О РАЗЛИЧИИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИИСУСА ХРИСТА И ПОНТИЯ ПИЛАТА У .ДОМБРОВСКОГО И ДОСТОЕВСКОГО
//«Есть ли различие в представлении Иисуса Христа и Понтия Пилата у Домбровского и Булгакова? Как видят роль Христа Домбровский и Достоевский?»//
Такой вопрос я задала ДЛ Быкову в одной из передач «Один». Меня особенно интересовал Юрий Домбровский (ЮД). ДЛ любит его. Я тоже. Первый раз я прочитала «Факультет ненужных вещей» взахлёб, второй раз, пытаясь осмыслить разное. Сейчас опять перечитываю и опять взахлёб, и опять пытаюсь хоть что-то осмыслить. Но эта книга как океан – в неё погружаешься и полно всяких течений, и хочется по всем им пройти, но это невозможно. Хотя бы коснуться…
// «Се – человек»// //«Смертью смерть поправ»//
ДЛ считает, что Достоевский не прочувствовал Христа: Он все время пытался на его месте увидеть либо больного, либо какую-то патологию, либо преступника. Согласна с ДЛ, что ИХ, целующий Великого инквизитора, – это как-то не очень.
ЮД считает, что ФД, много думая о Христе, не знал, как с ним поступить, проделывал с ним разные опыты. То оставлял ему кротость и любовь, а бич и меч отбирал, и тогда получался Мышкин, который приносил всем горе. То возвращал меч, и получался Великий инквизитор.
У ЮД и другой Пилат, и другой ИХ. ДЛ считает, что в основе действий Пилата у ЮД лежит идея закона. Может быть. Но мне кажется, что в основе действий и Пилата и ИХ у ЮД лежит человечность, неотступление человека (не бога) от своих принципов. Пилат не хочет казнить ИХ, не желая идти на поводу у ненавистных ему иудеев. И главное, он понял, в чём сила Христа – в кротости. Великая сила. И именно такой вождь нужен Пилату. Только с помощью такой силы можно объединить и подчинить людей, независимо от их национальностей и верований. Это будет космополитическая религия, пригодная для власти.
Пилат понял ИХ именно таким, каким он был. ИХ не призывал ни к революции, ни к восстанию - он призывал любить и прощать врагов своих. Единственное, что он хотел разрушить, – это авторитеты синедриона, саддукеев, фарисеев, а там постепенно и иудейские святыни. Понял ли Пилат, что главная цель ИХ состояла в духовном освобождении человека? Думаю, нет. Иисус всю жизнь чувствовал себя совершенно свободным. «Вот человек, который любит есть и пить вино», - говорили о нём. Жизнь для него была радостью, а не мучением. И он эту радость и свободу хотел передать людям.
Вообще, у ЮД особенно подчеркивается именно не божественное в ИХ, а человеческое. Если бы он признался на Синедрионе, что не выдавал себя за Христа, не обещал царства Божьего, его бы отпустили. И всё. И Христа не было бы. Ничего бы не состоялось. В этом всё дело. До ЮД я проходила мимо этого. ИХ хотел преодолеть искушение и умереть как сын человеческий в страшных мучениях. Принять эту смерть свободно, не как Сенека. И тут ЮД вспоминает Сенеку. Для Сенеки смерть была освобождением от своих компромиссов. Различные варианты смерти были для него бегством. Пропасть, петля, море – это всё было возможностью бегства посредством легкой смерти. А ИХ чувствовал себя совершенно свободным и свободно принял мученическую смерть человека. Он боялся боли, боялся мучений, как обычный человек, и взывал к Отцу своему: «Отче. Не оставляй меня».