В этой статье рассмотрим сразу два варианта ШВАК. Пушка и пулемёт. Просим Вас перед прочтением ознакомится со ШКАСом.
ШВАК (пулемет) 12,7-мм — первый советский скорострельный авиационный пулемёт.
ШВАК (пушка) 20-мм — первая советская автоматическая авиационная пушка.
Разработаны конструкторами Борисом Гаврииловичем Шпитальным и Иринархом Андреевичем Комарицким.
В начале 1931 г. вышло постановление советского правительства о разработке авиационного пулемёта калибра 12,7-мм. под патрон 12,7-мм армейского пулемёта ДК. В этом же году С. В. Владимиров спроектировал пулемёт ШВАК, за основу был взял 7,62 мм пулемёт ШКАС. В 1932 г. был представлен на испытания, которые успешно прошел. В 1934 г. 12,7-мм. ШВАК был принят на вооружение. В 1935 г. начался серийный выпуск.
Выпускался ШВАК 12,7-мм. под патрон 12,7×108R (УБ - под патрон 12,7×108). R - (англ. rimmed) рантовый, с ободком, отличается наличием на гильзе выступающей закраины, было необходимо из-за особой системы извлечения патронов из ленты: с помощью винтового паза на ствольной коробке, в который входили фланцы гильз.
Весил пулемёт около 40 кг.. Имел длину - 1726 мм.., обладал скорострельностью - 700-800 выстр/мин.. Эксплуатировался до 1936 г., далее была модернизация на 20 мм. Хотя 12.7-мм. ШВАК оказался довольно эффективным оружием , но предпочтение было отдано 12,7-мм. универсальному пулемёту Берёзина. Всего было выпущено 92 шт.
Из недостатков можно отметить сложность устройства отдельных узлов, особенно механизма питания и экстракции стреляной гильзы, создавала проблемы при обслуживании. Довольно сложный в производстве, особенно механизм боепитания и ствольной коробки. При неполадках во время стрельбы доступ к механизмам был трудной задачей, иногда требовалась разборка пулемёта, что в полёте сделать невозможно.
12.7-мм. ШВАК изготавливался в вариантах: крыльевом, турельном, синхронном (для стрельбы через винт самолёта) и моторном (устанавливался внутри оси винта одномоторных самолётов).
В 1935 - 1936 гг. полигонные испытания пулемёта ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм. без изменения габаритов подвижной системы путём замены ствола. Так и была разработана 20 мм. авиапушка ШВАК. Испытания были признаны успешными, и в 1936 г. началось серийное производство.
Принцип работы автоматики был основан на использовании энергии пороховых газов отводимых через отверстие в канале ствола. Запирание ствола производится перекосом затвора. Основные детали конструкции сходны по принципу с пулемётом ШКАС. Питание - ленточное, перезаряжание -пневматическое или механическое. (еще раз ссылка:)
ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других изменений. Пушка обладала темпом стрельбы - 700-800 выстр/мин. с начальной скоростью снаряда - 815 м/с., под патрон 20х99 мм. R (R - рантовый, с ободком). Крыльевой вариант весил 40 кг., имел длину 1679 мм.. Турельный - 42 кг./1726 мм.. Мотор-пушка - 44,5 кг./2122 мм.. Турельная версия ШВАК в советской авиации не прижилась - слишком тяжелая и громоздкая. Так же был танковый вариант 20-мм авиационной пушки ТНШ-20 (Танковая Нудельмана - Шпитального).
Снаряды ШВАК эффективны против самолетов противника, легкобронированных целей, живой силы противника. Так же из плюсов - высокая скорострельность пушки. В сравнении с немецкой авиационной пушкой MG FF - 800 выстр/мин. у ШВАК, против 530 выстр/мин. соответственно. Но снаряд ШВАК по эффективности разрывного действия, уступал снаряду немецких авиационных пушек того же калибра. Снаряд ШВАК весил 91 гр., а немецкой MG FF - 124 гр., при этом MG FF была на 15 кг. легче. Но компенсировалась высокой скорострельностью. Так же отмечалось, что по эффективности действия по целям ШВАК существенно уступала 23-мм авиационной пушке ВЯ. Иными словами, главными минусами 20-мм. ШВАК были: слабый боеприпас с плохой баллистикой, эксплуатационная и технологическая сложность, которые влияли на стоимость производства, особенно на начальных этапах производства.
В Советском Союзе альтернативы ШВАК долгое время не существовало. И не смотря на все свои минусы успешно использовалась в советской авиации. Авиапушка стала одним из тех знаковых образцов вооружения Красной Армии, которые смогли обеспечить СССР победу в Великой Отечественной войне.
ШВАК был первый по объёмам производства в СССР. Всего до 1946 г. было выпушено более 100 тыс. авиапушек ШВАК, что делает ее одной из самых массовых артиллерийских систем в истории авиации. На смену ШВАКу пришла более совершенная авиационная пушка Б-20. (Б-20 авиационная малокалиберная автоматическая пушка 20 мм. разработана М. Е. Берёзиным.)
Подписывайтесь. Обсуждайте. Ставьте пальцы вверх.