Найти тему
Salmo Group.

Как правильно ловить на реке поплавочной снастью. Основы прикорма, оснастка и техника ловли

Очень мне нравится формат быстрых рыбалок. До обеда, после обеда, с утра до работы — в общем тогда, когда позволяет время. Это по-настоящему интересная ловля, которая во многом отличается от обычной размеренной. Снасти, которые лучше всего для этого подходят — пикер или короткий пятиметровый мах. Тактика и техника коротких пикерных и маховых рыбалок во многом схожи. Однако, как мне кажется, эмоции от вываживания ярче в поплавочной ловле. Поэтому на реках ловить махами мне нравится все-таки немного больше.

Особенности быстрых маховых рыбалок на реке

Ловля коротким махом на реках — это прежде всего рыбалка в прибрежной зоне. Ловить приходится в проводку, а для нее нужно иметь некоторый запас хода. Поэтому сразу после заброса удилище отводится на метр-другой в противоход течению, какая-то часть бланка останется в руках, плюс глубина в месте ловли. Итого выходит, что из 10-ти метров (5 м удилище + 5 м леска) после заброса на воде остается что-то около 5-6 метров. Вот такая дистанция в принципе и будет считаться рабочей. На тех реках, на которых ловлю я, рыба на таком расстоянии от берега держится. Реки эти вообще не широкие, например Свислочь в среднем своем течении редко бывает шире 30-ти метров. Поэтому ловить далеко особенно и не требуется.

В отличии от ловли пикером, с махом не нужно обязательно искать специальные места с тихим течением. Рыбачить в проводку в ровном спокойном потоке, на каком-нибудь прогоне вдоль прибрежной растительности бывает иной раз даже удобнее. Особенно если ловить с берега, противоположного русловому. Течение в таких местах, как правило, не сильное и рыба по сезону часто держится именно таких участков. Можно рыбачить коротким махом и в специальных точках: локальных приямках, обратках, местах за мысами или поваленными деревьями. Правда в этих случаях перед тем, как закормиться нужно сделать несколько пробных проводок. Часто такие места бывают сильно закоряжены и ловить там в итоге вообще не получается.

-2

Какой мах подойдет для таких рыбалок

Для речных рыбалок годится не всякая удочка. Ловля в проводку, особенно если это делать махом, требует постоянного контроля лески. Поэтому удилище должно быть жестким, как еще любят говорить - “злым”. Лучше, чтоб оно было с полым, в меру подвижным, хлыстом.

Я для таких рыбалок часто использую, относительно недорогую, удочку Salmo Diamond Light MF 5. Надежная удочка, которая хорошо держит поток, качественно сечет и имеет ощутимый запас прочности, что для речных рыбалок особенно полезно. Бланк этого удилища отлично сбалансирован, то есть позволяет ловить всю рыбалку на вытянутой руке и при этом не уставать.

-3

Прикормка и тактика прикармливания

Быстрые речные рыбалки в большинстве своем конечно же не трофейные. Общая их тактика заключается в темповой ловле обычной среднестатистической рыбы. Основу улова тут составляют плотва, густера и не крупный подлещик. Иногда на прикормку может заглянуть голавлик, чуть реже лещ покрупнее. Вообще на реках редко обходится без сюрпризов, однако крупная рыба на таких рыбалках скорее исключение.

Соответственно и прикормку нужно готовить для некрупной рыбы. Я на таких рыбалках чаще всего мешаю плотвиные составы: RS спорт плотва или Salmo крупная плотва. Задача прикормки быстро позвать рыбу в точку ловли, поэтому она должна быть активной, умеющей собирать практически любую бель. Никакая смесь, по-моему, не сделает этого лучше плотвиной. Когда-то говорили, что на плотвиный корм придет и лещ, а вот на лещевый плотва вряд ли заглянет. Возможно это преувеличение, однако какая-то доля правды в этих словах все-таки есть.

-4

Редкая поплавочная прикормка обходится без добавления в нее грунта. Особенно это касается речных рыбалок. Обычно для ловли на реках используют тяжелую липкую глину в пропорциях 50/50 к сухой смеси. Однако для быстрых рыбалок коротким махом такой корм нужен не всегда. Чаще я добавляю в прикормку обычную землю с ближайшей кротовины и считаю, что этого вполне достаточно. Дело в том, что ловля ведется в условиях не очень сильного течения или большой глубины и прикормка мне на таких рыбалках нужна активная. Поэтому излишне утяжелять ее или делать инертной я не пытаюсь.

