Найти тему
Иерей Георгий Максимов

О пророчестве Каиафы и заговорщиках против Христа

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали, как происходило совещание иудейских первосвященников и фарисеев, на котором они приняли решение предать Христа смерти. И раньше они злобствовали на Него, но окончательное решение было принято именно на этом собрании. Вопрос, с которого началось собрание, был таким: «Что нам делать? Этот Человек много чудес творит» (Ин. 11:47). Казалось бы: в чем проблема? Радоваться нужно! Но далее заговорщики указывают причины, почему они не радуются и считают это проблемой: «Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Ин. 11:48). То есть, если народ консолидируется вокруг Иисуса, то будто бы римляне решат, что иудеи взбунтовались, и пошлют войска захватить Иерусалим и вообще всех.

Слушая со стороны, можно было бы подумать, что это люди, которые очень заботятся о благе народа, и движимы патриотическими соображениями. В действительности же это было лишь прикрытием их злобы. Никакой угрозы для власти римского императора Господь Иисус Христос не представлял, поскольку Он нигде не провозглашал Себя царем. Был момент, когда толпа пыталась взять Его и сделать царем, но Он уклонился; был и другой момент, когда Его пытались спровоцировать на словесное выступление против императора, Он также не поддался на это.

Власти императора Христос нисколько не угрожал, но вот духовной власти первосвященников и фарисеев угрожал, потому что люди переставали их слушать и воспринимать как авторитеты. И даже если тогдашние слушатели Иисуса не считали Его воплощённым Богом, но, по крайней мере, они верили, что Он пророк Божий и может творить чудеса, а книжники, фарисеи и первосвященники могли только разглагольствовать. Ни исцелить ни воскресить они никого не могли. Из-за этого возникла в их сердцах зависть и злоба, которую они пытались замаскировать различными оправданиями, в данном случае – заботой о благе народа и защитой его от римлян.

При этом перед Пилатом они выставляли другие причины – заботу о том, чтобы никто не посягнул на власть римского императора, например. Подлинную причину, - свои зависть и злобу - они не называли никому, включая самих себя.

То, что ими движет именно злоба, видно из решения, которое они предлагают для выдуманной ими проблемы. Даже если представить, что действительно есть угроза от проповедей и чудес для народа и города Иерусалим, то почему именно убийство должно быть решением? Они не сказали: пойдем и будем увещевать Иисуса, попросим Его не делать чудес ради спасения народа. Нет. Только убийство. Эти заговорщики, конечно, не считали Иисуса воплощённым Богом или даже пророком, но они, в любом случае, знали, что убийство - это грех. И вот эти верующие люди, которые выставляют себя как ревнители закона Божиего, обсуждают и соглашаются на тяжкое и сознательное нарушение этого закона – якобы ради всеобщего блага.

И мы знаем, что Бог посрамил эти их соображения, потому что именно то, чего они на словах опасались и ради чего они решились предать Господа смерти, и пришло на них. Через сорок лет после распятия Христа пришли римляне и захватили Иерусалим, разрушили, покорили и жестоко унизили иудейский народ. На протяжении многих веков иудеям было запрещено селиться в городе Иерусалиме. Сам город был переименован, иудеям туда разрешалось входить только один день в году за большую плату для того, чтобы оплакать свое унижение. Этому их подвергли как раз те самые римляне, ради защиты от которых они решились на сознательное нарушение заповеди Божией.

Так же Господь посрамляет и тех, кто будучи человеком Церкви, при этом решает руководствоваться в своих действиях не соображениями правды Божией, а политическими, земными рассуждениями. И вот он предлагает ради хорошей цели совершить грех. Говоришь ему: «А как же заповеди?» И в ответ: «Да ладно, мы здесь в реальном мире живем, не надо про заповеди, пусть это будет меньшее зло». Но выбирая из двух зол меньшее, мы все равно выбираем зло. И когда так поступают верующие, Господь не оставляет это без сугубого наказания.

И наоборот, Господь награждает за верность Его слову. Не всегда такой наградой становится какое-то земное утешение или земной успех. Мы помним пример святых Бориса и Глеба, когда они отказались нарушать заповедь Божию даже под угрозой смерти. Им наградой стал венец в Царстве Небесном. Ну а для тех иудеев, которые совещались против Христа, наказанием стало как раз то, чего они боялись. Все упомянутые ими вещи - такие, как приход врагов, война, захват городов – происходят в результате грехов народа и лидеров народа. И на самом деле если бы заговорщики отказались от своего злого замысла, если бы они последовали за Христом, именно в этом случае не случилось бы того, чего они боялись.

Есть еще кое-что, о чем стоит сказать при рассмотрении данного отрывка. На том нечестивом собрании первосвященник Каиафа сказал слова, которые оказались пророческими, как пишет об этом сам евангелист Иоанн, а именно то, что Христос умрет за спасение народа. Народа нового, святого, который составляется из всех, кто поверил во Христа. Евангелист Иоанн отмечает: «Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин. 11:51-52). То есть, Каиафе было дано сказать это пророчество, потому что он был на тот год первосвященником. Столь велика благодать и сила архиерейства, как комментирует эти слова святитель Иоанн Златоуст. За всю историю человечества не было греха более тяжкого, чем осуждение на смерть Христа, но даже этот грех не лишил автоматически благодати священства Каиафу. И, как говорит святитель Иоанн Златоуст, Дух Святой коснулся лишь его уст, но не коснулся сердца.

Я вспоминаю, как одна женщина, которая была у раскольников, а затем, слава Богу, покаялась и вернулась из раскола в Церковь, делилась своими размышлениями. Известно, что раскольники любят хулить патриарха и вообще архиереев, они обычно называют их «лжепатриарх», «лжеархиереи». И вот она говорила, как, читая Евангелие, удивилась тому что даже про Каиафу и другого первосвященника Анну, которые принимали участие в осуждении Христа на смерть – даже про них евангелист не говорит, что они лжепервосвященники, но называет их первосвященниками. Как же наши раскольники дерзают лишать сана патриарха или архиереев, хотя у них нет такой власти? Только собор может лишить сана архиерея или патриарха. Через это видно, что та же злоба, которая толкала фарисеев против Христа, толкает нынешних раскольников против преемников апостолов Христовых, - архиереев и патриарха. Ни из-за какого греха не происходит автоматическое лишение сана, благодать священства действует, пока законной церковной властью сан не был снят. Так что эти евангельские слова написаны, с одной стороны, для того, чтобы миряне не подпадали искушению поносить духовенство за подлинные или мнимые грехи и выказывать неуважение священному сану, если Сам Господь почтил священный сан в Каиафе, несмотря на его чудовищное недостоинство.

Но, с другой стороны, эти слова сказаны и для духовенства, и для архиереев, чтобы они не думали, что самим по себе своим местом и благодатью священства можно спастись, если дела, которые они делают, идут вопреки закону Христову. Как Каиафу не спасло его первосвященство, так и никого из совершающих грех, находясь в сане, не спасет его сан, хотя таинства, которые они довершают, действительны. Как пророчество Каиафы оказалось действительным, так и таинства, совершаемые даже недостойными священнослужителями, оказываются истинными, потому что совершителем их является Бог, а не человек. Поэтому будем беречь себя от повторения пути заговорщиков против Христа, чьи речи мы слышали, но будем подражать святым Божиим.