КНИГА 2. ОСЕНЬ
Часть 3. Ноябрь-1
***
Закончилась первая четверть, а Лариса Антоновна все никак не могла привыкнуть к новому ученику. Раздражение, появившееся в начале года, продолжало нарастать. Сначала был неприятен успех недавно организованного вокально-инструментального ансамбля. Вот вроде не ощущала она себя человеком завистливым, она была способна порадоваться за кого-то, но то, что в классе Городецкого все создавалось и организовывалось само собой, без каких-либо усилий со стороны классного руководителя, казалось ей несправедливостью. А ведь директор, наверное, отметит этот момент! С одной стороны, возникновение своего ансамбля - это, безусловно, событие в школьной жизни. Но что сделал для его создания Игорь Алексеевич?.. От возникшего "из ничего" ансамбля девятого "В" Лариса Антоновна тут же мысленно перебросила мостик к одному интересному разговору с Зоей Алексеевной: та вкратце пересказала беседу с директором, когда Марина получила "двойку": дескать, Марина не тянет на медалистку, и как комсорг она практически ничего не делает, и заслуги ее в том, что одноклассники участвовали в спортивном мероприятии, тоже нет. Что-то такое... Ага, значит, Марининой заслуги нет - а заслуга Игоря Алексеевича есть?.. Надо будет с Зоей Алексеевной и Изольдой Леонидовной слегка посоветоваться по этому поводу: как ей, Ларисе Антоновне, ко всему этому относиться? Ситуации вроде бы похожие... а отношение директора - разное... Обе вцепятся в идею - как пить дать! Они точно не простят директору того, что тот поддержал взбунтовавшихся девчонок, а не своих заместителей, и особенно - что этот факт стал известен всей школе... Да, Зоя Алексеевна была права: Николай Андреевич директором именно этой школы больше года не проработает. Да и она сама, кстати, еще не видя нового директора, по какому-то наитию сказала Городецкому, что демократичный директор с чувством юмора - это ненадолго. Правда, она была уверена в том, что мужичок из какого-то захолустья не удержит в повиновении городскую школу, но этого, как ни странно, не случилось. Зато начала отсчитывать секунды до взрыва мина, которую Ковалев сам же себе и подложил. Ничего, пусть накапливается, пусть! Две недели, потраченные на совхоз... сорванный медосмотр... и то, что перестал объявлять благодарности за контроль "особым" людям... Интересно, а Городецкому он объявит благодарность за то, что в его классе появился вокально-инструментальный ансамбль?..
Что ансамбль есть и он репетирует - это было слышно. Но одно дело репетиция, и совсем другое - окончательный результат. Понятное, что коллектив был создан совсем недавно и потому много произведений подготовить не мог, да для общего концерта, посвященного очередной годовщине революции, который традиционно проводили в конце четверти, этого и не требовалось. Как обычно, начали выступлением хора... миленькая детская песня о Родине - "Льется солнышко веселое", потом "Орлята учатся летать"... стихи, песни в исполнении солистов... Ансамбль выступал "под занавес". Испортив настроение Ларисе Антоновне, на сцену вышла Надя Коноплева с песней "Гляжу в озера синие" - ну, вот, еще одна перебежчица! А еще будут?..
"Перебежчики" ждать себя не заставили: едва "пронеслась" стремительная "Гренада" в исполнении Ковалева, которому аплодировали, кажется, дольше всех, как появились ее Филимонов и Холодов. Правда, вместе с ними вышли еще один "вэшник" и двое ребят из девятого "Г", но для нее это было не настолько важно. Важно не то, что, по замыслу учительницы пения Стеллы Валентиновны, понадобились голоса определенного типа и она попросила этих ребят выступить с ансамблем девятого "В", а то, если бы Ларисе Антоновне самой нужно было предоставить номера от класса для общешкольной программы, тот же Филимонов начал бы прикидываться дурачком - память, мол, плохая... вдруг слова забуду... Поэтому даже суровое и величественное "Земля родная, помни нас - и всех, и каждого отдельно" отклика в душе не нашло. И неприятно было потом, после концерта, видеть, как Алима один за другим останавливали учителя, что-то говорили ему, а он улыбался своей сногсшибательной улыбкой - понятно, что хвалили... и, надо признать, хвалить было за что...
А после телепередачи она почти возненавидела его.
