Оцифрованные поля, компьютеризированная система управления процессами в животноводстве, работа с нетипичными для Беларуси породами крупного рогатого скота, собственная овчарня и даже конный клуб — это еще далеко не все, чем могут удивить аграрии СК «ТРАЙПЛ-АГРО». Своим примером хозяйствования на земле они доказывают, что в АПК можно добиваться достойных результатов, как с помощью высоких технологий, так и своеобразного творчества.
Что имеем?
— Если анализировать нашу исходную базу, как, например, три с половиной тысячи гектаров земельных угодий, то можно сказать, что мы среднестатистическое белорусское хозяйство, — рассказывает директор сельхозпредприятия Дмитрий Логвинович. — Поголовье крупного рогатого скота составляет две с половиной тысячи, где 800 голов — дойное стадо. Кроме молочного направления, на котором обычно держится экономика наших хозяйств, с 2014 года развиваем еще и мясное. Маточное стадо коров абердин-ангусской породы насчитывает 125 голов. Мы содержим небольшое поголовье овец породы суффолк, имеем подсобное хозяйство с кроликами, курами бройлерных пород, гусями. И это уже своеобразное творчество, как и наш конный клуб, теплицы, сад с плодовыми деревьями. На селе нужно иметь все свое, в том числе и органические продукты для своих же работников. А их в коллективе более 100 человек.
Далеко не каждый бычок может быть реализован как племенной. Перед продажей его оценивают по качественным показателям. Стóят такие особи, являющиеся носителями породы, достаточно дорого.
Мраморная «золотая»
В 2014 году в СК «ТРАЙПЛ-АГРО» завезли первых особей черных абердинов, вдохновившись идеей получить в Беларуси уникальный мясной продукт — мраморную говядину. Для начала создали базу, подготовив помещения, пастбища, персонал и вооружившись теорией по разведению и уходу за этими животными.
Процесс отлаживался долго, но даже за четыре года мясное скотоводство не принесло ожидаемых экономических показателей.
На откорме мраморный бычок находится не менее года. Поэтому экономический эффект от его реализации для хозяйства весьма нескорый.
— Здесь следует понимать, что во всем мире производство говядины высокого качества является нерентабельным, а потому в ряде стран хозяйства дотируются государством, — говорит Дмитрий Логвинович. — Плюс содержание стада в условиях прерий: выгнал корову на выпас и забыл про ее кормление. Поэтому многие знают, чтó такое аргентинский или бразильский стейк, но мало кто слышал о настоящем белорусском. Отечественная говядина чаще всего — это мясо коровы, которая уже не годится для получения молока, продукт переработки для мясокомбинатов, один из ингредиентов колбасных изделий. Мы отлично знаем, чтó такое свинина, птица, но у белорусов практически отсутствует понятие о хорошем говяжьем стейке.
И только понимание того, что данный проект является перспективным, не дало погибнуть направлению. Между тем в 2018 году здесь серьезно задумывались о ликвидации фермы с абердинами.
— Жизнь динамична, развивается гастрономический туризм, люди активно путешествуют, меняется культура питания. А потому рынок диктует новые правила, спрос на говядину высокого качества есть. И сегодня мы понимаем, что с выбором мясного направления не ошиблись. Нашу говядину охотно берут рестораны, где мы конкурируем с импортом. Почему бы не вытеснить бóльшую его часть собственным сырьем? — отмечает руководитель.
В структуре кормления мраморных бычков 80 процентов составляет зерновая часть. Все корма для них производят на собственных угодьях. С рационом постоянно экспериментируют, но уже достигли отличных привесов — исполины, достигающие в зрелом возрасте тонны и более, в сутки прибавляют около двух килограммов.
— На рынке говядины сегодня присутствует еще такой сегмент, как «вагю». И вот недавно мы завезли японскую черную корову, — поясняет Дмитрий Логвинович. — Это говядина наивысшего качества, один килограмм такого мяса стоит 400 долларов. Этот чисто японский бренд начинают культивировать в Канаде, в Австралии. Почему бы не попробовать и нам? Тем более что первое поколение черной японской у нас уже родилось. В планах — вывести чистую породу и доказать, что в условиях Беларуси такое производство тоже возможно.
27 литров не предел
Среднерайонный показатель в производстве молока СК «ТРАЙПЛ-АГРО» превзошел давно, оставив в хвосте все хозяйства. Сегодня здесь получают по 27 литров молока от каждой коровы в сутки и утверждают, что это далеко не предел — выходили и на 30 с лишним.
— Наш комплекс в Чуденичах не побоюсь назвать одним из самых технологичных в Беларуси, — отмечает руководитель. — И речь не об оснащении, так как это самый стандартный объект с доильным залом «Унибокс», а прежде всего о технологических процессах. Это максимально автоматизированная ферма, управляемая с помощью определенных компьютерных программ. Мы сегодня работаем без главного зоотехника, а всю информацию о выполняемых операциях ежедневно в базу данных заносят специалисты. Корректировку рациона, если требуется, я выполняю сам в течение нескольких минут.
Одной из самых важных служб в хозяйстве считают ветеринарную. Самая главная забота — здоровье животных, ведь это и показатели в производстве молока, и состояние будущего поголовья.
Основная компьютерная программа, в которой сегодня работает животноводство хозяйства, не только аккумулирует в себе данные всех второстепенных программ, но и анализирует полученную информацию. На ее базе специалисты фирмы, обновляющие софт и владеющие всеми необходимыми знаниями в области современного животноводства, дают рекомендации по улучшению тех или иных показателей. Более того, программа на основе полученных данных оценивает работу коллектива, демонстрируя по итогам месяца соответствующие показатели.
