У Вас есть любимое место в Санкт-Петербурге? Может быть вы и не живете здесь, но возможно вы любите приезжать и бродить по Петроградке, бросать монетки в Чижика-Пыжика, сидеть на лавочке в Летнем саду?
Сегодня я хочу погулять с Вами по Питеру, подышать влажным осенним воздухом и заочно познакомиться с людьми, которые проживали здесь давным-давно. Безусловно, всех великих людей этого города мы в одну статью не уместим, поэтому сузим радиус наших интересов до окрестностей станции метро Владимирская.
Безусловно, сердце этого места - это Собор Владимирской иконы Божией Матери. 250-летняя история собора берет свое начало со времени правления императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I, основателя Санкт-Петербурга. Своим «изустным» указом императрица повелела строить в Петербурге пятиглавые храмы в традициях русского зодчества. До елизаветинского времени в Петербурге строились одноглавые храмы со шпилями, которые напоминали собой лютеранские церкви. Елизавета Петровна сочла необходимым возводить в столице пятиглавые православные храмы как символ возвращения к прежним канонам. Закладка каменной Владимирской церкви состоялась 26 августа 1761 года по именному указу императрицы Елизаветы Петровны, а строительство церкви выпало на период правления Екатерины Второй. Необходимо отметить, что проект колокольни был выполнен архитектором Джакомо Кваренги. Эти чертежи сохранились до нашего времени и находятся в фондах Музея истории Санкт-Петербурга. Колокольня Владимирской церкви до сих пор является одним из самых высоких зданий центра города.
Памятник Достоевскому
На вечерах у Анны Вревской
Был общества отборный цвет.
Больной и грустный Достоевский
Ходил сюда на склоне лет
(Александр Блок)
Станция "Владимирская" соседствует здесь с "Достоевской" (буквально, два раза дорогу перейти). Недалеко от станции находится музей-квартира Федора Михайловича Достоевского, что повлияло на выбор названия станции. Место для памятника "самого петербургского писателя" выбрано отличное: Владимирский собор, тут он бывал. Рядышком его дом-музей. А у проспекта - дом, где написан первый роман "Бедные люди", куда прибежал Некрасов, чтобы поздравить с успехом.
В этом доме жил Дельвиг
Через дорогу дом Тараса Шевченко
Петербург, его люди и художественные традиции не только сыграли решающую роль в судьбе Шевченко, но и нашли отражение в его творчестве. Наряду с Летним садом понятие «пушкинский Петербург» включает в себя дом Лаваля:
Высокий дом
На берегу Невы,
Обита лестница ковром,
Перед подъездом львы…
Дом Лаваля (Английская наб., 4) был одним из известных аристократических салонов ХIХ века. Здесь в 1828 году А.С. Пушкин читал своего «Бориса Годунова». Среди других его слушали А.С. Грибоедов и А. Мицкевич.
Т.Г. Шевченко описал этот знаменитый дом так:
«Нева, как гигантское зеркало, отражает в себе со всеми подробностями величественный портик Румянцевского музея (ныне – Музей истории города), угол Сената и красные занавески в доме графини Лаваль. В зимние длинные ночи дом освещался внутри, и красные занавески, как огонь, горели на темном фоне, и мне всегда досадно было, что Нева покрыта льдом и снегом и декорация теряет свой настоящий эффект».
Открывая для себя мир русской дворянской культуры, Шевченко наносил в «Русских повестях» последние закатные штрихи в образ уже уходящего пушкинского Петербурга. Пушкин умер в январе 1837 года. В апреле 1838 года Тарас Шевченко был освобожден от крепостной зависимости усилиями петербургской интеллигенции.
Рассказ Владимира Одоевского «Квартет Бетховена», опубликованный в год, когда Шевченко только приехал в Петербург, стал ему особенно близок. Речь в нем шла о муках творчества:
«Да и что за жизнь моя? Цепь бесконечных терзаний. От самых юных лет я увидел бездну, разделяющую мысль от выражения… В моем воображении носятся целые ряды гармоничных созвучий… Грубые чувства уничтожают всю деятельность души… Смерть души!.. Эти люди будто знают, что такое душа музыканта, что такое душа человека? Они думают, что ее можно обкроить по выдумкам ремесленников… Живешь, терзаешься, думаешь; написал и конец! К бумаге приковались сладкие муки создания – не воротить их!».
Под влиянием выдающихся деятелей российского искусства Тараса Шевченко захватила стихия творчества: он писал стихи, прозу, занимался гравюрой, сочинял песни и даже попробовал себя в опере. Как ученик театрального мастера В. Ширяева, Шевченко принимал участие в декоративном оформлении Большого театра – гордости пушкинского Петербурга. Когда же ушел учиться в Академию художеств, Ширяев печалился, что у него «украли лучшего художника».
Вот такая у нас получилась прогулка. Теперь вы понимаете, почему меня так впечатляет это место? Мы все еще стоим возле метро Владимирская, просто смотрим в разные стороны. Но при этом наблюдаем, как Елизавета Петровна повелевает строить "пятиглавый храм", Пушкин спешит в гости к любимому другу Антону Дельвигу, как Федор Михайлович бредет мимо нас, погруженный в свои думы о бедных людях. Поразительно, что начавшись в Пушкинскую эпоху, судьба Тараса Григорьевича Шевченко обернулась настоящей достоевщиной. Федор Михайлович Достоевский – вот кто из русских литераторов наиболее глубоко развил пушкинскую тему «маленького человека», вошел в жизнь «униженных и оскорбленных», проник в трагедию.
Там, где ныне стоит станция метро Владимирская, творилась история. Это вдохновляет меня. А теперь, я надеюсь, и Вас.
p.s. Если тема Вам нравится, я с большим удовольствием продолжу, пишите в комментариях свои мысли и впечатления. Все читаю.
День Достоевского