Начала передачи Лариса Антоновна не видела. Она готовила ужин, когда в большой комнате, где стоял телевизор, раздался заполошный крик Димки:
- Мам! Мам! Ну, мама-а!!! Быстрее!!! Маринка!!!
- Что такое? – сестры одновременно прибежали на крик.
- Только что из вашего класса мальчишку показали, - сказал Димка, показывая на экран, где мелькали народные костюмы.
- А кого? – спросила Марина.
- Ковалева, небось, - сказала Лариса Антоновна. – Танцоров у нас в классе больше нет.
Она не ошиблась: тут же на экране появилась надпись: «Испанский танец», исполняют В. Нестеренко и А. Ковалев". Загремели гитары, рассыпалась дробь кастаньет, закружилась в танце юная пара. Красивый танец! И танцует ее ученик хорошо. Вот только порадоваться за него она не могла – слишком был неприятен ей этот мальчишка!.. Лариса Антоновна заглянула в программу областных передач. Ах, юбилей ансамбля «Дружба»! В этом коллективе балетмейстером работала жена ее одноклассника Сергея Карпова, Анжела. Изредка они случайно встречались на улице (жили-то одноклассники недалеко друг от друга) и время от времени обменивались мнениями о педагогической работе. Мнения молодых женщин расходились. Да и ничего удивительного: работа у них была слишком разная. Лариса Антоновна преподавала обязательный предмет, который не все любят и в котором не все разбираются, а Анжела – танцы, которыми занимаются с удовольствием (если кому-то не нравится – бросают сразу). Работала Анжела точно так же, играючи, как и Городецкий, ЧП у нее не случались. А ведь многие ученики у нее – не сахар. Некоторых даже приводил в ансамбль Сергей, выловив в подворотне…
По экрану побежали титры: «Ф. Амиров. Фрагмент балета «Тысяча и одна ночь». Зазвучала упругая, восточного колорита, мелодия, снова мелькнуло лицо Ковалева, но тут же кадр сменился – оператор снимал всю группу издали, и девятиклассник Алим Ковалев затерялся среди лучников царя Шахриара... было еще что-то классическое - "Маленькие лебеди", какой-то восточный танец... снова пошли народные - сольные, массовые... опять Ковалев с "Лезгинкой" (похоже, это у него "коронка")... Лариса Антоновна не могла не отметить трудность исполняемых танцев: движения-то, может, и не самые сложные - но темп! Особенно в болгарском. Слетают с голов мальчишек шапки, замелькали развязавшиеся кожаные шнуры, которые должны вроде как обвиваться вокруг ноги, закрепляя обувь, напоминающую лапти, - точно упадет кто-нибудь... хотя, возможно, обойдется - танцуют на одном месте. Не упали - выдержали до конца. В кадр попало разгоряченное танцем симпатичное девчоночье личико, на миг округленные глаза, губы, беззвучно сказавшие "ой, ужас!"...
А потом была беседа с участниками концерта. Сначала, конечно, выступил директор Дворца пионеров, рассказал об ансамбле, передали слово Анжеле как ведущему хореографу... Кадры с репетиций... Те же самые девчонки и мальчишки, которых она видела только что в концертной программе, в обстановке суровых будней, так сказать... "Дробушки" в сапогах в коридоре... Стройные ножки, обтянутые наполовину развалившимися колготками... Разминка у станка... растяжка... девочки на пуантах... как настоящие балерины - и вдруг кадр сменяется: теперь оператор сосредоточился... опять на Ковалеве! Тьфу! Да было бы еще что снимать... танец какой-нибудь... а Ковалев всего лишь передразнивает девчонок. Понятно, что впечатлило: он в тонких матерчатых тапочках поднимается на пальцы так же, как девочки - в специальной обуви. Подумаешь! Лариса Антоновна и не такое видела - как он босиком на пальцах вертелся, и не на паркете, а на разбитой проселочной дороге, на грубых комьях земли, пальцы в кровь разбил... Что-то говорится о сложных номерах, которые уже начали готовить к отчетному концерту... она уже слышала об этом концерте от Алима. Что же там такого потрясающего он готовит?..
