Сегодня Церковь отмечает день Святого Духа. Святой Дух есть третье Лицо Пресвятой Троицы, истинный Бог. Святой Дух имеет ту же божественную природу, что и Отец, и Сын, ту же честь, и силу, и славу, единую с Ними волю божественную, и поэтому Он равно почитается вместе с Отцом и Сыном. Святой Дух сугубо действует в Церкви Христовой, как Господь обещал Своим ученикам, что когда Я уйду от вас, придет другой Утешитель, Дух Святой (Ин. 15:26). Это произошло после Вознесения Господа, в Пятидесятницу как мы знаем, и Дух Святой стал действовать так обширно, так сильно в роде человеческом, как никогда за всю предшествующую историю.
В древности возникали различные ереси в отношении учения о Духе Святом. Еретики-македониане говорили, что Он не Бог, а некое творение Божие. Это отвергли святые отцы на Втором Вселенском соборе как «ересь духоборцев», и добавили в символ веры слова «Верую… в Духа Святаго, Господа… Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима». Эти два слова «спокланяема и сславима» означают «поклоняемого и прославляемого наравне с Отцом и Сыном». А равное поклонение и прославление может воздаваться только равному, то есть, Дух Святой равен Отцу и Сыну.
Но указанная ересь противоречит и Священному Писанию, в котором мы читаем, как апостол Петр сказал Анании: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому? Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5:3-4). То есть, ясно говорится о том, что Дух Святой есть Бог.
Другое лжеучение о Духе Святом сводилось к тому, что Он не является личностью или лицом, ипостасью Святой Троицы, но некой безликой силой Божией, какой-то божественной энергией. И это тоже противоречит слову Божию, в котором описывается, что Дух Святой говорит (Ин. 16:13, Деян. 13:2), любит (Рим. 15:30), имеет волю, делая то, что «Ему угодно» (1 Кор. 12:11, Деян. 15:28). Говорить, любить и обладать волей может только личность, а не безликая сила вроде электричества или силы тяготения. Дух Святой это «Кто», а не «что».
Упомянутые ереси возникали из-за того, что люди, которые их придумали, были сами чужды Духа Святого. Он обитает в сердцах верующих, которые со смирением принимают то, чему учит Церковь Ххристова. Он как раз Тот, Кто и освящает нас, и вразумляет, и наставляет, и ведет по пути спасения, открытом Господом Иисусом Христом.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали слова о том, что Церковь является высшим авторитетом. Это Господь Иисус Христос сказал на примере судебных тяжб, что если против тебя согрешил брат твой, сначала обличи его, потом при одном свидетеле, потом при двух или трех свидетелях, «если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:16). Церковь указывается как последняя инстанция и высший авторитет на земле.
Почему же Церковь наделена таким авторитетом? Исключительно потому, что она является местом сугубого присутствия и действия Духа Святого. Про Церковь сказано, что она есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). Это потому что Дух Святой обитает в ней, как обещал Господь Иисус Христос Своим ученикам: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 14:26). На протяжении двух тысяч лет христианской истории Дух Святой продолжает наставлять нас на всякую истину и уберегает Церковь от впадения в ересь. Какие-то отдельные индивидуумы или даже сообщества могли впадать в ереси и отделяться от Церкви, но вся Церковь не может, и никогда не впадет в ересь, как Господь обещал, что врата адовы не одолеют ее (Мф. 16:18).
Также в Священном Писании сказано, что Церковь святая (Еф. 5:27). Но никто из нас не может сказать о себе как о святом. Все мы грешные, немощные, несовершенные. Церковь святая не из-за нас, и даже не благодаря лучшим из нас. Церковь святая именно благодаря Духу Святому, Который обитает в ней, и все святые стали святыми благодаря Ему. Начиная с таинства миропомазания мы становимся сопричастны действию Духа Святого, и всю нашу христианскую жизнь Он помогает нам. Поэтому все наши молитвенные правила начинаются с молитвы Духу Святому – «Царю Небесный…». Даже таинство евхаристии – самое великое таинство, - и оно совершается Духом Святым. Священник произносит: «Преложив Духом Твоим Святым».
Все хорошее, что мы получаем в Церкви – от Духа или через Духа. Так что будем благодарить Бога Духа Святого за Его освящающее действие, и под этим действием шествовать туда, где Господь желает всех нас увидеть.