Удивительная и печальная история о крайне необычном человеке, не нашедшем места в обществе и одержимого одной идеей. Гениальность и безумие, талант и отсутствие простейших социальных навыков часто бродят бок о бок. Сегодня о знаменитой книге Патрика Зюскинда "Парфюмер. История одного убийцы".
Я не сразу взялась за эту книгу, хотя знаю о ней давно. Очень не люблю "модные" вещи на пике. Обычно даю ажиотажу успокоиться несколько лет и берусь за произведение, с трезвым взглядом, вне хвалебных статей и ярких рекомендаций. Объективно.
Как часто бывает, когда вышел замечательный одноимённый фильм, все бросились читать книгу. Фильм я посмотрела сразу, и он действительно хороший. А вот книге дала время. И не разочаровалась.
"Парфюмер" рассказывает историю очень необычного человека по имени Жан-Батист Гренуй. Родился наш герой среди нечистот и смрада во Франции 18-го века, на рынке. Мать не хотела его и собиралась бросить, но малыш упорно хотел жить и подал голос, чем и погубил свою родительницу.
У Жана-Батиста с рождения был редкий дар - чрезвычайно тонкое обоняние. При этом сам он не имел никакого запаха, чем пугал всех окружающих людей.
В приюте, куда определили мальчика, все сторонились его, потому наш герой рос, полностью лишенным любви и понимания. И это отразилось на его восприятии мира и имело фатальные последствия.
Жан-Батист цеплялся за жизнь. В юношестве он поступил на крайне вредную работу по выделке кож. Талант его тем временем только возрастал.
Жан-Батист мог бы, не смотря на свои способности, прожить угрюмую, но заурядную жизнь. Если бы однажды его не поманил совершенно прекрасный аромат. Аромат прелестной юной девушки.
Не обученный, не знающий чувств, Жан-Батист, словно животное, не знающее добра и зла, но ведомое своими инстинктами, случайно убивает девушку.
И в недоразвитом разуме нашего героя возникает навязчивый вопрос - каким образом можно сохранить столь чудесный запах надолго?
Этот вопрос проведёт его по всей стране, от знаменитого парфюмера в творческом кризисе, до самого города Грасса - парфюмерной жемчужины Франции. И следом за Жаном-Батистом, по пути его "изысканий", последует смерть.
Книга интересная и очень неоднозначная. Главный герой кажется любому человеку злодеем. Сам автор сравнивает его с клещем. Но всё его зло носит абсолютно не осознанный характер. Он не маньяк, он ведёт себя скорее, как хищник.
Упорно и хладнокровно лишённый эмпатии Жан-Батист идёт к своей цели. Остальное - лишь сопутствующий ущерб, который абсолютно не трогает нашего героя. Он обошёлся бы и без того ущерба, но череда случайностей и обстоятельства лишают его этой возможности.
А нужно ему создать лучшие духи, такие, которых ещё не знал мир.
Приятного чтения!