В момент разработки линкоров типа «Бретань» во французском морском штабе получили доклад технического отдела, основанный на анализе строящихся в США, Британии и Германии линейных кораблей. Исходя из этого доклада, расположение башен ГК в центре корпуса было оправданным, так как они имели ограниченный угол обстрела. Поэтому было решено разрабатывать линкоры с более мощным вооружением, скоростью не менее 21 узла, а также размерами и водоизмещением сообразно ограничениям отечественных сухих доков.
🎁 Вступай в онлайн-сражения: wo.ws/zen_p0darok (подарок по ссылке)
Рождение сверхдредноутов Республики
Работы над проектом стартовали в начале февраля 1912 года, и уже к апрелю появилось два варианта: А7 и А7bis. Первый проект предусматривал классическую компоновку с 5 двухорудийными башнями, а A7bis обладал необычной схемой с тремя четырёхорудийными башенными установками. Такой вариант увеличивал огневую мощь на 20% и экономил 600 тонн массы, за счёт чего можно было усилить бронирование.
Именно поэтому после долгих прений выбор пал именно на A7bis, получивший название «Норманди». В декабре 1912 года появился заказ на два линейных корабля: «Норманди» и «Фландр». Ещё два однотипных линкора под именами «Гасконь» и «Лангедок» заказали летом 1913 года, а в декабре 1913 года последовал заказ на линкор «Беарн».
С началом #войны все работы сначала приостановили, а затем полностью заморозили. Корпуса первых четырёх линкоров, которые были готовы примерно наполовину, спустили на воду в промежутке между летом 1914-весной 1915 года, чтобы освободить верфи для текущего ремонта уже действующих кораблей. Все готовые на тот момент 340-мм орудия установили на железнодорожные платформы и использовали в полевой армии для артиллерийского огня по немецким позициям.
После окончания войны Морское министерство планировало достроить линкоры с некоторыми доработками, включавшими в себя удлинение корпуса и новые, более мощные ГЭУ. Но в сентябре 1919 года правительство решило, что постройка этих линкоров — слишком затратное дело, и проект закрыли, а уже построенные корпуса разрезали на металл. Избежал этой участи лишь «Беарн», который на начало войны был готов лишь на 20%. Его решили перестроить сначала в гидроавиатранспорт, а затем в полноценный авианосец, и в своем новом обличье он вошёл в строй французского флота весной 1928 года.
Верен классике
Линейные корабли типа «Норманди» получили классический для французской #школы судостроения того времени лаконичный корпус с прямым форштевнем, плоской палубой, небольшим развалом носовых шпангоутов и протяжённым полубаком. Полная длина корпуса достигла 175 метров при ширине 27 м и наименьшей высоте борта в 4,6 м.
По сравнению с линкорами типа «Курбэ», более рациональное размещение артиллерии ГК разгрузило носовую часть и повысило мореходность корабля, поэтому «Норманди» планировалось использовать не только в спокойном Средиземном море, но и в Атлантике.
За основу взяли схему бронирования, уже реализованную на линкорах типа «Бретань», но с более развитым главным поясом и увеличенной до 7637 тонн общей массой цементированной «крупповской» брони. В отличие от «Курбэ» и «Бретани», главный бронепояс «Норманди» простирался по всей длине ватерлинии, но имел дифференцированную толщину.
В центральной части корпуса (между погребами носовой и кормовой башен ГК) толщина брони достигала 300 мм. Но в носовой части корпуса бронирование утончалось до 180 мм, а в корме — до 120 мм. Над главным располагался верхний бронепояс толщиной 180 мм в нижней части и 240 мм в верхней: он должен был закрывать пространство от башни ГК №1 до расположенного в кормовой части каземата противоминной артиллерии. Ещё один каземат, бронированный 160-180 мм плитами, находился между башнями ГК №2 и №3.
На уровне с нижней кромкой главного бронепояса устанавливалась нижняя бронепалуба толщиной 40 мм, опиравшаяся на 70-мм скосы. Ещё одна палуба из 40-мм брони располагалась над ней. По всей длине корпуса проходила противоторпедная переборка, имевшая достаточно передовое на тот момент бронирование из трех слоев по 10 мм каждый.
Лобовая часть башен ГК имела толщину 300 мм, борта — по 250 мм, крыша — 100 мм. Толщина барбета достигала 280 мм в верхней части, постепенно утончаясь к низу. Для защиты рубки также предполагалось мощное бронирование из 300-мм вертикальных бронеплит.
