Друзья пригласили нас в сентябре на празднования города Москвы. На само торжество, которое проходило 10 -11 сентября, приехать не удалось. Приехали чуть позже. Но краски праздника не поблекли. Москва прекрасна всегда. Прекрасна величием своим, своим историческим прошлым, восхищает настоящим. Как всегда, по приезду в Москву, посетили Оружейную Палату, побывали на выставках, в музеях.
Картинная галерея Ильи Глазунова и Музей сословий России особенно впечатлили нас. Проходя по его залам, мы как будто вновь и вновь переживали вместе с художником его собственную жизнь.
Илья Глазунов великий советский и российский художник.Он занимает в истории России особое место. И не только потому, что его уникальные произведения посвящены истории Руси и русской культуре. Работы Ильи Сергеевича известны всему миру. Редко кто, бывая в Москве, может пройти мимо его галереи. Здесь, в роскошных залах представлено более 700 произведений мастера, выставка старинных икон и коллекция мебели. И вот мы в этих залах, среди его картин...
Проходила по его выставке, а в памяти оживали страницы книги художника "Россия Распятая"... Он посвятил свои воспоминания самым дорогим своим родным - маме, отцу, любимой жене, детям. Пишет тонко, бережно и ... вдруг, так беспощадно, так больно, как собственно, и писаны его картины.
Он родился в Ленинграде -Петрограде в 1930 году. Именно так, в Ленинграде-Петрограде, хотелось называть ему город его детства, юности, его зрелости...То, что происходило в России в 30-годах прошлого столетия, узнал, конечно, из истрии, из встреч с людьми того времени. И пишет о нем с большой болью и сожалением: "Это было время, когда рушились древние русские города, стирались с лика земли православные монастыри и церкви, пылали костры из икон и священных книг, вовсю добивались «социально чуждые элементы». Задыхались без России Бунин и Рахманинов, Шаляпин и Коровин – и многие другие беженцы великого исхода, миллионы лучших людей России… В 1930 году в одиночестве и забвении умер Илья Ефимович Репин. Русские аристократы, генералы и офицеры работали таксистами и официантами в Париже. Не помогли им в беде масонские «братья»…
Войну испытал на себе. Она прожгла его холодом блокады. Смертью! На его глазах умерли отец и мать. Илью вывезли по дороге жизни через Ладогу. Машину послал с медикаментами в Ленинград его дядя, военный врач, чтобы на обратном пути вывезти на большую землю его собственную семью и семью своего брата. Илью родственники взяли, а для его мамы места в машине не нашлось. Не любили ее родственники! Поселили беженцев средь новгородских лесов, в деревне Гребло. где вместе со всеми Илья работал на колхозных полях, учился в начальной школе. Было трудно, но его воспоминания полнятся теплом и светом:
" На уроках мне приходилось иногда отвечать письменно – я стал заикаться и часто даже не мог говорить после пережитого кошмара Ленинградской блокады. Иногда говорят, что дети злые и насмешливые. Только не деревенские! Они относились ко мне с пониманием и тонкой душевной деликатностью."
Закончилась война, Илья вернулся в родной город. Учеба в школе, в институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина.
...И везде встречи с людьми дореволюционного времени. Их воспоминания, словно карандашные наброски к картинам, оставляли след в душе молодого художника. Во время учебы в институте и до поступления в институт, он мастерски пишет одна за другой картины.
В 1956 году он получает Гран-при на Всемирной выставке молодежи и студентов в Праге за работу «Поэт в неволе». На картине Илья Сергеевич изобразил чешского журналиста Юлиуса Фучика.
А потом была написана его дипломная работа "Дороги войны".
В этом произведении он показал русского солдата без русского патриотизма, русской смелости, русской отваги! Картина являла "правду жизни" - отступление советских войск... Идеологически это было неправильно. Но выставку все же разрешили. Она проходила в Москве, в 1957 году. Вот как вспоминает об этом сам автор, Илья Глазунов: "... моя первая выставка, на обсуждение пришло столько зрителей, что был вызван наряд конной милиции. Западная пресса назвала ее «ударом ножа в спину соцреализма». Мне было тогда 26 лет. Я впервые ощутил любовь народа, злобную ненависть официальной критики и тех, кто, исповедуя партийную идеологию лжи соцреализма, был против моей правды жизни."
За дипломную работу Илья получает "тройку" и напрвление учителем черчения в Ижевск. Изгнанный из любимого города, становится лимитчиком Москвы. Но здесь у него много друзей! Огромная жажда жизни писать...Из под его волшебной кисти выходят замечательные полотна. Он мастер портрета. Многие известные знаменитости мира мечтали, чтобы он написал их портрет.
...Проходит время и Илья Сергеевич Глазунов обретает признание! Долгая дорога по пути правды увенчалась успехом. Он на вершине. На вершине славы!
Продолжение следует.