— Это максимально удобно всем — от руководителя до специалиста на ферме. Выполнил ряд операций, занес в базу данных — сформировал досье на каждую корову. Таким образом мы имеем возможность знать о животном буквально все: сколько буренка получила корма, сколько дала молока, когда была осеменена, когда начинается ее сухостойный период и т. д., — поясняет Дмитрий Логвинович. — И если внедрялось это с большим трудом, то сейчас работники устроят настоящий бунт, не дай бог программа по каким-то причинам перестанет функционировать.
Конечно, высокие технологии — всего лишь помощь в систематизации процессов, основным в работе молочной отрасли считают воспроизводство. А такие важные операции, как кормление, доение, должны выполняться по умолчанию.
— Все знают эти технологии и соответствующие требования. Нужно просто настроить коллектив на выполнение задачи и организовать контроль, — замечает Дмитрий Логвинович. — Остальное — это нюансы. И не нужно героизировать чьи-то усилия, нужно лишь привести все в систему и позволить людям понять, что она эффективна.
Корма всему голова
— Контроль соблюдения технологии в растениеводстве, как, например, сроки сева, ухода за посевами и уборки, должен осуществлять лично руководитель, — уверен Дмитрий Логвинович. — Упустили один день — недополучили в закромах. На это настраиваю и своих специалистов. Что касается заготовки кормов — аналогично. Мне не трудно походить по траншеям, совместно с людьми накрыть их, проверить степень трамбовки, чтобы потом не сожалеть о качестве. Самый главный консервант — это ФТУ, то есть фаза заготовки, трамбовка и укрытие.
Для создания кормовой базы, например, травянистой ее части, сеем злаково-бобовые в смесях с райграсом, уходя от популярной люцерны, которая обладает низкой переваримостью. Люцерна плохо консервируется, а вот райграс показывает хорошие результаты.
В зерновом клине — озимые ячмень и пшеница. В сумме около 800 гектаров, оптимально для нашего хозяйства. А еще 600 га кукурузы, как на силос, так и на зерно, 300 га сои, 100 га гороха. Пробуем работать с масличным льном.
Стратегической культурой в «ТРАЙПЛ-АГРО» считают рапс. В севообороте — около 800-900 га озимого и ярового. И возделывают не только из-за его хорошей маржинальности, рапсовые шрот и жмых — ценные белковые добавки в рационе животных. В прошлом году рентабельность производства рапса в хозяйстве составила 167%.
— В этом году средняя урожайность по зерновым — более 60 ц на круг. Для наших земель это оптимальная цифра. Примерно половина каравая уходит на кормовую базу, так как все комбикорма готовим на месте. Остальное — на семена и на продажу, — рассказывает руководитель. — Мы выработали для себя определенную схему, лишь слегка корректируя структуру в зависимости от потребностей хозяйства.
Технически вооружены
Хозяйство не располагает большим автопарком, содержит оптимальное количество машин, чтобы не привлекать к массовым кампаниям стороннюю технику.
— Имеем шесть зерноуборочных комбайнов, еще одну единицу кормоуборочной техники, обслуживать которую стало гораздо дороже, трактора и машины для всех процессов, — говорит Дмитрий Павлович.
В этом году реализованная хозяйством пшеница пошла исключительно на продовольственные цели. Содержание клейковины в ней составило 26-28%.
Самым мощным зерноуборочным комбайном в хозяйстве является CLAAS Lexion 770. Молодой механизатор Павел Полищук, отработавший на нем эту жатву, намолотил свыше 3000 тонн зерна, не считая рапса, побив все рекорды в своем хозяйстве и в районе. Аналогичный результат механизатор показал и в прошлом году. Кстати, на Логойщину переехал из Воложинского района. Закреплены за ним три единицы техники и весь сельскохозяйственный год расписан буквально по часам.
Чтобы сократить нагрузку на технику и уложиться в сроки, нынче рапс в хозяйстве посеяли по технологии no-till. Эксперимент удался, всходы уже радуют глаз.
— Уборку зерновых провели в оптимальные сроки, параллельно организовав сев, но большой объем работ еще впереди — нужно убирать кукурузу. Надеюсь, что справимся, ведь для этого есть все ресурсы, и самое главное — люди понимают суть поставленной перед ними задачи, — резюмирует руководитель. — Ну а если возникнут проблемы, будем их решать, для этого, собственно, и работаем.
Есть место для творчества
Свой конный клуб «Эклипс», возглавляемый Еленой Шафиковой, в котором содержатся лошади хозяйства и животные частных владельцев, пользующихся услугой по уходу и содержанию, называют одним из лучших в стране.
— Условия созданы отличные, — говорит Дмитрий Логвинович. — Вот построим крытый манеж и точно станем лучшими. Люди с удовольствием тренируются, ведется обучение верховой езде взрослых и детей. Больших доходов клуб не приносит, но мы имеем возможность содержать такой объект, так как корма для лошадей производим в своем хозяйстве, есть пастбища, техника, подстилочный материал. Почему бы и нет?
Нужно отметить, что тренируют желающих мастера спорта по выездке и конкуру. И представители клуба в этом году уже смогли поучаствовать в профессиональных соревнованиях.
Еще один проект социальной направленности — фермерское хозяйство в структуре самого предприятия. На его подворье содержатся куры, кролики, цесарки, гуси, утки. Часть продукции реализуется объектам общепита, но в большем объеме по льготным ценам отпускается работникам «ТРАЙПЛ-АГРО». Продукция выращена исключительно на своих кормах.
По такому же принципу работает и тепличное хозяйство. На 500 м2 здесь получают натуральную овощную продукцию и зелень, без нитратов и пестицидов.
— Все растет на органике, — отмечает руководитель. — А потому пользуется спросом.
Текст: Елена Харевич