Чтобы обеспечить линкорам проектную скорость в 21 узел, предполагалось оснастить их четырёхвальной комбинированной ГЭУ суммарной мощностью 32000 л.с. с возможностью кратковременного форсажа до 45000 л.с. Внешние валы должны были приводиться в действие 2 паровыми машинами тройного расширения, а внутренние — двумя паровыми турбинами. Но единой номенклатуры для силовых машин не было — все они имели различные варианты компоновки.
При штатном запасе топлива в 300 тонн нефти и 1800 тонн угля дальность хода крейсерским 12-узловым ходом достигала 6 000 миль. Но на полном ходу расход сильно увеличивался — штатного запаса хватало лишь на 1800 миль. Поэтому при необходимости запас топлива легко мог быть увеличен до 2700 тонн.
Французская смекалка
Орудия ГК на линкорах типа «Норманди» планировалось разместить в трёх четырёхорудийных башнях уникальной конструкции компании «Сен-Шамон», расположенных в носу, центре и корме. Фактически каждая такая башня представляла собой две объединенные двухорудийные башни — каждая с собственной люлькой, системой подачи снарядов и погребом.
Полубашни разделялись дополнительной броневой перегородкой толщиной 40 мм. Такая конструкция появилась на основе британского опыта, показавшего, что в трёхорудийных артиллерийских системах перезарядка центрального орудия происходит гораздо медленнее, чем в крайних. При этом объединение механизмов вертикальной и горизонтальной наводки, а также ряда узлов системы подачи боеприпасов позволило сэкономить вес — масса одной башни на «Норманди» равнялась 1500 тоннам, в то время как обычная двухорудийная башня линкора типа «Бретань» весила 1030 тонн.
Каждая башня несла по четыре 340-мм орудия Modèle 1912 с 45-калиберным стволом. Бронебойный снаряд массой 555 кг имел начальную скорость 800 м/с и дальность стрельбы 18 км при максимальном угле возвышения 18°. Практическая скорострельность составляла 2 выстр/мин на ствол, а суммарный боекомплект насчитывал 1200 выстрелов.
Изначально предполагалось установить восемнадцать 138-мм орудий M1910, а ещё дюжина должна была быть представлена новейшими 100-мм скорострельными орудиями. Но к моменту закладки линкоров 100-миллиметровки так и не приняли на вооружение, поэтому #проект срочно переделали под установку 24 орудий калибра 138-мм. Они устанавливались в трёхорудийных казематах, по 4 таких каземата побортно: два в носу перед башней ГК, четыре на верхней палубе и ещё два на нижней палубе в корме. Эти орудия имели дальность стрельбы в 16 км, практическую скорострельность 5-6 выстр/мин и суммарный боезапас в 6 600 снарядов.
Линкоры «Норманди» должны были стать первыми во французском флоте, в которых по проекту сразу предусматривалось вооружение против аэропланов. Средства ПВО были представлены 4 скорострельными 47-мм пушками Гочкиса Мle1902 на зенитных станках. Они размещались в районе дымовой трубы №2 на специальной надстройке.
Каждый линкор планировалось вооружить шестью подводными ТА калибра 450 мм. Для каждого аппарата предусматривалось шесть торпед с суммарным боекомплектом в 36 боеприпасов.
Последний в гонке
Проект «Норманди» имел ряд сильных сторон: достаточно мощное на то время бронирование и вооружение дюжиной 340-мм орудий с необычной компоновкой, неплохая мореходность и удовлетворительная для своего ТВД скорость.
Однако все эти показатели были адекватными лишь на момент запланированного вступления кораблей в строй в 1914-1915 годах. А к этому времени #флот Великобритании получил дредноуты типа «Куин Элизабет» и «Ройял Соверен» с 381-мм орудиями и 330-мм бронепоясом. В Японии появились «Фусо» и «Исэ», вооружённые орудиями калибром 356 мм. Такой же калибр несли и американские линкоры «Невада» и «Нью-Йорк».
В Италии заложили серию из четырёх линкоров «Франческо Караччоло», каждый из которых планировалось вооружить восемью орудиями калибра 381 мм. Поэтому тратить деньги на строительство линкоров, уже заведомо уступающих своим аналогам в других флотах, действительно было неразумно. Так что отмена строительства стала вполне ожидаемым шагом.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWs