Сегодня граффити рассматривается как форма концептуального искусства, стрит-арта, который преображает городскую среду. В частности, такие рисунки меняют жилые районы с однообразными многоэтажными домами. В то же время далеко не все изображения на стенах можно отнести к искусству. Некоторые из них считают вандализмом, так как они противоречат нормам «урбанистического» этикета.
Давайте разберёмся , какие граффити все же можно считать арт-объектом.
Если опираться на перевод этого слова, то все, что нацарапано или нарисовано на стенах в пределах видимости, является граффити. Первые рисунки на стенах появились несколько тысяч лет назад в пещерах, населенных первыми людьми. Эти изображения позволяют получить много исторической информации.
Граффити в привычном для нас виде появилось примерно в конце 1960-х годов в Филадельфии. В основном они использовались для политических заявлений и обозначения территории уличных банд. История граффити малоизвестна, и разные источники дают разную информацию о его эволюции. Однако большинство авторов граффити считают TAKI183 вдохновителем этой культуры в Нью-Йорке. Он использовал маркер и писал свое имя везде. Со временем он стал известен всему городу. Дети во всем Нью-Йорке, осознав, какую славу и известность можно получить, «помечая» их имена на вагонах метро , начали подражать Taki 183. Пока они соревновались друг с другом, чтобы добиться славы. Впоследствии граффити стало больше, чем просто обозначение имени. Авторы старались превзойти друг друга с точки зрения стиля.
Различные стили граффити имеют свои корни и названия. В то время как «тег» — это самый простой вариант написания имени художника, «пьеса» требует, чтобы автор включил в алфавиты стилизованные шрифты с широким диапазоном цветов.
Еще одна техника предполагает использование огнетушителя вместо баллончика с распылителем и используется для изготовления меток высотой до 6 метров.
Более сложным является «дикий стиль» — форма граффити, обычно включающая переплетенные буквы и точки соединения. Художникам, не занимающимся граффити, зачастую труднее читать эти произведения, поскольку буквы сливаются друг с другом, зачастую неразборчиво.
История граффити связана с сильными политическими и социальными трансформациями. Взволнованная молодежь выходила на протесты и использовала любые средства, необходимые для того, чтобы выразить собственное мнение.
Однако такое искусство долгое время не принимали. В Нью-Йорке в 1984 годы городские власти приняли меры и начали ликвидацию граффити по всему городу. Новые рисунки сразу же смывали. Также в 80-ые в Лондоне был создан отдел по противодействию вандализму. В 1980-х годах в Филадельфии была образована организация, которая занималась борьбой с граффити. Власти отметили, что чаще всего рисунки на стенах появлялись в бедных районах городов, то есть они являлись своеобразным отображением уровня жизни людей.
Как граффити трансформируют городское пространство сегодня
Как правило, художественное произведение рассматривается в контексте социально-культурного символизма. Сегодня поднимается вопрос об институционализации стрит-арта. Теперь эти изображения используют для рекламы, а также для выражения своих политических взглядов. Художники постоянно сталкиваются с последствиями показа своих работ. Многие предпочитают оставаться анонимными. Споры о том, является ли граффити искусством или вандализмом, все еще продолжаются. В большинстве стран маркировка или покраска собственности без разрешения владельца считается порчей и вандализмом.
Постепенно с развитием стрит-арта, который только начинает положительно восприниматься аудиторией, граффити выступает как самостоятельный жанр современного искусства, часть культуры, а также является репрезентацией городской среды. Некоторые рисунки становятся социальной рекламой и отражают сильные политические потрясения.
В то же время официально не закреплено, какие рисунки можно считать вандализмом, а какие – искусством.