Уралами и Днепрами имел привод карданом на заднее колесо.
Усредненным решение как по массе так и по кубатуре двигателя стал образец мотоцикла ИЖ-5 получивший рабочее название "Композиция".
Мотоцикл был создан с использованием узлов и агрегатов немецкого 500-кубового мотоцикла Neander впоследствии выпускаемого компанией OPEL. В основу внешнего вида также легли доработанные части мотоцикла Neander.
Интересным было то что уже в то время на всех пяти образцах были использованы 4 разных двигателя (200, 500, 750, 1200 куб.см). А также откатано два типа привода карданом и цепью и соответственно несколько ходовых частей. Видимо уже тогда была цель запустить в производство весь модельный ряд от легких до тяжелых мотоциклов. К сожалению в последствии когда на заводе началась "Космическая" серия Планет и Юпитеров от этого отказались так как по сути все модели этих мотоциклов отличались только облицовкой, а прирост лошадей обеспечивали изменением степени сжатия и доработкой ШПГ.
Но вернемся к нашей пятерки первых, к осени 1929 года все мотоциклы приняли участие во Втором Всесоюзном мотопробеге проехав без нареканий не только трассу мотопробега, а это около 3000 км но и расстоянии от Ижевска до Москвы.
К сожалению после пробега комиссией к серийному производству был одобрен только самый легкий мотоцикл Иж4 но и этот проект вскоре закрыли.
Можаров был переведён из Ижевска в Питер, а потом в Москву, где его прикомандировали к Научному автотракторному институту (НАТИ), занимавшемуся разработкой тяжёлого армейского мотоцикла. В 1934 году он получил путёвку в санаторий в Сочи, куда и отправился для поправки здоровья. Оттуда Можаров уже не вернулся. Родственникам сообщили о его самоубийстве. Что подтолкнуло его к этому шагу, неизвестно.
Долгое время даже было неизвестно, где и как Можаров был захоронен. Только в 2015 году могилу Петра Владимировича Можарова чисто случайно нашли на одном из кладбищ города Сочи.
Также читайте:
#мотоцикл #техника ссср #мотоциклы ссср #top #назад в ссср #мопеды #мопеды ссср