Когда 80-е годы перешли в свою вторую половину американский панк-рок был мёртв, не потому что его никто не играл, а потому что он был никому не нужен, а группа Bad Religion, похоже была не нужна своим создателя.
Пройдя за первую половину восьмидесятых путь от подающего надежды коллектива (1980-1981) с хорошим дебютом (1982) до растоптанной репутации (1983) и забвения (1985), к 1987 году группа находилась в анабиозе.
Два столпа коллектива вокалист Грег Граффин и гитарист Бретт Гуревич пошли разными дорогами, первый отправился в колледж, а второй, будучи изгнанным из группы за наркозависимость, занимался делами своего лейбла Epitaph Records.
Бретт Гуревич (в 1987 году):
За последние четыре года я, вероятно, провел около десяти тысяч часов у микшерного пульта. В моей жизни не было ничего, кроме студии. Я работал с рок-музыкой, кантри, метал-группами с Бульвара Сансет, арт-рокерами из центра — с кем мне только не довелось иметь дело. Итак, я провел несколько лет, основательно развивая свои продюсерские навыки, и преуспел в этом.
Опыт Гуревича очень пригодился возрождённой команде при работе над новым альбомом, но первый, кого следовало заинтересовать в идеи воскрешения Bad Religion был Грег Граффин.
С предложением вернуться хотя бы к концертной выступил заменивший в 1983 году Бретта Гуревича гитарист Грег Хетсон.
Граффин не стал тянуть время и согласился, хотя был не сильно уверен в успехе мероприятия, его примеру последовали бас-гитарист Джей Бентли и ударник Пит Файнстоун, но для воссоздания классического состава не хватало Бретта.
В книге Do What You Want приводится следующий диалог между гитаристом и вокалистом:
ГРЕГ: Привет, Бретт, как дела?
БРЕТТ: У меня все хорошо.
ГРЕГ: Это здорово. Ты не поверите, насколько успешна сейчас группа. Мы круче, чем когда-либо были.
БРЕТТ: Правда?
ГРЕГ: Да, мы даем концерты в Fender’s Ballroom, и сейчас на нас собирается около тысячи человек.
БРЕТТ: Правда?
ГРЕГ: Тебе стоит поиграть с нами. Это так весело.
БРЕТТ: Нет, я больше не играю.
ГРЕГ: Ну, у нас шоу на Гилман Стрит. Хетсон не может играть, поэтому мы не сможем сделать шоу, если кто-то не сыграет вместо него.
БРЕТТ: О, я не знаю.
ГРЕГ: Давай. Поверьте мне. Это будет весело.
Бретт:
У меня не было больших ожиданий. Я думал, нас ждет скромное шоу. Но, когда мы приехали туда с парнями, это был срыв башки. Зал был забит до отказа. Ребята свешивались с балок, сходили с ума и подпевали каждому слову. И я помню, как подумал про себя: “Ого, такого я не мог представить в самых смелых мечтах”. Думаю, всему виной наше исчезновение с радаров, что довольно странно — обычно это не так работает.
Возвращению Бретта были рады не только участники группы, но и фанаты, единственный, кому стоило опасаться был как раз инициатор возрождения коллектива Грег Хетсон, но и для него всё обернулось благополучно.
Грег Граффин:
Когда пришло время делать Suffer, Бретт сказал: У нас должно быть две гитары. С двумя гитарами группа звучит намного круче, и Хетсону это тоже понравилось. Начиная с Suffer, он записывался и гастролировал с нами.
Вскоре после концерта на Гилман Стрит Бретт отправился к Грегу и они с двумя акустическими гитарами написали новую песню, первую за 4 года. За основу были взяты аккорды Нила Янга из Cowgirl In The Sand, и, по воспоминаниям музыкантов, мелодия, аккорды и слова были написаны чуть ли не единомоментно. Так появилась песня Suffer.
Усилив звук гитарой Хетсона, вооружившись накопленным Гуревичем опытом в области звукозаписи и поставив перед собой цель - записать убойный альбом, Bad Religion возрождались.
Было оговорено, что к каждой новой репетиции гитарист и вокалист будут приносит по новой песня, и сразу же репетировать их с группой, попутно дополняя и совершенствуя.
Джей Бентли:
После семи или восьми репетиций они поняли что написали 15 песен примерно за 1 месяц. Этого было достаточно для новой записи, было удивительно видеть как они так быстро пишут песни.
В итоге из 15 представленных на альбоме песен 7 были авторства Грега, 5 - Бретта и 3 совместные. Общий хронометраж релиза - 26 минут.
Помимо пятёрки музыкантов основного состава в студии засветились участницы панк-группы L7. Дженнифер Финч записала бэк-вокал на Part II (The Numbers Game), а Сьюзи Гарден и Донита Спаркс дополнительные гитары на Best fo You.
А что же песни?
А песни здесь короткие, быстрые, хлёсткие и главное - мелодичные.
Учитывая монолитность звучания альбома выделить какие-либо композиции сложно, он хорошо слушается как единое целое, но я всё же отмечу You Are (The Government) с одним из лучших панк-риффов в истории, 1000 More Fools с заседающим в голове Every fuckin day:, Give You Nothing с выраженным басом и сменой темпа, моего персонального любимца Best For You и максимально приближённую к тому, что вскоре станет именоваться поп-панк What Can You Do?
