Ещё в юности у меня появилась мечта, которая на тот момент казалась несбыточной: поехать на остров Окинава и увидеть все вживую, почувствовать, понять, научиться подлинному каратэ.
Но, как водится, жизнь вносит свои корректировки в наличие любой мечты. Мы, дети восьмидесятых и девяностых, строили великие планы на будущее, стремились, добивались, терпели, по крупицам собирая информацию и знания о древнем искусстве. Те, кто не имел возможностей и богатых родственников с кучей связей, копировали старые истертые книги мас Оямы и Накаямы, пытаясь воссоздать технику, закаляя дух в драках, в старых школьных залах и качалках.
Благодаря отцу, я попал в прекрасное общество сильных и достойных людей, с которыми прошёл самый сложный и важный путь формирования себя - от детства к юношеству. Прошел через достаточное количество соревнований, тяжелых, иногда кровавых тренировок, семинаров японских мастеров и сам стал сенсеем, появились успешные ученики…
Отец привёл меня в клуб каратэ в четыре года. Мы вместе ездили на семинары к японским мастерам, тренировались до упаду, обсуждали технику. Сейчас он уже дедушка, но продолжает практиковать, ведь каратэ – это Путь длинною в жизнь.
В 14 лет я стянул у отца с полки книгу Марка Бишопа «Окинавское каратэ. Мастера, стили, секреты и техники». Помню, как прочитал ее взахлёб раз пять подряд, снова и снова вдохновляясь историями о таинственном острове Окинава и его мастерами. Глядя на невнятные и темноватые фото, смастерил себе макивара на балконе, сделал тииси, приволок с рынка большие стеклянные банки для тренировки хвата.
Так у меня появилась мечта, большая цель, которая осуществилась лишь спустя 17 лет!
Первые впечатления от Окинавы были несомненно красочными и волшебными: улицы, по которым ходили когда-то мастера, старые традиционные дома с черепичной тяжелой крышей, как и в старину вкопанные в заросших двориках макивара…и конечно уникальные люди, умеющие хранить древние знания — искусство каратэ.
Спустя какое-то время я стал понимать, что в каратэ на Окинаве нет заветных секретов, как рисовало моё юношеское воображение, лишь тяжелый труд, постоянные тренировки и правильные учителя, которые могут направить, подсказать куда идти, к чему стремиться. Лиши ступая в след мастера возможно постичь искусство.
Стиль передачи традиции каратэ на Окинаве — отдельная история, со своими тонкостями, нюансами и спецификой общения как внутри Додзё, так и за его пределами.
Если вы захотите приехать с желанием научиться всему и сразу, без вникания в культуру, то ничего не выйдет. Первые года два на Вас будут только смотреть: как вы умеете слушать, запоминать, копировать движения сенсея или сэмпая, вникаете ли в суть происходящего и какие вопросы задаете. Множество нюансов не открываются сразу, если конечно Вы не окинавец. Вовремя сказанная благодарность, поклон, переданные мастеру палочки для еды в ресторане, обходительность и тотальная скромность. Всему этому нужно учиться по прибытию на остров, при общении с членами Додзё, мастером.
Потом, со временем, когда станет ясна ваша подлинная сущность, постепенно будут открывать знания, но не в привычном для европейцев смысле: небольшой намек (например, вот это место напряги и вот здесь опусти плечо) хорошее «симэ» от мастера или строгий взгляд в момент исполнения ката. Это общение и способ практики как в дзенском монастыре, нужно отбросить свое эго и трудиться, работать над собой, повторяя снова и снова технику по 1000-2000 раз и в нужный момент появится мастер, поправит… или ты поймешь всё сам!
Как это ни странно, но только в третьей поездке мне удалось действительно понять смысл происходящего в Додзе: через большое количество повторений техники, пройдя ад тренировок в Хонбу, ты постепенно сам начинаешь улавливать суть ката, применение, принципы.
Окинавцы вообще очень спокойные и неторопливые, даже не расторопные люди. Это безусловно сказалось на способах передачи традиции: все идет своим чередом, не торопись и будь что будет.
Такой подход в обучении имеет свои плюсы - вы перестаете суетиться и начинаете работать над одним элементом, вместо дюжины.
Мой день на Окинаве обычно начинался в 4:30 утра. Я очень люблю спокойно поработать над ката утром, пока ещё не так жарко и душно, особенно в сезон дождей - цую. После тренировки как правило следовала прогулка по городу Наха. Я навещал знакомых, искал неустанно различные материалы и литературу по каратэ, традициям и культуре.
Днем, когда жара под 40, я обычно прятался в отеле, да и на улице никого практически нет — очень жарко.
