Найти тему
Фонотека в кармане

Bad Religion - Suffer, 1988 (история альбома)

Оглавление
Обложка альбома Suffer
Обложка альбома Suffer

Когда 80-е годы перешли в свою вторую половину американский панк-рок был мёртв, не потому что его никто не играл, а потому что он был никому не нужен, а группа Bad Religion, похоже была не нужна своим создателя.

Пройдя за первую половину восьмидесятых путь от подающего надежды коллектива (1980-1981) с хорошим дебютом (1982) до растоптанной репутации (1983) и забвения (1985), к 1987 году группа находилась в анабиозе.

Два столпа коллектива вокалист Грег Граффин и гитарист Бретт Гуревич пошли разными дорогами, первый отправился в колледж, а второй, будучи изгнанным из группы за наркозависимость, занимался делами своего лейбла Epitaph Records.

Бретт Гуревич (в 1987 году):

За последние четыре года я, вероятно, провел около десяти тысяч часов у микшерного пульта. В моей жизни не было ничего, кроме студии. Я работал с рок-музыкой, кантри, метал-группами с Бульвара Сансет, арт-рокерами из центра — с кем мне только не довелось иметь дело. Итак, я провел несколько лет, основательно развивая свои продюсерские навыки, и преуспел в этом.

Опыт Гуревича очень пригодился возрождённой команде при работе над новым альбомом, но первый, кого следовало заинтересовать в идеи воскрешения Bad Religion был Грег Граффин.

С предложением вернуться хотя бы к концертной выступил заменивший в 1983 году Бретта Гуревича гитарист Грег Хетсон.

Граффин не стал тянуть время и согласился, хотя был не сильно уверен в успехе мероприятия, его примеру последовали бас-гитарист Джей Бентли и ударник Пит Файнстоун, но для воссоздания классического состава не хватало Бретта.

В книге Do What You Want приводится следующий диалог между гитаристом и вокалистом:

ГРЕГ: Привет, Бретт, как дела?
БРЕТТ: У меня все хорошо.
ГРЕГ: Это здорово. Ты не поверите, насколько успешна сейчас группа. Мы круче, чем когда-либо были.
БРЕТТ: Правда?
ГРЕГ: Да, мы даем концерты в Fender’s Ballroom, и сейчас на нас собирается около тысячи человек.
БРЕТТ: Правда?
ГРЕГ: Тебе стоит поиграть с нами. Это так весело.
БРЕТТ: Нет, я больше не играю.
ГРЕГ: Ну, у нас шоу на Гилман Стрит. Хетсон не может играть, поэтому мы не сможем сделать шоу, если кто-то не сыграет вместо него.
БРЕТТ: О, я не знаю.
ГРЕГ: Давай. Поверьте мне. Это будет весело.

Bad Religion в 1988 году
Bad Religion в 1988 году

Бретт:

У меня не было больших ожиданий. Я думал, нас ждет скромное шоу. Но, когда мы приехали туда с парнями, это был срыв башки. Зал был забит до отказа. Ребята свешивались с балок, сходили с ума и подпевали каждому слову. И я помню, как подумал про себя: “Ого, такого я не мог представить в самых смелых мечтах”. Думаю, всему виной наше исчезновение с радаров, что довольно странно — обычно это не так работает.

Возвращению Бретта были рады не только участники группы, но и фанаты, единственный, кому стоило опасаться был как раз инициатор возрождения коллектива Грег Хетсон, но и для него всё обернулось благополучно.

Грег Граффин:

Когда пришло время делать Suffer, Бретт сказал: У нас должно быть две гитары. С двумя гитарами группа звучит намного круче, и Хетсону это тоже понравилось. Начиная с Suffer, он записывался и гастролировал с нами.

Вскоре после концерта на Гилман Стрит Бретт отправился к Грегу и они с двумя акустическими гитарами написали новую песню, первую за 4 года. За основу были взяты аккорды Нила Янга из Cowgirl In The Sand, и, по воспоминаниям музыкантов, мелодия, аккорды и слова были написаны чуть ли не единомоментно. Так появилась песня Suffer.

Усилив звук гитарой Хетсона, вооружившись накопленным Гуревичем опытом в области звукозаписи и поставив перед собой цель - записать убойный альбом, Bad Religion возрождались.

Было оговорено, что к каждой новой репетиции гитарист и вокалист будут приносит по новой песня, и сразу же репетировать их с группой, попутно дополняя и совершенствуя.

Джей Бентли:

После семи или восьми репетиций они поняли что написали 15 песен примерно за 1 месяц. Этого было достаточно для новой записи, было удивительно видеть как они так быстро пишут песни.

В итоге из 15 представленных на альбоме песен 7 были авторства Грега, 5 - Бретта и 3 совместные. Общий хронометраж релиза - 26 минут.

Помимо пятёрки музыкантов основного состава в студии засветились участницы панк-группы L7. Дженнифер Финч записала бэк-вокал на Part II (The Numbers Game), а Сьюзи Гарден и Донита Спаркс дополнительные гитары на Best fo You.

А что же песни?

А песни здесь короткие, быстрые, хлёсткие и главное - мелодичные.

Учитывая монолитность звучания альбома выделить какие-либо композиции сложно, он хорошо слушается как единое целое, но я всё же отмечу You Are (The Government) с одним из лучших панк-риффов в истории, 1000 More Fools с заседающим в голове Every fuckin day:, Give You Nothing с выраженным басом и сменой темпа, моего персонального любимца Best For You и максимально приближённую к тому, что вскоре станет именоваться поп-панк What Can You Do?