Правильно говорят, что если в песне есть мелодия, то её можно исполнить в любом музыкальном стиле, а если уж она и в акустике выдерживает испытание гитарно-вокальным исполнением, то тест пройден, что собственно не единожды доказывал Грег Граффин, исполняя песни Bad Religion на своих акустических сольных концертах.
Кстати о Греге, немаловажным элементом привлекательности пластинки оказалась и его манера пения, да, он здесь не демонстрирует вокальную эквилибристику (просто на Suffer нет места для этого), но и не выплёвывает слова со скоростью пулемёта, он именно поёт, и его вокальным мелодиям можно подпевать.
Бретт:
В процессе записи альбома вокруг нас царила хорошая атмосфера, Грег учился в колледже. Так что это внесло свежую струю в наше общение. Царил дух веселья, который отчасти передался самой записи. Все происходило очень спонтанно. Но в то же время альбом вышел сбалансированным и с хорошим звуком. Он громкий, в особенности по сравнению с панк-альбомами хардкор-сцены Лос-Анджелеса, которые выходили до этого.
Оказаться в нужное время в нужном месте - это про третий альбом Bad Religion. Никто, кроме тех фэнов, кто ещё верил в группу, особо не ждал этот альбом. Это была работа группы с подмоченной репутацией в жанре, который все считали мертвым. Пластинку выпустили на лейбле, самый успешный релиз которого случился шесть лет назад, был связан с этой же самой группой и продался тиражом в десять тысяч копий. Но, несмотря на это, никто даже не догадывался, что американский панк-рок вновь появился на рынке, чтобы заполнить вакуум, угрожавший его существованию.
Фэт Майк из NOFX рассказывал, что именно Suffer не дал ему опустить руки и разогнать банду после неудачи с их дебютником Liberal Animation (1988):
Я впервые услышал Suffer, когда мы гастролировали по Европе. С альбомом меня познакомила группа Yeastie Girls. Это было просто потрясно. Песни, звучание — буквально всё. И правда, ничего подобного мне еще не приходилось слышать. Умные тексты, великолепная гармония, классная мелодия. Двадцать с лишним минут чистой радости. Наше турне проходило ужасно, а потом в последний день я услышал Suffer и внезапно понял: Ну да, конечно же, панк-рок — это здорово… До Suffer мне казалось, что моя группа сама по себе. Да, мы были не одни, но так я себя чувствовал; и я уверен, что те же чувства испытывали другие группы. Но затем вышел Suffer, и все, кто услышал альбом, поняли, что это особенная пластинка, которая поможет сохранить признаки жизни на сцене.
И Майк безусловно прав, третий альбом Bad Religion стал точкой зарождения новой панк волны, которая достигла своего пика в 1994 году с выходом таких записей как Dookie от Green Day, Smash от The Offspring и Punk in Drublic (NOFX).
Максимально подробно и досконально об этом времени рассказано в книге Иэна Уинвуда "Вдребезги! Панк-волна 90х", о которой я рассказывал ранее:
Немаловажными оказались и тексты. В то время как другие группы истерически разглагольствовали о грядущем апокалипсисе, который все никак не наступал, Граффин обратился к истории и науке, чтобы указать на недостатки человечества как вида, а Гуревич обращает внимание на нестабильность экономической системы, которая в мире ограниченных ресурсов ставит доход превыше всего остального.
Через призму времени нельзя не признать значимости Suffer для американского панк-рока, но тогда, в 1988 году, когда группа отправилась в турне, никто не видел в альбоме чего-то необычного.
Бретт Гуревич признаётся, что не понимал тогда значимости этих песен, это были просто хорошие песни, и их было весело сочинять и записывать.
Да и турне не было удачным, если в крупных городах им удавалось собирать клубы, то на периферии в зале могло находиться максимум с десяток человек, и половина из них явно пришла туда просто выпить, а не слушать Bad Religion.
Но поскольку в своей нише у Suffer просто не было конкурентов, будучи выпущенным в сентябре 1988, к концу года он продался тиражом в 10 000 копий, в какой-то момент спрос превысил предложение и дистрибьюторам пришлось допечатывать копии релиза.
Suffer также удостоился высокой оценки многих авторитетных журналов. Лос-анджелесские издания Flipside и Maximumrocknroll из Сан-Франциско при- знали Suffer лучшим альбомом года. В те времена «музыкальная журналистика все еще имела значение», как мягко выразился Грег Граффин. Последний журнал даже поместил группу на свою обложку.
Грег:
Нам очень льстило, что два главных музыкальных издания тех лет высоко оценили Suffer. Но, разумеется, я и подумать не мог, что альбом получит культовый статус, как сегодня. Я считал его достойной работой, но не придавал особой важности. Однако мне кажется, что я озвучу мысли Бретта и свои собственные, если скажу, что мы пытались писать музыку, которая отличалась качеством и оригинальностью. Я бы сказал, что мы всё еще были в поисках этой оригинальности, и на Suffer наши поиски не закончились. Но это очень забавно, что в процессе становления мы создали нечто столь монументальное. Никогда не знаешь, что сработает, пока не попробуешь. И я уверен, что в Suffer есть настоящая свобода самовыражения.