Несколько удивлены, что фильм 2016 года «Дитя Осириса» категорически обделен вниманием. И это при том условии, что американская фантастика одержима либеральным пафосом и всякими «повестками», а российская – глубокой социальной рефлексией, что в итоге сводит сугубо выдуманные сюжеты к некой нравственной драматургии. Тоже неплохо, но иногда хотелось бы просто фантастику, без Достоевского в качестве бэкграунда.
Австралийцы (а ленту «Дитя Осириса» сняли в Австралии) предложили именно подобное. Крепко сделанный фильм, который смотрится на одном дыхании и в нём ничто не раздражает. Всё вроде бы на месте: и диалоги, и модели поведения, и внешность персонажей.
В далеком будущем земляне всё-таки колонизировали галактику. Однако в известной степени путем, напоминающим судьбу «зелёного континента». Массово использует труд заключенных, шансов у которых на досрочное освобождение ровным счетом никаких. А поскольку с пустынной планеты собственно дальше этой планеты и не убежишь, то органы управления не очень заботит то, что отчаявшиеся люди могут быть весьма опасными.
Да ещё выясняется, что над ними проводят некие очень засекреченные эксперименты. Конечно же, исключительно для блага всего человечества. Но как мы уже знаем (история и культура дают нам множество убедительных и наглядных примеров) «благими намерениями вымощена дорога в ад».
В случае с предполагаемой планетой реализация пословицы получилась едва или не дословной. Милейшего вида существа начали активно изводить всё живое, попадающееся им на своем пути. Тут есть явная перекличка с «Бегущим по лезвию». Только в данном случае из заключенных выводили не репликантов, а некое подобие Годзиллы. Но изначальная цель была одинаковая – осваивать далекий космос.
Вообще-то эксперимент было постановлено признать неудавшимся, и от греха подальше, а также во избежание лишних вопросов с Земли, решено планету «отформатировать». Со всем на ней живущим населением.
И не было бы сюжета фильма, если бы в неурочный момент в одном планетарном городе не оказалась дочка офицера сил обеспечения. Собственно в этом и есть правда жизни – кабы не дочка, он бы и пальцем не пошевелил во имя спасения планеты.
Всё дальнейшее является динамичным коктейлем из трех жанровых составляющих: вестерна (действие в пустыне), нуара (эпизоды в тюрьме) и боевой фантастики. Отдельное спасибо создателям фильма, что «преображенных» заключенных не сделали подобием зомби - таковых в кино уже слишком много.
От криминального кинематографа этому проекту досталась ещё несколько моментов. Во-первых, деление действия на главы, идущие вовсе не в хронологическом порядке. Во-вторых, девиантная парочка, которая очень специфически трактует понятие о любви к ближнему.
Ну, и наконец, самое важное – это тема отчуждения. В данном случае это отчуждение от времени. Во имя спасения надо во что бы то ни стало уложиться в жестко отведенные хронологические рамки (аналог «Угнать за 60 секунд» и т.п.). То есть нечто вроде «наперегонки со смертью». А ещё фильм роднит с нуаром отсутствие даже намека на хэппи-энд.