Отдельного внимания заслуживает подача корма. Такие быстрые рыбалки отличаются от остальных тем, что рыбу тут нужно стараться держать в точке постоянно. Нельзя допускать того, чтобы она отходила куда-то даже на короткое время. Поэтому я обычно не делаю большого стартового закорма, зато постоянно, буквально после каждой третьей-пятой проводки, подбрасываю в точку ловли небольшие шары прикормки. Как ни странно, но корма при этом уходит за рыбалку почти вдвое меньше обычного.

-5

Элементы оснастки

В принципе ничего сложного или специального в оснастке для ловли коротким махом на реках нет. Так - разве что небольшие нюансы. В качестве основы я использую лески диаметром 0.16 - 0.18 мм. Конкретно сейчас у меня стоит леска Feeder Concept Turnament 0,162 мм. Ловля речная, ведется накоротке, удочка без катушки - тонкую леску в таких условиях особенно и не поставишь. Зацепы во время проводок дело обычное, тем более что реки, на которых я ловлю, сплошь лесные. А это значит - мусора и веток на дне всегда много. Удилище у меня надежное, использовать с ними относительно толстые лески - нормально. Таким комплектом и оснастку из зацепа выдрать, и слишком активную рыбу стреножить - милое дело.

-6

А вот поводки я вяжу, можно сказать, деликатные - толщиной 0.1 - 0.12 мм. Рыба на таких рыбалках ловится чаще всего не трофейная, да и отрывать на зацепах оснастки мне как-то не хочется. Лучше уж я оставлю в корчах несколько поводков, чем поплавок с огрузкой.

-7

Крючки я использую не крупные - от 16 до 12 номеров, классической формы soda. В отличии от подобных рыбалок с пикером, поплавочные поклевки я вижу уже в начальной фазе и поэтому сделать своевременную подсечку целиком и полностью моя ответственность. Классические модели крючков типа Gamakatsu 1310 или Owner Pin Hook подходят для этого великолепно. Нужно лишь внимательнее относиться к выбору размера крючка и толщины проволоки, из которой он изготовлен. Если ловля ведется с использованием мотыля, то крючки лучше брать тонкие и не больше 14 номера. Если в качестве насадки у меня опарыш или перловка, то их размеры могут быть и побольше.

Поплавки на маховых рыбалках я использую легкие. Например, если во время классической болонской проводки 6-ти метровой удочкой на Свислочи я применяю поплавки грузоподъемностью приблизительно 6-8 грамм. То при ловле на той же самой реке коротким махом, это будет уже 3-х граммовый поплавок. Все дело в том, что маховая проводка проходит недалеко от берега - там, где сила потока уже значительно меньше, чем на болонской дистанции. От этого и поплавок у меня такой маленькой грузоподъемности. К тому же рыба вблизи берега осторожна, в связи с чем презентация приманки должна быть как можно более естественной.

-8

Монтаж и техника проводки

В одной из прошлых своих публикаций я уже рассказывал о простой классической двухточечной оснастке. Подойдет такая и для рыбалок на реках. Суть этого монтажа заключается в том, чтобы выставить на леску ниже поплавка набор дробинок, весом равный его грузоподъемности. В начале рыбалки всю эту огрузку необходимо разделить на две неравные части. Рядом с петелькой для крепления поводка нужно установить подпасок - несколько дробин суммарным весом около 30% от веса всей огрузки. Следом, на расстоянии приблизительно 35-40 см от подпаска должен находиться оставшийся набор дроби, составляющий 70% веса огрузки. Еще выше по леске идет поплавок, который мы выставляем так, чтобы во время проводки подпасок шел немного над дном.

Первые проводки я обычно делаю с постоянной жесткой придержкой. Затем уже смотрю по ситуации и начинаю активно “играть” с огрузкой. Либо поднимаю часть подпаска к основному грузу, либо наоборот опускаю пару дробин к подпаскам. Таким образом я регулирую скорость проплыва оснастки и, если это нужно, отрыв приманки от дна.

В ряде случаев замедлять проплыв приходится кардинально. Тогда я собираю всю дробь в одной точке, а поплавок двигаю выше по леске. В этом случае весь мой груз начинает волочиться по дну, проводка сильно замедляется, а количество поклевок увеличивается. Такая техника, конечно, заметно огрубляет всю мою поплавочную конструкцию, но все равно остается достаточно чувствительной. Тем более на короткой дистанции пятиметрового маха.

-9

Вот так ловлю на реках короткими маховыми удочками я. Буду рад, если кому-то эта публикация оказалась полезной. НХНЧ, уважаемые коллеги по увлечению и спасибо за прочтение.

Автор:
Владимир Щедрин.

Первоисточник: Salmo Belarus.

Рыбалка
1,4M интересуются