Найти в Дзене
Юрий Салатов

О таинственной московской нумерологии

Сразу хочу огорчить любителей мистики, что не буду писать ни о так называемом «колдуне Брюсе», одном из соратников Петра Первого и о его доме в Брюсовом переулке, ни о Сухаревой башне, ни о домах московских дореволюционных купцов, где искали сокровища и где-то что-то находили. И слово «нумерология» здесь использовано исключительно в ироническом смысле, буквально как «слово, знание о номере». И не потому, что указанные темы неинтересны, наоборот, они очень интересны. Но пусть об этом пишут специалисты. Девиз моего канала – мое открытие мира, записки дилетанта. Поэтому я обычно излагаю свой взгляд, может быть и ошибочный, но мой. Я хочу поговорить не о прошлом, а о настоящем и о будущем. О нумерации современных, так называемых элитных домов. При чем тут нумерология спросит кто-нибудь. Эта система нумерации не подается ни математической, ни формальной, ни даже женской логике. Поэтому я сначала хотел в названии статьи взять слово «таинственной» в иронические кавычки, а потом подумал, может

Сразу хочу огорчить любителей мистики, что не буду писать ни о так называемом «колдуне Брюсе», одном из соратников Петра Первого и о его доме в Брюсовом переулке, ни о Сухаревой башне, ни о домах московских дореволюционных купцов, где искали сокровища и где-то что-то находили. И слово «нумерология» здесь использовано исключительно в ироническом смысле, буквально как «слово, знание о номере». И не потому, что указанные темы неинтересны, наоборот, они очень интересны. Но пусть об этом пишут специалисты. Девиз моего канала – мое открытие мира, записки дилетанта. Поэтому я обычно излагаю свой взгляд, может быть и ошибочный, но мой.

Я хочу поговорить не о прошлом, а о настоящем и о будущем. О нумерации современных, так называемых элитных домов. При чем тут нумерология спросит кто-нибудь. Эта система нумерации не подается ни математической, ни формальной, ни даже женской логике. Поэтому я сначала хотел в названии статьи взять слово «таинственной» в иронические кавычки, а потом подумал, может, я чего-то не понимаю. Может, это какое-то тайное знание, ведь греческое слово «логос» это было не просто «слово».

Как тут не вспомнить фрагменты стихотворения Николая Гумилева «Слово»:

«И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,

Как домашний, подъяремный скот,

Потому что все оттенки смысла

Умное число передает…

Мы ему поставили пределом

Скудные пределы естества.

И, как пчелы в улье опустелом,

Дурно пахнут мертвые слова.»

Слово «элитный» вызывает оскомину так же, как слово «волнительный». Это вычурное, искусственное слово, которое, по словам Корнея Ивановича Чуковского, родилось в актерской среде в начале двадцатого века и как сорняк вытесняет культурные растения, так же слово «волнительный» вытеснило причастия – действительное причастие «волнующий» и страдательное «взволнованный». Причастия происходили от глагола «волновать». От чего происходит слово «волнительный», не знает, наверное, никто. По форме это прилагательное, значит, должно образовываться от существительного. Но от какого? Существительного «волнительность», насколько я знаю, нет. Любой может провести тест, послушать наших ведущих, известных людей, выступающих на телевидении и в средствах массовой информации. Для них ничего не является «волнующим», только «волнительным».

Но вернемся к слову «элитный». Как помнится, в 90-е всё было элитным, даже унитазы, видимо, для элитных частей тела.

Идея написать статью о нумерации элитных домов пришла мне недавно, когда надо было найти один адрес. Я спросил у дамы средних лет, выходившей из подъезда, какой это подъезд. Она ответила, допустим, пятый. Я спросил, где находится шестой. Дама ответила, что не знает. Я чуть было не пошел на поводу у недоброжелателей жителей столицы, что, дескать, зажрались, ничего не знают кроме своего дома, места учебы или работы. Но потом я понял, что при таинственной системе нумерации домов города действительно сложно что-то знать. Я логично предположил, что если слева четвертый подъезд, то, следовательно, справа должен быть шестой. Но не тут-то было. Шестой и седьмой подъезды оказались с другой стороны дома.