Потом на экране появилась тесная комната и участники концерта. Некоторые в расшитых болгарских костюмах (вот, наверное, красота, если по цветному телевизору смотреть!), те, кто не был задействован в последнем танце, уже успели переодеться в обычную одежду. Видно, что устали - но довольны! Теперь журналистка начала задавать вопросы ребятам. Вот еще мода появилась в последнее время - у молокососов спрашивать мнение чуть ли не обо всем, что делается в стране, вплоть до встреч на высшем уровне! Да еще спонтанно, без подготовки, без согласования... Допустим, журналистка со своим руководством вопросы согласовала - но как можно заранее предусмотреть, что детишки выдадут? Филимонова бы этой умнице на пять минут - на всю жизнь зареклась бы брать интервью у подростков!.. Впрочем, наверное, самое двусмысленное в любом случае вырезают - не прямой эфир же!.. Все эти "До шестнадцати и старше" начали, а теперь и областные радио с телевидением подхватили. Проблемы какие-то все ищут! Учи уроки, общественной работой в школе занимайся, не ломай мебель, не бей слабого... и просто страну свою уважай - проще простого! Так нет же! И на экранах уже глупость несусветная на каждом шагу! Вроде серьезные с виду люди чуть ли не как Морозко со своим "Тепло ли тебе, девица?"... А нравится ли тебе в школе? А не обижают тебя злые тети? А не препятствуют ли взрослые тому, что ты чем-то дополнительно занимаешься? Это же твое развитие... Вот и начинают они тут... учителей для начала критиковать, потом школьную администрацию... вожатых, воспитателей из продленки, которые то в музыкальную, то в спортивную школу не отпускают, потом и вышестоящие инстанции - райкомам комсомола уже достается!.. Конечно, проблема организации досуга школьников и молодежи стоит остро, тут никто не спорит - но нашли, кого в эксперты взять!
- Для нас это не проблема, - заявил очень похожий на Рогозина светловолосый мальчишка с таким же жестким выражением лица. - Проблема у тех, кто работать не умеет, а досуг - это тоже действие... Любое! Книги читать тоже надо уметь - вот чтобы и весь сюжет мысленно держать в голове, и кто из персонажей кому как насолил... Так не все умеют. Казалось бы, тебе делать нечего? Да любую книгу возьми! По телевизору сколько интересных передач! Нам обидно, что мы посмотреть не успеваем, а кто-то кривится: смотреть нечего... Потому что смотреть - это же не просто сидишь с разинутым ртом - э-э-э! - парень раскрыл рот, изображая некоего телезрителя, - а еще и думать надо над тем, что видишь. Тоже труд. А кому-то даже книгу читать... прямо подвиг Геракла. Наш досуг такие точно не выдержат.
За кадром раздались невнятные реплики - говорившего поддержали. Ну, с этим-то и Лариса Антоновна вполне была согласна...
А журналистка-то какова! От танцев-досуга так это незаметно перешла к преподавателям, которые помогают этот самый досуг организовать... потом того лучше: поинтересовалась, кто из преподавателей ближе ребятам чисто в человеческом плане - из общеобразовательных школ или здесь, в ансамбле? Выяснилось - у кого как: конечно, в ансамбле проблем нет - все-таки людей объединяет общее увлечение, а в школе учителя очень разные... очень. Есть старики, которые все-все понимают, и молодые бывают такие... как будто сами молодыми никогда не были! А представьте, если классный руководитель такой попадется! Конечно, при таком классном со всеми вопросами или к другим учителям, или сюда, в ансамбль. Бывает, и в школу идти не хочется - тогда сюда, только сюда.
- Но ведь учитель (пусть даже такой, о каких вы говорите) это в любом случае человек умный, грамотный, с высшим образованием... он тоже видит, что не все складывается, он просто обязан исправить ситуацию хотя бы потому, что он старше, что он учитель... Как по-вашему - насколько быстро и удачно это может получиться? - журналистка протянула микрофон очередному участнику.
Опять Ковалев! Такой же, как многие, взмыленный после бешеного болгарского танца, вышитый воротник рубашки расстегнут, густая челка мокрая и вздыбленная, с виска по щеке медленно ползет капелька пота.
- Если честно, я не люблю честно отвечать на подобные вопросы, - улыбнулся он и, не дожидаясь нового вопроса, пояснил: - Я из учительской семьи... этика, сами понимаете... с детства приучили. Могу только сказать, что ни у моих родителей, ни у других родственников подобных проблем не возникало... до сих пор, по крайней мере.
- О-о! - на лице журналистки появилось понимающее выражение. - А ты не в курсе - твоим родственникам не доводилось как-то помогать коллегам, у которых... вот такие сложности возникают?
