Сегодня отвлекусь от аэродромной сферы, и обращусь к теме, которую затрагивал, в принципе, неоднократно. Речь пойдет о достоверности реставрации и восстановления архитектурных памятников.
Вот есть такой известный парадокс «корабля Тесея». История, следующая из греческих мифов. Корабль Тесея, на котором тот приплыл с Крита, победив Минотавра, был сохранен и ежегодно использовался для церемониального плаванья. Время шло, часть досок, пришедших в негодность, оперативно меняли на новые. Постепенно поменяли дерево в корабле полностью – и возник вопрос, тот ли это корабль или полный новодел.
К сожалению, памятники архитектуры тоже не щадит время, и возникает вопрос их восстановления. Почти гарантированно часть деталей объекта будет заменяться – и опять мы оказываемся перед дилеммой, считать этот восстановленный объект памятником, или же это копия существовавшего когда-то шедевра.
В городе Дрезден есть церковь Фрауэнкирхе. Как известно, в годы второй мировой американцы стерли город с лица земли. Была разрушена и церковь, каждый сохранившийся кирпич которой позже был пронумерован и сохранен. В 1990 году ее восстановили, используя, в том числе, те сохранившиеся камни, которые выделяются на воссозданном здании темным цветом. Впрочем, со временем, все кирпичи потемнеют и церковь примет прежний вид. Но, думаю, ее не будут считать шедевром 18-го века – тот памятник утрачен навсегда.
Еще пример. В городе Перми есть здание Благородного собрания, построенное в начале 19-го века архитектором Свиязевым, и являющееся одним из немногих местных памятников архитектуры в стиле классицизм. Сравнивая фото позапрошлого столетия с нынешним обликом, можно обнаружить, как в известной детской игре, энное количество отличий, относящихся к попытке восстановления строения в советский период, в том числе надстройку полуэтажа. Недавно, в целях очередной реставрации, с памятника архитектуры сняли штукатурку, под которой обнаружилась бревенчатая стена. Анализ бревен показал единовременность постройки этого самого полуэтажа и основной конструкции. Отсюда вывод – в 60-е годы 20-го века задние перестроили фактически заново, изменив входную группу и прибавив танцпол из силикатного кирпича. Холимый и лелеемый памятник архитектуры оказался полноценным новоделом, «улучшенной» копией старинного особняка.
Вообще, есть Венецианская хартия по вопросам сохранения и реставрации памятников, которой предусматривается воссоздание объектов по технологии времени, когда они были построены. Очевидно, что в нашем примере, как и, пожалуй, в большинстве случаев «реставрации» в нашей стране, это условие не соблюдается, к сожалению. В результате мы обречены смотреть на копии прежних шедевров, иной раз весьма бледные. О ХХС в столице я вообще сегодня умолчу…
Хотите узнать об аэропорте, которого больше нет?
Хотите узнать все о наших путешествиях в Париж и на Канары, в Чехию и Германию, в Австрию, Словакию и Венгрию, в Тунис, на Кипр, в Италию , в Испанию , в Эстонию , а также по России - читайте и подписывайтесь на канал "Странствия дилетантов " . <--Кликать сюда!