Жара является причиной того, что других европейцев, кроме меня, в это время в Додзе не бывает. В сезон дождей «цую», иностранцы как правило не выдерживают влажность и жару, стараются в это время не приезжать.
Тренировки в Хонбу Кюдокан идут постоянным ходом, никогда не прерываясь с 1947 года! Вновь прибывшие ученики просто встраиваются в процесс. Иногда Кайчо Хига Минору что-то меняет в плане тренировок, в зависимости от уровня подготовки и знаний присутствующих. Всё как в старые времена. Вы приезжаете в семью, где вас накормят, послушают, поругают, поправят и научат каратэ!
Вечером с 19 до 21 тренировка в Хонбу Додзе Кюдокан, который расположен в районе Цубоя города Наха. Я всегда приходил пораньше, чтобы попрактиковать Ходзё Ундо с тяжестями и проработать ударные комбинации на макивара.
После тренировки мы с мастером Хига обычно шли ужинать в расположенный ниже по улице небольшой ресторан-лапшичную. Это был своего рода местный моцион, традиция, где в узком кругу происходило общение.
Тренировки в Кюдокан проходили четыре раза в неделю: три раза в Хонбу додзе, в доме основателя Кюдокан Хига Ютеку и один раз дома у мастера Хига Минору. Но обычно Хига сенсей мне давал ключи от Хонбу, и разрешал заниматься в другие дни. Мой обычный режим тренировок на Окинаве - 6 дней тренировочных и воскресенье — выходной.
Хонбу Додзе Кюдокан расположен практически в центре одного из старейших районов современного города Наха — Цубоя. До Второй мировой это был главный центр керамики и гончарных дел мастеров. В наши дни Цубоя очень тихий район, с большим количеством старых традиционных домов, с красивыми черепичными крышами.
Додзе находится в небольшой низине, из-за чего ветерок тут достаточно редкое событие. Кюдокан прозвали «Адским Додзе» из-за тяжелых тренировок и отсутствия любого вида вентиляторов или кондиционеров в самом зале.
Кэйко обычно начинаются с поклона «синден» (алтарю «камидана» и фотографиям мастеров), друг другу, мастеру Хига. Причем крайне важно внимательно делать поклон. Не вскользь, не вполоборота, а вдумчиво, глядя на человека перед Вами. Самые младшие «кохаи» (ученики) обычно подходят к каждому и приветствуют: «Еросику онегаи симасу».
Практика всегда начинается с «цуки» — прямого винтообразного удара кулаком. Внимательно, много и обязательно качественно. За качеством цуки мастер Хига следит лично, проверяя кондиции и хмуря седые брови.
Сам Хига сенсей всегда впереди строя, без устали и видимых усилий бросает свой удар… сильно, точно и очень быстро. И не поверишь, что Кайчо уже 75 лет!
Удары повторяются много раз, очень много, по 1000, 2000 раз. Потом иногда переходят на комбинации из ударов. Этот метод тренировки был введен основателем направления Хига Ютеку. Называется этот вид практики «Танрэн Кэйко» — тренировка - закалка тела и духа.
После цуки переходят к основам «Кихон вадза» — блокам руками и ударам ногами. Традиционно в Кюдокан основная часть Кэйко это «суриаси» (перемещения по Додзе быстрыми шагами, в различных стойках, иногда с комбинациями из ката), и базовых ката Фукю ити, ни, Пинаны, Найханти.
Затем, во второй части тренировки, сэмпаи (старшие ученики) и кохаи (младшие ученики) разделяются на группы. В каждой из групп Кайчо Хига назначает «Сэмпая»(старшего ученика), который отрабатывает с группой любое ката из предложенного. Некоторые старшие сенсеи выходят во дворик и практикуют удары на макивара. Иногда вторую часть тренировки заменяют на парную работу – «Кихон иппон кумитэ» (бой на одну атаку) или «какиэ» (липкие руки). По завершении Кэйко все снова строятся в дальней части Додзе напротив алтаря «камидана» и вновь делают поклоны.
Каратэ и кобудо на Окинаве - национальный вид «Будо». Каждый человек на острове знает о каратэ, даже спрашивают у какого мастера учишься. Местные дедушки, наблюдая за моими утренними практиками в парке, подходили и рассказывали о каратэ их молодости. Один такой "старичок" однажды предложил поупражняться в набивке рук.
Каратэ было очень модно в послевоенные годы, очень многие тогда тренировались, укрепляя упавший после войны дух.
Что касается молодежи, то несомненно, времена меняются и мода на все западное, в том числе образ жизни, прижился на Окинаве. Есть исключения и какой-то процент молодых людей и девушек от 20 до 30 лет приходят учиться в Додзе к мастерам каратэ и кобудо. Между тем, детское каратэ в настоящее время на взлете и многие мастера двигаются в этом направлении.