Найти тему
История. Факты+мысли

Андрей Жданов - литературный инквизитор страны Советов

Поставив задачу построить сказочное государство, в котором «так вольно дышит человек», товарищ Сталин не хуже других понимал, что нарисовать счастливую картинку возможно только на бумаге и в кино. По этой причине кандидатуру на роль партийного цензора в сфере искусства, вождь всегда отбирал гораздо более кропотливо, понимая, насколько этот орган важнее, скажем, наркомата обороны, куда можно было поставить любого бездаря из числа преданных ему соратников. Даже Клима Ворошилова.
К тому же, после войны задача еще больше осложнилась, поскольку миллионы солдат воочию убедились, насколько убога и неказиста доля строителей коммунизма, по сравнению с комфортной жизнью рабов в мире чистогана.

Таким плакатам никто из фронтовиков больше не верил.
Таким плакатам никто из фронтовиков больше не верил.

Выбор пал на бывшего подпольщика под кличкой «Юрий», в миру имевшего фамилию Жданов. Андрей Александрович, до увлечения революционными идеями, успел по году отучиться в сельскохозяйственной академии и Московском коммерческом институте, потому прослыл в Политбюро человеком с интеллектуальным складом ума. Кроме того, в пользу такого решения говорили и все прочие факты из биографии пламенного борца за народное счастье. Так, еще в 1936 году он организовал литературный конкурс на берегах Невы, а через пару лет, успешно перевыполнив план по расстрельным спискам в трех регионах страны, занял должность главы Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б).

В последующие годы, начавшаяся война заставила Председателя Верховного Совета РСФСР тов. Жданова временно отказаться от дальнейших творческих планов, но уже в 1946 году, он вернулся на идеологическую стезю. Правильно поняв намерения Отца народов, бывший руководитель Ленинграда рьяно взялся за прежнее ремесло. Он начал с того, что написал пространный доклад, в котором вывел на чистую воду множество
«далеких от народа подонков, мракобесов и ренегатов от литературы», возомнивших, что после Победы над фашизмом, страну ждут кардинальные перемены.

Досталось и кинематографу. Например, тов. Лукову, снявшего вторую серию фильма «Большая жизнь», партия, в лице тов. Жданова (уловившего тень негодования в глазах тов. Сталина) указала, что «образ рабочих и инженеров, восстанавливающих Донбасс, не отображает реальный уровень духовного развития и материального обеспечения советского человека». В результате картина вышла в прокат только через шесть лет после смерти Главного Кинокритика. Однако, чтобы дожить до этого времени, режиссер одумался, признал вину, сделал выводы и снял другую ленту – «Донецкие шахтеры». Здесь нареканий не последовало, потому что вся страна увидела, как образованные, одетые по последней моде горняки сорят деньгами в забитых товарами магазинах и разъезжают на личных автомобилях.

Таким образом, приструнив зарвавшуюся интеллигенцию, товарищ Жданов подумал, что пришло время показать советскому читателю удачные примеры литературного творчества. Долго искать ему не пришлось, так как советская власть успела наплодить достаточное количество борзописцев, прославляющих то, чего никогда не было. После недолгих размышлений, Андрей Александрович остановил свой выбор на романе «В осаде».

Больше всего, лишенному всякого тщеславия товарищу Жданову, импонировало, что автор, без лишнего драматизма описав обстановку в блокадном Ленинграде, правдиво передала характер главных персонажей, не называя имен. На радостях он прочитал небольшой отрывок из романа Иосифу Виссарионовичу – тоже очень скромному человеку.
- Десятки военных, советских, партийных, производственных работников приходили к нему ежедневно с самыми острыми вопросами, с самыми тяжелыми сомнениями. Они приходили к нему за помощью, за укрепляющим душу словом, за исчерпывающим советом, а порой и за приказаниями. Он готов был отвечать за все и принять на себя всю тяжесть. Ему некому было сказать «Устал», не перед кем было усомниться… Возможно ли!

Здесь товарищ Жданов перевел дух, кротко потупился, но через секунду продолжил с новой силой:
- Только одному единственному человеку в стране мог бы он высказать все как отцу, как другу, как наставнику. Но именно этому одному человеку он никогда не говорил, что ему тяжело, потому что, когда он прилетал к этому человеку в Москву, или слышал в телефонной трубке его голос, все самое лучшее, смелое и сильное поднималось в его душе, и он сам находил в себе и силы преодоления, и беспредельную готовность работать, бороться, добиваться, за все отвечать и вести за собой других.

Вера Кетлинская получила Сталинскую премию за роман «В осаде».
Вера Кетлинская получила Сталинскую премию за роман «В осаде».

На такой липкой патоке, воспевающей руководителей коммунистической партии, воспитывались несколько поколений советских граждан. Через 70 лет, когда пролетарский туман рассеялся, оказалось, что кремлевские идеологи старались не напрасно, так как немалая часть населения разучилась отличать примитивный вымысел от реальной жизни.

ПРОДВИЖЕНИЕ СТАТЕЙ ЗАВИСИТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ОТ КОЛИЧЕСТВА "ЛАЙКОВ" И ЧИСЛА ПОДПИСЧИКОВ.

Дело Уокеров - семейный подряд на ниве шпионажа