Найти тему
Даниловский краевед

Клинцы из Хабарова 1. Старообрядцы-мигранты

Оглавление

Продолжение. Ссылка на предыдущую часть:

Названия наших деревень. Хабарово

17 век, в первой половине которого на исторической сцене появляется даниловское село Хабарово, в школе изучается мало. Многим он запомнился лишь двумя основными явлениями в истории России. Первое – это Смутное время и смена правящей династии. Второе – Раскол, разорвавший русскую церковь на две части.

Московский Кремль в 1612 году
Московский Кремль в 1612 году

Оба эти явления оставили глубокий след и в провинциальной истории села Даниловского и его присёлка – села Хабарово. Деятельность монаха Капитона в Троице-Колясниках, проповеди попа Лазаря в городе Романове, самосожжение раскольников в селе Козьмодемьянском – вот наиболее драматичные страницы истории тех неспокойных времен в Северном Заволжье. Даниловская дворцовая волость была несомненно в авангарде движения старообрядчества. Местные раскольники подвергались со стороны властей жесточайшим репрессиям.

Казнь протопопа Аввакума и Лазаря Романовского в Пустозерске. 1682 г.
Казнь протопопа Аввакума и Лазаря Романовского в Пустозерске. 1682 г.

Преследования раскольников привели к миграции населения. Старообрядцы покидали свои дома и деревни, пытались скрыться. Уходили семьями, кто на Север, кто на Восток в Сибирь, кто на Юг на Дон в казацкую вольницу. Уходили и на Запад, в Литву. Это направление по какой-то причине оказалось привлекательным для раскольников, бежавших из Даниловской волости Костромского уезда.

Граница с Речью Посполитой в конце 17 века – это нынешняя граница Белоруссии. Именно здесь, в местности под названием Стародубье и нашли пристанище несколько десятков семей переселенцев с севера. Сегодня белорусский город Ветка Гомельской области, городки Злынка и Новозыбков Брянской области на границе с Беларусью известны как старинные центры старообрядчества. Больше всего даниловцев проживало в слободе Зыбкой (Новозыбков) – 44 семьи, в селе Лужки – 15 и в Клинцах – 13 семей. 

***

Масштабы миграции и запустения Даниловской волости можно оценить по сведениям первой петровской переписи, которая содержит, например, такие свидетельства:

В июле 1710 г. «на съезжем дворе перед стольником Иваном Федоровым Тяпкиным старосты Дворцового села Даниловского Афанасий Федоров и Федот Никитин сказали, что по переписным книгам 1680 года к Дворцовому селу Даниловскому в приселках Барлове и Реброве, в разных деревнях волостных, крестьянских и бобыльских написано 1510 дворов, а по переписи нынешней 1710 года по приезду переписчиков опустело 733 двора».

Фрагмент переписи 1710 г. по Даниловской дворцовой волости
Фрагмент переписи 1710 г. по Даниловской дворцовой волости

Судя по этим записям, на рубеже 17 и 18 веков жители покинули половину дворов Даниловской волости. Это беспрецедентные масштабы. Выходит так, что практически все способные к передвижению семьи покинули свои родные избы и пустились в бега. Остались только слабые, безлошадные, немощные и пожилые. 

Некоторые историки выдвигают версии, что таким образом старосты пытались ввести в заблуждение переписчиков, занижая налогооблагаемую базу. В то время налоги собирались подворно и жители прибегали к хитрости. На время переписи они переселялись к родственникам, оставляя дворы «пустыми», так что порой в некоторых избах теснились по 3 - 4 семьи. В конце концов такие уловки как раз и привели к реформе налогообложения. Через 10 лет налоги стали собирать уже «подушно», для чего потребовалось переписывать всех сельских жителей поголовно.

***

Скорее всего в двукратном уменьшении даниловских дворов сыграли роль оба фактора: уход от налогов и религиозная миграция. К этому, наверно, ещё нужно добавить набор и угон работников на петровские мегапроекты.

