В Брянске состоялась премьера фильма «ОГОРОД» знаменитого режиссёра Ларисы Садиловой, которая практически во всех своих кинокартинах воспевает Брянщину и её жителей. Картина «ОГОРОД» также снята в Брянской области. Главную роль – женщины «третьего возраста» Зои, которая регулярно ездит в санаторий и там знакомится с мужчиной, сыграла выдающаяся советская и российская актриса, народная артистка России Валентина Теличкина. Удивительно, но кажется, что роль Зои, пожалуй, первая главная роль актрисы в её огромной фильмографии.
Центральная локация съёмок, сам Огород героини картины располагается в селе Речица Жуковского района Брянской области. Также съёмки шли в усадьбе Ф.И. Тютчева Овстуг, частично в самом Брянске. Жуковское село Речица впервые упоминается в «Литовской метрике» XV века. С 1610 года село известно как владение Панютиных, предков поэта Ф. И. Тютчева, впоследствии перенесших центр своих имений в село Овстуг; позднее Речица - владение Бахтиных, Небольсиных и других русских дворян. Сознательно поясняю, какие места создают картину в кульминационных кадрах фильма. Это самая что ни на есть исконная Русь, в которой стояли усадьбы Тютчевых, Бахтиных, Небольсиных – славнейших русских дворянских фамилий. Именно в этом месте стоит в страшной разрухе Родовой Дом героини и как противоположность в полном обеспечении её Огород.
Как сказала сама Лариса Садилова в одном из интервью: «Когда мы подавали заявку в Министерство культуры строки Федора Тютчева:
«Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!»
стали эпиграфом к «Огороду»». Именно в этих тютчевских строках – зерно фильма.
Разрушенный Дом героини – это явно Родовое гнездо Зои и её сестры Эллы, которую потрясающе комедийно и фантастически точно сыграла Ольга Лапшина. Обе сестры, судя по всему, на пенсии. У Зои – двое сыновей, которые работают вахтовым методом на стройках в Москве. У Эллы – дочь Анжела, которая тоже живёт в Москве, в домах с бассейнами у богатых дамочек делает педикюр. Причем её двоюродные братья – строители, сыновья Зои - живут у неё в московской квартире по-родственному, на диване в коридоре.
Вид страшно запущенного Родового дома невольно заставляет читать название картины как Ого-Род. И воспринимать фильм как историю про Род – русскую семью, в которой правят женщины без мужчин. В этой семье молодым мужикам-строителям не хватает понимания, времени и желания починить собственный Родовой дом. Дом стоит фактически без крыши, без пола. Сквозь дырявую крышу Родового Дома Зоя видит величественное и божественное звёздное Небо. А в пустых половицах Дома можно делать новые огородные грядки и выращивать помидоры-кабачки. Сыновьям Зои, строителям легче на заработанные деньги купить матери дом на колёсах, отправить его в Речицу. Это они и делают. Но недолго длилась радость, у беззащитной огородницы Зои через неделю дом на колёсах всё равно своруют.
Зоя и Элла – два воплощения русских женщин, живут в одной трёхкомнатной квартире в Брянске. Как известно, есть русские девушки «для огорода», а есть «для хоровода». Зоя – явно для огорода, а Элла – для хоровода. Она хоть и фальшиво, но играет на пианино, танцует на чужих свадьбах, замой она разодевается как гранд-дама в меха, а летом – в кружева. Но при этом выходит из дому очень редко, всё время лежит на диване, плачет, жалуясь дочери Анжеле по телефону на свою сестру Зою. Самые счастливые часы жизни Элла проводит у телевизора за просмотром сериала «Зрячая». Элла не просто смотрит сериальную дичь про якобы ясновидящую, которую уморительно комично сыграла Раиса Рязанова, она ещё и воплощает наяву все глупые советы сериальной гадалки. Потому что верит телевизору и всему, что оттуда льётся.
Зоя же кроме огорода ежегодно зимой ездит в один и тот же санаторий. Там она встречается с героем своего санаторно-курортного романа, интеллигентным женатым мужчиной Валерой. На протяжении трёх лет они видятся только в санатории. Когда Валера начинает объяснять Зое, что она единственная женщина с которой ему хорошо, которая его понимает, Зоя перестаёт общаться с Валерой. У Зои, судя по всему, главная любовь жизни воплощается через Огород, все силы она отдаёт огороду, парнику, кабачкам и огурцам. А банки-закрутки с огорода потом отправляются в столицу сыновьям и племяннице Зои. Сестра Элла и огород и родовое гнездо, мягко говоря, не любит, приезжает туда раз в пятилетку, да и то в таком расфуфыренном наряде, которым только огородные пугала пугать.
Историю про двух женщин, их Огород и их Род стоит посмотреть всем. Это не просто срез нашей жизни. Это трагическая и комическая одновременно история про долготерпенье и нескладность нашей жизни, про любовь, которую все почему-то теряют. Про Надежду, которая прописана на строительных куртках детей Зои. Про разрушенные почти до основания Храмы и почти полное отсутствие Веры.
Филь будет понятен всем, тем более, что в фильме снялись более десятка актёров Брянского театра юного зрителя, Театра драмы им А.К. Толстого и Брянского Театра кукол: Светлана Рязанцева в роли жены Валеры, Анна Денежкина в роли Люси – попутчицы Зои, Александр Исаев в роли врача санатория, Зоя Заречная в роли попутчицы Валерия, Вячеслав Шевченко в роли Лесничего, Юлия Филиппова в роли врача соляной комнаты, также актёры Юрий Киселёв и Наталья Киселёва, Наталья Исаева, Елена Сафронова, Михаил Лаврушин, Иосиф Камышев, Ульяна Кавалерова, Алексей Дегтярёв и многие другие. Будем надеяться, что скоро фильм будет в прокате в брянских кинотеатрах.