Найти в Дзене
FLIGHT ON TURBOPROP

Як-40 : флагман советской региональной авиации

Оглавление

Наш конструкторский коллектив на протяжении многих лет был известен своими истребителями и спортивными самолётами. Но в середине 60-х годов мы взялись за создание пассажирского самолёта. Многие вырожали сомнение : по плечу ли вообще нашему КБ современная реактивная пассажирка машина? Оказалось, по плечу...
А. С. Яковлев

21 октября 1966 года впервые в небо поднялся самолёт ЯК-40 это был первый пассажирский самолёт созданный ОКБ Яковлевна, больше подробностей об ЯК-40 вы узнаете если дочитаете статью.

Пристегните ремни, наш самолёт взлетает...

Глава 1.История создания

Як-40, фото из открытых источников
Як-40, фото из открытых источников

в 1960 году вышло постановление совета министров СССР о замене самолётов ИЛ-12 и ИЛ-14 ( на тот момент они были двумя единственным региональным самолётами СССР, не считая Ли-2 ) на более современные самолёты. Проект Як-40 был придуман в ОКБ Яковлева в 1964 году.

А. С. Яковлев рядом с моделью самолёта Як-3, фото из открытых источников
А. С. Яковлев рядом с моделью самолёта Як-3, фото из открытых источников

До Як-40 ОКБ Яковлева не занимался производством пассажирских самолётов, основным направлением было производство учебно-тренировочных, спротивных и военных самолётов.

При проектировании самолёта перед конструкторами стояла задача найти компромисс между надёжностью, обеспечиващий высокую безопасность полёта, и экономичностью, также непритязательностью к аэродром и современный комфорт для пассажиров. Як-40 не нуждается в аэродромных передвежных трапах, в хвостовой части предусмотрен откидной посадочный трап.

	'' в хвостовой части предусмотрен откидной посадочный трап "
'' в хвостовой части предусмотрен откидной посадочный трап "

Первый опытный образец был построен в 1965 году лётные испытание начались в 1966 году : 21 октября состоялся первый полёт Як-40 с тремя двухконтурнами турбореактивными двигателями [ТРДД] АИ-25, пилотировали машину лётчики-испытатели А. Л. Колосов и Ю. В. Петров. Тогда же самолёт был запущен в серийное производство на авиационном заводе в Саратове, а первые самолёты были переданных "Аэрофлоту"

Як-40

Глава 2. Начало эксплуатации.

Як-40 Аэрофлота с бортовым номером СССР-87760, фото из открытых источников.
Як-40 Аэрофлота с бортовым номером СССР-87760, фото из открытых источников.

Первые рейсы Як-40 начались из аэропорта Быково, самолёты первых выпусков имели 24 пассажирских места. Некоторое время самолёт выпускался со взлётной массой 14,7 т. и 27-ми пассажирским местами . Дальность полёта состоаляла 710 км ( с резрвами топлива). Позднее приступили к выпуску улучшенного варианта с взлётной массой 16,1 т. и 32-мя пассажирским местами. На этой модификации удалось увеличить дальность полёта. На середину 1972 года самолёты Як-40 на летали около 150 миллионов км. и перевезли около 7 миллионов пассажиров. С 1975 года начал выпускаться вариант самолёта ЯК-40К для грузовых и смешанных перевозок. Максимальная коммерческая нагрузка была увеличина до 3200 кг. Одновременно с пассажирским вариантом выпускался административный вариант самолёта с салона и 1-ого и 2-ого класса.

Многие годы я летал в Арктике. Водил Ан-2 и Ли-2 в Антарктиде. Что сказать вам о Як-40 ? Такую машину очень ждут на местных авиалиниях. Простота Ан-2 и Ли-2 сочетается в Як-40 со скоростью и комфортом современных реактивных самолётов...
Лётчик
гражданской
авиации
М. Г. Заялов
Корреспонденту
Газеты "Правда"

Краткие сведения :

Тип : пассажирский самолёт

Разработчик : Саратовский авиационный завод

Первый полёт : 21 октября 1966 года

Начало эксплуатации : 1966 год

Статус : эксплуатируется

Эксплуатанты : Волгоградское авиапредприятие, Камчатское авиапредприятие.

Годы производства : 1966 - 1981

Выпущенной : 1 012 штук.

Глава 3. Як-40 заграницей

Як-40 авиакомпании General Air
Як-40 авиакомпании General Air

Як-40 после своего создания сразу же привлёк внимание иностранных авиационных фирм.

Як-40 начиная с 1967 года, - участник всех авиасалонов во Франции, Швеции, Японии и т.д странах. Он совершил демо-полет во многих странах Европы, Азии, Африки и Америки.

"Авиаэкспорт" договорился о внешнеторговых сделках с целым рядом иностранных фирм. Проявили интерес этой машине фирмы ФРГ, США, Канады, Франции, Англии.

Первой начала покупать Як-40 Италия. Также Италия первой выдала сертификат лётной годности. Италия организовала показ летных качеств Як-40. Был организован полёт из Италии в Австралию.

Из выпуска журнала "Авиасьон магазин" от 30.04.1970 :

Як-40 оригинален по замыслу, по своим летным характеристикам и размерам. Очень любопытно, что на Западе фактически нет сравнимо го с ним самолёта...

Из газеты "Pakistan times" :

Этот пассажирский выполнил 3 полёта. В первом полёте, проводившимся без пассажиров, была показана скорость и маневренность. Самолёт кружился, пикировал, поднимался под большими углами, и было такое впечатление, как будто это реактивный истрибитель

Демо-полёты проводились и в Латинской и Северной Америке, в Африке и на других континентах Земли, самолёты Як-40 закупленны двумя десятками иностранными авиакомпаниями.

Послесловие.

На этом и заканчивается моя статья, спасибо за просмотор, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, если статья "за летит", то добавлю ещё пару глав...