Историки сегодня тщательно изучают религиозную миграцию того времени, сопоставляя данные первых ревизий петровского правления. Постепенно им открывается истинная картина масштабов переселений. В переписи обывателей Государевой волости раскольничьих слобод Малороссии за 1729 г. только в одном Стародубье 95 семей назвали себя выходцами из Даниловской дворцовой волости (а это 13% от общего количества опустевших даниловских дворов). Если учитывать миграции в другие части света, то возможно наберется ещё несколько сотен. Так что уже сейчас можно сделать вывод, что масштабы религиозной миграции действительно были значительны.

Белорусские старообрядцы
Белорусские старообрядцы

Елионка

В числе первых переселенцев в брянские леса в 1669 году оказался житель дворцового села Даниловского Костромского уезда Мелентий Максимович Панов. Он стал одним из первых поселенцев слободы Елеонской (Елеонка, Еленка), названной так по имени горы Елеонской (Масличной) в Иерусалиме, места знаменитой проповеди Иисуса Христа. Сейчас это село Елионка Стародубского района Брянской области.

село Елионка Стародубского района Брянской области
село Елионка Стародубского района Брянской области

Интересно, что улицы села в плане образуют очертания ладьи, корабля. Именно так, как было задумано основателями-старообрядцами. Первоначальная застройка слободы велась по строго определённому плану, в основе которого лежит форма корабля, а точнее, ветхозаветного Ковчега.

село Елионка Стародубского района Брянской области на Яндекс-картах
село Елионка Стародубского района Брянской области на Яндекс-картах

Переселенцы строили новое поселение в форме Ноева Ковчега. Для них новое место жительства было поистине местом спасения и духовного, и физического.

кадр из фильма "Эван Всемогущий"
кадр из фильма "Эван Всемогущий"

Мелентий Панов долгое время был войтом (старостой) слободы, а под конец жизни и вовсе стал духовным лидером раскольников Стародубья. Именно он содействовал переселению многих десятков семей из Костромского уезда, отказавшихся принять новые церковные правила.

Клинцы

В числе жителей Елеонки оказались братья по фамилии Клинцы. Три брата вместе с семьями переселились, а по сути бежали из Даниловской волости в 1676 году. Старший брат Василий Афанасьев сын Клинец Павлов указал в переписи, что он «Костромского уезду Дворцовой Государевой волости крестьянин присёлка Николы Хабарова». В одном из документов он уточнил своё происхождение: «...житель из села Мохова крестьянин помещика князя Дмитрия Петровича Володынского…».

-8

Деревня Мохово нам знакома, она находилась в 5 километрах к югу от Хабарова возле Шеметовского болота. Сейчас там уже давно никто не живёт. Жители Мохова являлись прихожанами Никольской церкви села Хабарово.

Средний брат Клинец тоже по имени Василий (одинаковые имена у детей в одной семье не редкость для тех времён). Он был средним братом и в некоторых документах отмечен как Василий Середа, что значит средний. Местом своего жительства он указывал село Хабарово. Младший брат – Павел Афанасьев сын Клинец Павлов проживал в соседней деревне Якунино.

Почему родные братья жили в разных деревнях, точно неизвестно. Возможно здесь кроется одна из нескольких причин, почему братьям Клинцам-Павловым пришлось покинуть родные места. Таким стимулом могла стать банальная нехватка пахотных земель или неурожаи.

Мелентий Панов и Василий Клинец – новые имена в даниловской истории. Но они заняли в ней почётное место, как основоположники села Елеонка и города Клинцы на Брянщине. Города, получившего своё название непосредственно от основателей-старообрядцев, братьев по фамилии Клинцы, пришедших из Даниловской волости. Изучая вопросы происхождения названий наших деревень нельзя пройти мимо этой удивительной истории.

Продолжение следует...

Даниловские костромичи. Сенсация из ХVIII столетия