- Вряд ли! - уверенно сказал Алим. - То ли у меня самого все как-то легко с людьми складывается... ну-у... в целом, легко, - он все-таки решил придерживаться истины, - но мне кажется, если человек не наладил с кем-то отношения сразу, то вряд ли он сделает это потом и вряд ли ему кто-то поможет. Здесь нет правил, которые можно вызубрить.
- Ты интересно говоришь, - вполне серьезно произнесла журналистка. - И последний вопрос к тебе... надеюсь, за рамки этики он не сильно выйдет... - она улыбнулась. - Сейчас в твоей жизни есть люди, которые тебя не понимают?
- Да как же без них-то? - это Алим с комическим испугом. - Есть, родные... как не быть! - чуть ли не удовлетворенно.
Кривляка!..
За кадром раздался смех. Ковалев взглянул с экрана и лучезарно улыбнулся, словно зная, что классная и ее сестра смотрят передачу.
***
"Ну, пусть придет после каникул... пусть только придет"... - думала Лариса Антоновна, еще сама не зная точно, что она скажет. Вот вроде бы и ничего такого с его стороны не было, но камешки в ее огород все-таки летели, маленькие, зато остренькие... а передачу наверняка видели многие. Лариса Антоновна уже заранее представила насмешливые взгляды девятиклассников - и из своего класса, и из "В", и из "Г"... да и в "А" среди умненьких аккуратненьких, всех из себя примерных, девочек найдется несколько гадючек, которые с радостью объяснят подружкам, что все это значит и о ком говорил сын директора...
- Ну, я ему! - сказала Лариса Антоновна вслух и тут же, опомнившись, прикусила язык, видя, что идущие навстречу прохожие удивленно и насмешливо поглядывают на нее.
- Граждане, не волнуйтесь! Это всего лишь учитель, занятый своими мыслями! - гаркнул над ухом знакомый голос.
Карпов! Его только для полного счастья не хватало!..
- Привет! - сказала она однокласснику, поравнявшемуся с ней, и, увидев в руках Сергея огромную хозяйственную сумку, спросила: - Сам по магазинам? Жене некогда?
- Да у нее сейчас самый загон на каникулах - концерты выездные. Каждый день - в какой-нибудь район... концерт в районном Доме пионеров... или в Домах культуры. Ну, это там на местах договариваются, где провести - выбирают, где зал больше. Привозят старшеклассников из сельских школ - хоть что-то детям интересное на каникулах показать... А я сейчас после суток так это неспешно потягиваюсь, глаза протираю, собираюсь еще немного поваляться, ну, выходной же - а тут мама с сумкой наготове. Такое впечатление, что подошла с этой сумкой и ждала, когда я зашевелюсь. Ну, никаких условий для отдыха!.. "Сережа, сходи, купи побольше, Анжелочке некогда, а я в одной руке много не принесу"...
- А почему в одной? - встревожилась Лариса Антоновна. - Вторую сломала, что ли? Вроде же еще не скользко...
- Да нет! Другой же надо Александра нашего держать! - Сергей засмеялся.
- А он что - в садик не ходит?
- Ходит. Да там карантин второй месяц. Кто-то ветрянку занес, и она проявилась в те дни, когда он приболел и был дома. Выздоровел, мама повела его, а их с порога развернули - у вас, мол, есть возможность ребенка дома подержать, пока тут все контактирующие не переболеют. А они как-то вяло - один-два новых на неделе. Нет того, чтобы все сразу, дружно, массово!.. Ну, никакой сознательности у детей прямо с пеленок!
- Твоя мама - идеальная свекровь, - искренне сказала Лариса Антоновна.
- Да почему только свекровь? - возразил Сергей. - Она и мать идеальная, и бабушка... у второй бабушки от нашего Сани уже через час давление поднимается, а у нее он - как шелковый... почти.
- А как насчет твердой отцовской руки? - поддела она.
- У сына тверже, - усмехнулся одноклассник. - День мне предстоит тяжелый: бабушка с внуком мне распланировали все по минутам до вечера. Вот для разминки по магазинам побегаю...
Запрещается без разрешения автора цитирование, копирование как всего текста, так и какого-либо фрагмента данного произведения.
Совпадения имен персонажей с именами реальных людей случайны.
______________________________________________________
Предлагаю ознакомиться с другими публикациями