Закончила реставрацию небольшой иконы написанной маслом на деревянном основании.
Конкретно это Корсунская икона рубежа 19/20 вв.
Откуда берет своё название и когда пришла к нам на Русь?
📌Название «Корсунская» указывает на византийское, «греческое» происхождение иконы.
Наименованием «Корсунская» на Руси отмечали наиболее выдающиеся произведения, привозимые на Русь через Корсунь (Херсонес), а также все священные предметы, происходящие из Корсуни. «Корсунские врата», «корсунские кресты», «корсунские святыни» и т.д. Со второй половины XVII века название «Корсунская» закрепилось за композицией с оплечным изображением Богоматери и Младенца, представленными только в типе «Елеуса» (Умиление).
-До укрепления этого названия более распространены были Иерусалимская, Гефсиманская, Грузинская, Эфесская иконы и многие другие не с оплечной композицией, у многих этих иконы сейчас двойное название Корсунская-Эфесская, к примеру , считается что это были списки одной иконы, но источников этих данных много, все разнятся и во многих я не уверена.
- Корсунская икона в Новгороде впервые упоминается в «Сказании о видении Софийского пономаря Аарона», середины 15 в., герой которого наблюдал ночью в новгородском Софийском соборе шествие «преждеотшедших» архиепископов: они вышли из алтаря, стали «пред иконою пречистыя Богоматере пред Корсунскою, и начаша пети на мног час».
Согласно одной из версий, Корсунская икона Божией Матери была привезена самим крестителем Руси, то есть князем Владимиром, а по другой версии, ее привезла Евфросиния Полоцкая, которая активно распространяла христианство в 12 веке.
Опять же повторюсь, это название закрепилось за оплечным образом только в 17 веке., но не понятно наверняка почему образ усеченный, не полный как на иконах иерусалимской, Эфесской, Грузинской и т.д.
Есть предположение, что это могло стать результатом копирования чудотворных икон, нижняя часть которых была скрыта завесами (в силу почитания), т. е. обнаженные части рук Богородицы и ножек Иисуса можно было видеть лишь в момент лобзания образа, когда завесы отодвигались. При повторении такой иконы мастера были вынуждены «сокращать» композицию, воспроизводя открытую поверхность живописи. При этом композицию приходилось переосмысливать, вписывая в нее поднятую правую руку Богоматери и изменяя жест левой руки Младенца. О том, что иконография Корсунской иконы представляет краткий вариант поясного образа, свидетельствуют большие, не вполне пропорциональные для столь камерных произведений головы и руки.
📌Так мог появиться «сокращенный» список некой легендарной «корсунской» по происхождению иконы, который усвоил топоним оригинала. Этой версии противоречит то, что в раннее время «корсунскими» называли только изображения типа «Одигитриия», а не «Умиление». Оправдывают это тем что корсунская икона типа «Умиление»(щека к щеке) вытеснил тип одигитрии.
Но вопрос почему так произошло наверняка по прежнему открыт.