Январь 2016.
После новогодних каникул мне пришлось общаться с органами опеки аж 2-х округов: моего (по месту регистрации/проживания, что нас впоследствии курируют) и того, на территории которого был Дом малютки и жила Ева. В опеку Евы шла уже слегка подготовленной: понимала про очередь, была готова к их канцелярскому языку, заранее записалась на приём, прихватила документы, настроилась и бахнула успокоительного. Потому была спокойна.
Меня так напугали слова в предыдущей опеке о том, что на подобных детей большой спрос, что я чуть ли не с порога сказала о желании забрать Еву, намерении посещать ее в Доме малютки, спросила, чем помочь. Сотрудница, с которой я общалась (спокойная женщина лет 35), была доброжелательна, как-то по-человечески меня выслушала, сделала сканы документов, пообещала в ближайшее время выдать направление на обучение в ШПР, пояснила процедуру пропуска в Дом малютки. Бюрократия на каждом шагу. Хочешь учиться - бери бумажку! Как хорошо, что в этой системе еще есть душевные люди, у которых не закрывается сердечная чакра.
Но возник нюанс с моей опекой, той, которая впоследствии должна была стать нашей: они хотели, чтобы я проходила обучение в школе, которая как-то прикреплялась к ним.
- В Школу родительства только к нам -, зазывали они. - Кроме знаний получите еще и приятное общение!
Я же в их школу не хотела - сочла это неудобным по нескольким причинам. Поток там только начался, меня в него уже не брали, а новую группу планировали обучать аж через 2-3 месяца, цитата: как только наберем нужное количество людей. Занятия шли 2.5 месяца по субботам и воскресеньям, с 10 утра до 15 (с учетом перерыва на обед), я лишалась выходных. Сама школа находилась в таком месте, что моя дорога занимала бы 1.5 часа в одну сторону. Главным аргументом опеки было то, что только в их школе дадут нужные знания, именно этот сертификат об обучении они примут, и впоследствии не будет никаких проблем в плане знаний и взаимодействий.
В итоге я записалась не туда, куда меня сватали, а в школу благотоворительного фонда Дети ждут.
Там моя группа начинала учебу в начале февраля. Сама ШПР находилась в историческом здании в центре Спб, удобно добираться, занятия по вечерам 2 раза в неделю.
В итоге после небольших дебатов с моей опекой сказали, что мой сертификат о прохождении ШПР в Дети ждут всё-таки примут. Уффф...
Перед зачислением на учёбу я прошла два собеседования в Дети ждут. Да, да, именно так: первый раз говорила с психологом, второй раз - с куратором курса. Обо мне спросили все, начиная с рождения и до дня нашего разговора. Я нервничала, но справилась. Было слегка не по себе. Почему я должна в деталях и подробностях рассказывать что-то личное чужим людям? У меня нет проблем с общением, но есть какая-то допустимая степень открытости, откровенности и желанием делиться всем с незнакомыми, пусть даже и супер-профи людьми. Мне посоветовали работать с психологом.
В остальном ШПР понравилась, хотя после первых же занятий впечатление о ней осталось двойственным. Информативно, полезно, интересно - да. Позволяет лучше понять себя и ситуацию. Дает чувство защиты, что ты не одна. А с другой стороны - похоже на секту. Как-то все однобоко, с постоянным уклоном, что все мы и приемные дети - избранные, особая каста людей. Так и говорили: дети из системы - всегда лотерея, никто не знает, что, где, когда и как выстретит.
- А в чем сюрприз, лотерея? - по неопытности однажды спросила я.
- А во всем! - ответили мне.
Например, у обычных детей истерики, слезы, крики означают одно, а у детей из системы - совсем другое. Так у них может выходить их боль, негатив, все то, что другие дети скажут словами или другими эмоциями. Наши реакции - тоже та еще коробочка с секретом, сколько случаев, когда детей берут, а потом сдают обратно в детдома!
А еще мне не нравилось, как на занятиях сыпали канцелярщиной: мотивация, кандидат, заключение, банк данных детей, адаптация... Секта?!
Каждое занятие нас отмечали, была специальная тетрадочка со списками, ведь посещение всего курса - обязательно. На экзамене все проверят.
Самым классным во всем этом процессе оказались люди. Какие подобрались личности в нашей группе! Яркие, красивые, успешные, талантливые. Нас было 12 семейных пар и еще несколько одиночек, в том числе мужчины.
Но особенно интересны оказались наши преподаватели: у каждого по 2 высших образования, обязательно свои дети и хотя бы парочка, а чаще всего несколько , приемных. Я была благодарна учителям, что делятся личным опытом, что говорят о трудностях, и при этом они бодры, веселы. Это вселяло надежду.
В целом познавательная учеба. Изначально я пошла учиться ради бумажки, но обрела намного больше. Много теории, тестов, примеров из жизни, общения. Полезно всем, даже тем парам, кто планирует своих детей.
Подробнее о ШПР и моем дальнейшем пути - в следующих статьях.