Ведь в каждом наименовании есть своя логика. Улицы раньше называли по профессиональному признаку, например, улица Мясницкая в Москве, там располагались лавки мясников. Помню, когда шел по этой улице, а рядом шел молодой человек, который разговаривал по телефону со своим товарищем. Видимо, на вопрос, где он сейчас, мой сосед по движению сказал «Я иду по Мясу». Наверное, на молодежном слэнге так называют эту улицу. Но и в этом названии есть логика, это не просто сокращение названия улицы, раз здесь люди когда-то профессионально занимались мясом, то «мясо» - это ключевое здесь слово.

Или в старинных городах Европы на каком-нибудь доме есть изображение орла или какого-нибудь зверя и дом называется «дом под орлом». Сразу вспоминается Винни-Пух, который жил под своим именем, потому что вверху его дома было указано его имя и он под ним жил.

Или двойная нумерация домов где-то, кажется, в Венеции я это видел. Тоже логично, австрийцы со своей любовью к порядку попытались навести порядок в хаотичной нумерации этого прекрасного города.

В советское время воспевали людей труда, поэтому были бесконечные улицы Строителей, Металлургов, Шахтеров.

Но вернемся к элитным домам. Элитные загородные дома часто у меня вызывали ассоциации с местами лишения свободы. Заборы, вышка охраны, сторожевые собаки, чудный орнамент из колючей проволоки.

Городские элитные дома выглядят эффектно, хотя охраны здесь даже больше. Охрана на въезде, консьержки в подъезде. Какое-то упущение, почему нет охраны на этажах? Ответ мы найдем чуть позже.

Может быть, это сделано, чтобы запутать потенциального противника. Дескать, будет считать с какой-нибудь педантичностью, но ошибется. Например, пять-шесть домов, стоящих рядом, числятся под одним номером, без всяких-там корпусов и строений. И подъезд первый находится в одном здании, а подъезд шестой через пару домов. Неудивительно, что даже люди, живущие в таком доме, не всегда знают, где какой подъезд.

Но если какому-нибудь умнику удастся проникнуть в искомый подъезд и преодолеть бдительную консьержку, там его ждет новое испытание, найти лифт. Не зря Москву практически никто не называет большим городом, а только мегаполисом. Видимо, чувствуется ностальгия по греческим городам-полисам. Поэтому смельчак, проникший в подъезд, чувствует себя новым Тезеем, который идет по лабиринту, где в любой момент может появиться Минотавр. К счастью, появляются только консьержки, любезные (и не очень) дамы бальзаковского возраста. Где те ностальгические времена нашего детства, когда входя в подъезд, мы сразу оказывались у лифта?

Но нашему смельчаку и умнику рано расслабляться, ему еще надо найти нужную ему квартиру. Здесь меньше неожиданностей, но бывает, что и здесь нарушена арифметическая последовательность.

Может, в этом есть какая-то мифологическая логика. Герой преодолевает препятствия в виде разного рода охраны, проходит по лабиринтам, поднимается на более высокий уровень, в нашем случае буквально, более высокий этаж, и достигает какого-то высшего знания. Да, не зря я не взял слово «таинственной» в названии в кавычки.

Мне может кто-то высказать претензию, что я не привожу фактов, а говорю общими фразами. Привести себе эти факты может любой желающий в любом районе города, ой, простите, мегаполиса, достаточно ему заглянуть в какой-нибудь современный дом. Наверное, это комфортные для жизни дома, но наша тема сегодня не об этом, она о нумерации. Или всё-таки о нумерологии?

Подписывайтесь на мой канал Юрий Салатов.

Лайки и комментарии способствуют развитию канала.