Найти тему
записки зубного детектива

Что такое лозунг «не быть, а казаться» и кто его кому навязывает

Немного удивлен. В прошлой статье была у меня фраза о том, что современному человеку навязывается модель поведения «не быть, а казаться». Люди на полном серьезе спрашивают, кем навязывается, уж не правительством ли? Даже пытались перевести это все к запретам и т.д.

Попробую объяснить свою мысль. Навязывается это моделью жизни и потребления в цифровом мире. Теми же запрещенными в стране платформами, типа Инстаграма и Фейсбука (если уж говорить о запретах).

У людей, причем не только молодых и зеленых, но уже и вполне зрелых, выработали ряд инстинктов, которые меняют сам подход к жизни. «Не запостил — не было», учат нас инста-гуру. И постят все подряд, даже то, что вешать на всеобщее обозрение явно не стоит. Личную жизнь, интимные подробности своего организма, даже походы в туалет уже рассмотрели со всех сторон и обсудили, кто, как и что делает.

Упал человек на улице, авария случилась, пожар или еще какое происшествие. Кто-то помчится помогать, а все больше людей достают телефоны и начинают снимать происходящее, причем не просто снимать, а сразу пускать это в прямой эфир со своими тупыми шуточками и комментариями. Что бы ни случилось, это теперь — КОНТЕНТ! Все ради контента, контент превыше всего — морали, нравственности, этики, правил приличия.

Увидев красоту, человек больше не любуется ею, а сразу достает телефон и начинает работать с настройками, фотографировать, обрабатывать в фоторедакторе, делать надписи, клеить ярлыки и вешать у себя в ленте. Все, что волнует его в этот момент, не сама красота, а как это будет выглядеть на его «стене» и сколько соберет лайков. Какое там любование и впитывание впечатлений! Человек очень занят, ему некогда, ведь не запостишь — значит, не было.

Как тысячи лет до этого люди обходились без фотографий и доказывали, что они действительно там были и все это видели, нам уже неведомо и неинтересно.

Вот эта культура и заставляет людей не быть, а казаться. Кругом фильтры, маски, фотошопы, специальные программы обработки. Все для того, чтобы сделать снимок ярким, запоминающимся, чтобы рука сама тянулась к кнопке «лайк».

Беззубые девушки не идут к стоматологу, а делают себе белоснежную улыбку в фоторедакторе. Мужики, выглядящие как беременная женщина на девятом месяце, и женщины, выглядящие как после девятнадцатых родов, не посещают спортзал и не садятся на диету, а пытаются на фотографии просто втянуть живот. А если и идут в зал, то сидят там, не отрываясь от телефона, и постят фоточки с подписью: «Каждый день провожу в зале по три часа». Потом сокрушаются, что не помогает, и стараются сфотографироваться так, чтобы казаться меньше, обрабатывая снимки в фотошопе.

Если у человека землистый цвет лица, то он не будет следить за своим образом жизни, больше спать, правильно есть, бросать пить и курить, а нажмет в телефоне правильную кнопочку, и вот уже цвет лица становится нежным и розовым, как ляжка у молодого поросенка.

Если в семье проблемы, то люди не решают их вместе путем честного разговора и поиска компромисса. Они либо натянуто улыбаются и постят фотографии с сердечками и подписями «моя любимая семья», либо плачутся на своей странице, какие все мужики козлы, а бабы дуры.

Люди предпочитают не больше читать и знать, а искать в Гугле краткое описание книги, готовые цитаты, умные фразы и объяснения, что все это значит.

В общем, как-то так, причем очень-очень кратко, можно объяснить, что такое «не быть, а казаться» и кто навязывает эту модель поведения в современном мире.