Продолжение. Ссылка на предыдущую часть:
17 век, в первой половине которого на исторической сцене появляется даниловское село Хабарово, в школе изучается мало. Многим он запомнился лишь двумя основными явлениями в истории России. Первое – это Смутное время и смена правящей династии. Второе – Раскол, разорвавший русскую церковь на две части.
Оба эти явления оставили глубокий след и в провинциальной истории села Даниловского и его присёлка – села Хабарово. Деятельность монаха Капитона в Троице-Колясниках, проповеди попа Лазаря в городе Романове, самосожжение раскольников в селе Козьмодемьянском – вот наиболее драматичные страницы истории тех неспокойных времен в Северном Заволжье. Даниловская дворцовая волость была несомненно в авангарде движения старообрядчества. Местные раскольники подвергались со стороны властей жесточайшим репрессиям.
Преследования раскольников привели к миграции населения. Старообрядцы покидали свои дома и деревни, пытались скрыться. Уходили семьями, кто на Север, кто на Восток в Сибирь, кто на Юг на Дон в казацкую вольницу. Уходили и на Запад, в Литву. Это направление по какой-то причине оказалось привлекательным для раскольников, бежавших из Даниловской волости Костромского уезда.
Граница с Речью Посполитой в конце 17 века – это нынешняя граница Белоруссии. Именно здесь, в местности под названием Стародубье и нашли пристанище несколько десятков семей переселенцев с севера. Сегодня белорусский город Ветка Гомельской области, городки Злынка и Новозыбков Брянской области на границе с Беларусью известны как старинные центры старообрядчества. Больше всего даниловцев проживало в слободе Зыбкой (Новозыбков) – 44 семьи, в селе Лужки – 15 и в Клинцах – 13 семей.
***
Масштабы миграции и запустения Даниловской волости можно оценить по сведениям первой петровской переписи, которая содержит, например, такие свидетельства:
В июле 1710 г. «на съезжем дворе перед стольником Иваном Федоровым Тяпкиным старосты Дворцового села Даниловского Афанасий Федоров и Федот Никитин сказали, что по переписным книгам 1680 года к Дворцовому селу Даниловскому в приселках Барлове и Реброве, в разных деревнях волостных, крестьянских и бобыльских написано 1510 дворов, а по переписи нынешней 1710 года по приезду переписчиков опустело 733 двора».
Судя по этим записям, на рубеже 17 и 18 веков жители покинули половину дворов Даниловской волости. Это беспрецедентные масштабы. Выходит так, что практически все способные к передвижению семьи покинули свои родные избы и пустились в бега. Остались только слабые, безлошадные, немощные и пожилые.
Некоторые историки выдвигают версии, что таким образом старосты пытались ввести в заблуждение переписчиков, занижая налогооблагаемую базу. В то время налоги собирались подворно и жители прибегали к хитрости. На время переписи они переселялись к родственникам, оставляя дворы «пустыми», так что порой в некоторых избах теснились по 3 - 4 семьи. В конце концов такие уловки как раз и привели к реформе налогообложения. Через 10 лет налоги стали собирать уже «подушно», для чего потребовалось переписывать всех сельских жителей поголовно.
***
Скорее всего в двукратном уменьшении даниловских дворов сыграли роль оба фактора: уход от налогов и религиозная миграция. К этому, наверно, ещё нужно добавить набор и угон работников на петровские мегапроекты.
Историки сегодня тщательно изучают религиозную миграцию того времени, сопоставляя данные первых ревизий петровского правления. Постепенно им открывается истинная картина масштабов переселений. В переписи обывателей Государевой волости раскольничьих слобод Малороссии за 1729 г. только в одном Стародубье 95 семей назвали себя выходцами из Даниловской дворцовой волости (а это 13% от общего количества опустевших даниловских дворов). Если учитывать миграции в другие части света, то возможно наберется ещё несколько сотен. Так что уже сейчас можно сделать вывод, что масштабы религиозной миграции действительно были значительны.
Елионка
В числе первых переселенцев в брянские леса в 1669 году оказался житель дворцового села Даниловского Костромского уезда Мелентий Максимович Панов. Он стал одним из первых поселенцев слободы Елеонской (Елеонка, Еленка), названной так по имени горы Елеонской (Масличной) в Иерусалиме, места знаменитой проповеди Иисуса Христа. Сейчас это село Елионка Стародубского района Брянской области.
Интересно, что улицы села в плане образуют очертания ладьи, корабля. Именно так, как было задумано основателями-старообрядцами. Первоначальная застройка слободы велась по строго определённому плану, в основе которого лежит форма корабля, а точнее, ветхозаветного Ковчега.
Переселенцы строили новое поселение в форме Ноева Ковчега. Для них новое место жительства было поистине местом спасения и духовного, и физического.
Мелентий Панов долгое время был войтом (старостой) слободы, а под конец жизни и вовсе стал духовным лидером раскольников Стародубья. Именно он содействовал переселению многих десятков семей из Костромского уезда, отказавшихся принять новые церковные правила.
Клинцы
В числе жителей Елеонки оказались братья по фамилии Клинцы. Три брата вместе с семьями переселились, а по сути бежали из Даниловской волости в 1676 году. Старший брат Василий Афанасьев сын Клинец Павлов указал в переписи, что он «Костромского уезду Дворцовой Государевой волости крестьянин присёлка Николы Хабарова». В одном из документов он уточнил своё происхождение: «...житель из села Мохова крестьянин помещика князя Дмитрия Петровича Володынского…».
Деревня Мохово нам знакома, она находилась в 5 километрах к югу от Хабарова возле Шеметовского болота. Сейчас там уже давно никто не живёт. Жители Мохова являлись прихожанами Никольской церкви села Хабарово.
Средний брат Клинец тоже по имени Василий (одинаковые имена у детей в одной семье не редкость для тех времён). Он был средним братом и в некоторых документах отмечен как Василий Середа, что значит средний. Местом своего жительства он указывал село Хабарово. Младший брат – Павел Афанасьев сын Клинец Павлов проживал в соседней деревне Якунино.
Почему родные братья жили в разных деревнях, точно неизвестно. Возможно здесь кроется одна из нескольких причин, почему братьям Клинцам-Павловым пришлось покинуть родные места. Таким стимулом могла стать банальная нехватка пахотных земель или неурожаи.
Мелентий Панов и Василий Клинец – новые имена в даниловской истории. Но они заняли в ней почётное место, как основоположники села Елеонка и города Клинцы на Брянщине. Города, получившего своё название непосредственно от основателей-старообрядцев, братьев по фамилии Клинцы, пришедших из Даниловской волости. Изучая вопросы происхождения названий наших деревень нельзя пройти мимо этой удивительной истории.
Продолжение следует...