Найти тему
Иерей Георгий Максимов

"Я и Отец - одно" - что это значит?

В сегодняшнем евангельском чтении много говорится о двух главных догматах христианства. Во-первых, о Триединстве Бога, о том, что Бог один по природе, но троичен по ипостасям, или если говорить на более понятном для современного человека языке, по личностям – это первый догмат. И второй догмат, что одна ипостась, или Лицо, или Личность из Святой Троицы ради нашего спасения воплотилась, то есть, приняла человеческую природу, не лишившись при этом божественной природы. Вы знаете, что есть неверующие и иноверцы, которые отвергают эти истины, они говорят, что это христиане сами все придумали, обожествили Христа, а Он якобы был простым человеком и ничего не говорил о том, что Он Бог.

Сегодняшнее евангельское чтение опровергает их утверждения. В нём мы слышали, как Господь Иисус Христос прямо говорит: «Я есть Сын Божий» (Ин. 10:36). То есть Отец, о Котором Он говорит, это именно Бог. Иудеи возмущаются и хотят побить Его камнями. Когда он спрашивает: «Много добрых дел Я сделал для вас, за какое из них хотите вы Меня побить камнями?» (Ин. 10:32), они отвечают Ему: «Не за добрые дела хотим Тебя побить камнями, но за то, что Ты, будучи человеком делаешь Себя равным Богу» (Ин. 10:33). Тогда Господь напоминает им о том, что в ветхозаветном Писании есть строки, обращенные к людям: «Я сказал: вы боги и сыны Всевышнего» (Пс. 81:6).

И многие из тех, кто противится христианскому учению и силится его опровергнуть, говорят: ну вот, это же сказано в Псалтири про людей в переносном значении, значит, и Христос Себя тоже называл Сыном Божиим в переносном значении. Но это опровергается тем, что Иисус говорит далее. Он говорит, что если даже вы в переносном значении можете быть названы сынами Божиими, то как вы гневаетесь на Того, Кого действительно Отец послал, и Кто являет то, что Он Сын Божий, через сами дела Свои? Господь не говорил: верьте Мне на слово, что я Сын Божий. Он сказал: «Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне, а если творю, то… верьте делам Моим» (Ин. 10:37-38) – и далее Он говорит то, что не было сказано ни про одного человека: «верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» (Ин. 10:38).

Дела Отца – это дела Бога. Христос в качестве доказательства ссылается на то, что Он делает дела Бога. Какие это дела? Чудеса, которые Он совершал, и в особенности воскрешение из мертвых, потому что только Бог владеет жизнью и смертью, только Бог может возвращать умерших к жизни. Эти дела Христа действительно свидетельствовали о том, что Он не просто человек, который решил вдруг назвать себя Сыном Божиим, а Он действительно воплощенный Бог. И так же, чтобы не оставалось никаких сомнений, Иисус при этом говорит: «Я и Отец одно» (Ин. 10:30).

Данной короткой фразой опровергаются самые разные еретики, возникавшие в течение человеческой истории. У многих не вмещалось в ум учение о том, что Бог троичен по Лицам и един по природе, им хотелось свести все к чему-то более простому и доступному. Хотя Творец, Который создал нас, априори должен быть более сложным, чем наш ум. Понять Бога – это значит вместить Его в свой ум, а это в принципе невозможно. Поэтому как раз-таки христианское учение о Троице является наиболее достойным Творца, Который превыше человеческого понимания.

И вот одни еретики, ариане, говорили, что Отец, Сын и Дух Святой не равны друг другу, но Сын является творением Отца. Это опровергается словами Христа «Я и Отец одно», - поскольку неравные одним быть не могут, и творение не является одним с творцом, но принципиально отлично от него.

Преподобный Симеон Новый Богослов обращает внимание на то, что Иисус в этом предложении поставил Себя даже первее, чем Отца. Почему? Чтобы показать, что в Троице нет разделения по времени. И Отец, и Сын, и Святой Дух вечно сосуществуют, хотя Отец является причиной Сына и Духа Святого, но не во времени, временем Они нисколько не разделены. Извечно Бог всегда был Троицей, не было такого, что сначала был Отец, потом Он породил из Себя Сына. Само слово «рождение» – это то, что заимствовано из нашего человеческого языка, чтобы хотя бы немножко нам донести ту мысль, что как наши дети, родившиеся от нас, являются такими же людьми, имеют такую же природу, как мы, так и Сын по отношению к Отцу имеет ту же божественную природу, а не является Его созданием. Но разумеется, понятие рождения в плотском смысле недостойно бесплотного Бога, это слово употребляется лишь как то, что помогает нам, исходя из наших реалий, хоть немножко приблизиться к божественной истине.

Другие еретики, савеллиане, говорили, что Отец, Сын, и Святой Дух – это просто имена, которыми пользуется одно Лицо Божие, что нет трех ипостасей, а одна ипостась и одна природа. И будто бы Бог как маски меняет эти наименования. Эта ересь тоже изобличается фразой «Я и Отец одно». Но здесь русский перевод не позволяет увидеть этого, поскольку русский язык имеет в данном месте недостаточные выразительные средства, чтобы передать то, что сказано в Евангелии. А церковнославянский язык имеет, потому что в нем, как в греческом, на котором было написано Евангелие, использована форма глагола «быть». Дословно сказано: «Аз и Отец едино есма». Есма – это глагол «быть» в двойственном числе. То есть мы едино, но при этом не один и тот же. Как отмечали преподобный Исидор Пелусиот и святитель Кирилл Александрийский: если бы прав был Савелий и его последователи, то Иисус сказал бы: «Аз и Отец едино есмь», поставил бы глагол «быть» в единственном числе, но Он поставил в двойственном числе, указывая что единство божественных Лиц при этом не означает их слияния и полного тождества.

То, что Господь открыл нам, что Он не просто Один, но Триедин, это показывает Его доверие нам. Потому что тайнами делятся только с теми, кого считают своими, с чужими тайнами не делятся. Надо оправдать доверие Бога и твердо держаться учения Христова. Кто не верит, что Иисус Христос есть истинный Бог, тот не может называться христианином, не может приступать к таинствам Церкви, пока не примет эту истину, о которой Господь Иисус Христос говорил в сегодняшнем евангельском чтении.

Тайна триединства Божия – это тайна любви. Потому что любовь может быть только между личностями. Потому и сказано, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:7), потому что Бог есть Троица. Если бы Бог не был Троицей, кого бы Он тогда любил до сотворения мира? До сотворения мира Ему тогда, получается, некого было бы любить. Но, как мы знаем, в других местах Священного Писания сказано о любви Отца к Сыну (Ин. 3:35) и Сына к Отцу (Ин. 14:31), о любви Духа Святого (Рим. 15:30).

В силу этой любви Господь и создал нас, чтобы поделиться Своим блаженством с теми, кто захочет этого. И когда мир человеческий отпал от Бога, Бог не оставил людей, пришел к нам, принял наше человеческое естество, и даже пошел на смерть, чтобы нас спасти. Твердо держа эту истину веры Христовой, будем и других учить, кто готов учиться, и постараемся прожить нашу жизнь достойно этого доверия Господа, чтобы не стать нам чужими Ему.

В этом же евангельском чтении сказано, что никто из тех, кто Мои, из тех, кто поверил Мне, «никто не похитит их из руки Моей» (Ин. 10:28). Никто и ничто внешнее не может оторвать нас от Христа, только мы сами можем отпустить эту руку Христову через грехи, неверие, маловерие, от чего да сохранит всех нас Господь.