Правильно говорят, что если в песне есть мелодия, то её можно исполнить в любом музыкальном стиле, а если уж она и в акустике выдерживает испытание гитарно-вокальным исполнением, то тест пройден, что собственно не единожды доказывал Грег Граффин, исполняя песни Bad Religion на своих акустических сольных концертах.

Кстати о Греге, немаловажным элементом привлекательности пластинки оказалась и его манера пения, да, он здесь не демонстрирует вокальную эквилибристику (просто на Suffer нет места для этого), но и не выплёвывает слова со скоростью пулемёта, он именно поёт, и его вокальным мелодиям можно подпевать.

Бретт:

В процессе записи альбома вокруг нас царила хорошая атмосфера, Грег учился в колледже. Так что это внесло свежую струю в наше общение. Царил дух веселья, который отчасти передался самой записи. Все происходило очень спонтанно. Но в то же время альбом вышел сбалансированным и с хорошим звуком. Он громкий, в особенности по сравнению с панк-альбомами хардкор-сцены Лос-Анджелеса, которые выходили до этого.

Оказаться в нужное время в нужном месте - это про третий альбом Bad Religion. Никто, кроме тех фэнов, кто ещё верил в группу, особо не ждал этот альбом. Это была работа группы с подмоченной репутацией в жанре, который все считали мертвым. Пластинку выпустили на лейбле, самый успешный релиз которого случился шесть лет назад, был связан с этой же самой группой и продался тиражом в десять тысяч копий. Но, несмотря на это, никто даже не догадывался, что американский панк-рок вновь появился на рынке, чтобы заполнить вакуум, угрожавший его существованию.

Bad Religion в легендарном CBGB
Bad Religion в легендарном CBGB

Фэт Майк из NOFX рассказывал, что именно Suffer не дал ему опустить руки и разогнать банду после неудачи с их дебютником Liberal Animation (1988):

Я впервые услышал Suffer, когда мы гастролировали по Европе. С альбомом меня познакомила группа Yeastie Girls. Это было просто потрясно. Песни, звучание — буквально всё. И правда, ничего подобного мне еще не приходилось слышать. Умные тексты, великолепная гармония, классная мелодия. Двадцать с лишним минут чистой радости. Наше турне проходило ужасно, а потом в последний день я услышал Suffer и внезапно понял: Ну да, конечно же, панк-рок — это здорово… До Suffer мне казалось, что моя группа сама по себе. Да, мы были не одни, но так я себя чувствовал; и я уверен, что те же чувства испытывали другие группы. Но затем вышел Suffer, и все, кто услышал альбом, поняли, что это особенная пластинка, которая поможет сохранить признаки жизни на сцене.

И Майк безусловно прав, третий альбом Bad Religion стал точкой зарождения новой панк волны, которая достигла своего пика в 1994 году с выходом таких записей как Dookie от Green Day, Smash от The Offspring и Punk in Drublic (NOFX).

Максимально подробно и досконально об этом времени рассказано в книге Иэна Уинвуда "Вдребезги! Панк-волна 90х", о которой я рассказывал ранее:

Вдребезги! Панк-волна 90-х

Немаловажными оказались и тексты. В то время как другие группы истерически разглагольствовали о грядущем апокалипсисе, который все никак не наступал, Граффин обратился к истории и науке, чтобы указать на недостатки человечества как вида, а Гуревич обращает внимание на нестабильность экономической системы, которая в мире ограниченных ресурсов ставит доход превыше всего остального.

Через призму времени нельзя не признать значимости Suffer для американского панк-рока, но тогда, в 1988 году, когда группа отправилась в турне, никто не видел в альбоме чего-то необычного.

Бретт Гуревич признаётся, что не понимал тогда значимости этих песен, это были просто хорошие песни, и их было весело сочинять и записывать.

Да и турне не было удачным, если в крупных городах им удавалось собирать клубы, то на периферии в зале могло находиться максимум с десяток человек, и половина из них явно пришла туда просто выпить, а не слушать Bad Religion.

Но поскольку в своей нише у Suffer просто не было конкурентов, будучи выпущенным в сентябре 1988, к концу года он продался тиражом в 10 000 копий, в какой-то момент спрос превысил предложение и дистрибьюторам пришлось допечатывать копии релиза.

Bad Religion на шоу в Германии, 1988 год.
Bad Religion на шоу в Германии, 1988 год.

Suffer также удостоился высокой оценки многих авторитетных журналов. Лос-анджелесские издания Flipside и Maximumrocknroll из Сан-Франциско при- знали Suffer лучшим альбомом года. В те времена «музыкальная журналистика все еще имела значение», как мягко выразился Грег Граффин. Последний журнал даже поместил группу на свою обложку.

Обложка журнала Maximum Rock'n'Roll, февраль 1989 года
Обложка журнала Maximum Rock'n'Roll, февраль 1989 года

Грег:

Нам очень льстило, что два главных музыкальных издания тех лет высоко оценили Suffer. Но, разумеется, я и подумать не мог, что альбом получит культовый статус, как сегодня. Я считал его достойной работой, но не придавал особой важности. Однако мне кажется, что я озвучу мысли Бретта и свои собственные, если скажу, что мы пытались писать музыку, которая отличалась качеством и оригинальностью. Я бы сказал, что мы всё еще были в поисках этой оригинальности, и на Suffer наши поиски не закончились. Но это очень забавно, что в процессе становления мы создали нечто столь монументальное. Никогда не знаешь, что сработает, пока не попробуешь. И я уверен, что в Suffer есть настоящая свобода самовыражения.

Другие статьи о панк-роке на канале:

Ramones - Rocket to Russia, 1977
The Clash - London Calling, 1979

Подписывайтесь на канал, будет интересно.