Успешный русский князь Червонной Руси, продвигавший проект о возвращении самых западных русских земель, был ослеплен.
Прежде чем перейти к основной цели содержания настоящей статьи, считаю необходимым рассказать о причинах появления Василька во владениях Святополка Изяславича.
На Руси с 1094 года по 1097 год шла междоусобная война. Сначала Мономах и Святополк Изяславич в 1096 году лишили Олега Святославича черниговских владений, а затем уже сыновья Владимира Всеволодовича: Мстислав и Вячеслав в битве при Колокше нанесли поражение его войскам.
Мстислав Владимирович в 1097 году попросил отца не лишать Олега "руской земли" и пригласить его на заключение мира.
Решили созвать съезд князей, который состоялся в Любече 19 октября 1097 года. Участниками сего мероприятия были Святополк Изяславич, Владимир Мономах, Олег и Давыд Святославичи, Давыд Игоревич, а также Василек и Володарь Ростиславичи.
Съезд демонстративно не посетил Вячеслав Брячиславович (Чародей), которому нечего и не с кем было делить и делиться.
Согласно летописи:
“Приидоша …(перечисление присутствующих)… и сняшась в Любчи на строение, и рекше к себе:
«Почто губим Рускую землю, сами на ся котору имуще, а половцы нашу землю несут розно и ради суть, еже межи нами рати доныне. Отселе имемся во едино сердце и соблюдем Рускую землю; кождо да держит отныне отчину свою»…
…Аще кто отселе на кого востанет, на того крест, и мы вси, и вся земля Руская.””
Если не сильно подробно, то на съезде был провозглашен новый принцип наследования прав на землю: земли отца наследуются сыном. Лествичный принцип наследования был отменен.
Также была достигнута договоренность о взаимной поддержке друг друга. И наконец Мономах вернул Святославичам их наследство.
На Руси к тому времени уже сложились отдельные династические ветви Рюриковичей, а съезд по сути закрепил то, что уже произошло по факту.
С одной стороны съезд объединял русских князей в борьбе с половцами. А с другой стороны, явился по сути причиной к дальнейшей раздробленности - дробление уделов на более мелкие в отдельных ветвях Рюрикова дома.
Впрочем, есть и еще одно следствие данного съезда: в 14-м веке это приведет к тому, что Галичина подпадет под власть поляков, а Волынь литовцев, так как ветвь Романовичей пресечется и соседи этим на радость воспользуются.
Как видно съезд не касался на прямую Ростиславичей, они итак владели своими землями в Прикарпатье, но были приглашены. Задаюсь вопросом, а не было ли приглашение Василька и Володаря на съезд как западня. Из описания дальнейших событий это вполне согласуется с тем, что съезд был только поводом.
Не успел закончиться съезд, как начались интриги в дальнейшем переросшие в новую междоусобную войну уже на другом театре боевых действий.
Итак по порядку.
Считается, что инициатива приведшая к трагедии поступила от княжьих "мужей" (Василь, Туряк и Лазарь). Они убедили Давыда Игоревича волынского в том, что есть сговор между Владимиром Мономахом и Васильком Ростиславичем против него и Святополка Изяславича. "И влез сатана в сердце некоторым мужам, и стали они говорить Давыду Игоревичу", что "Владимир соединился с Васильком на Святополка и тебя".
Давыд Игоревич поверил этим словам и нашептал об этом Святополку: "Кто убил брата твоего Ярополка, а теперь злоумышляет против меня и тебя и соединился с Владимиром? Позаботься же о своей голове" .
Заметьте в этом тексте летописца первоначально имена не названы, хоть Ростиславичей и обвиняли совокупно в убийстве Ярополка, но Нерадец бежал к Рюрику - старшему из Ростиславичей, к тому моменту уже умершему.
Видимо заговорщики рассудили, что раз убийство брата Святополка было совершено близ города Звенигорода, на тот момент принадлежащего Васильку, то его и следует наказать. Но прямых доказательств именно его причастности в убийстве Ярополка Изяславича не было. Значит как мне представляется причина кроется совсем в другом.
"Святополк же пожалел о брате своем и про себя стал думать, не правда ли это? И поверил Давыду, и обманул Давыд Святополка, и начали они думать о Васильке, а Василько этого не знал, и Владимир тоже. И стал Давыд говорить:"Если не схватим Василька, то ни тебе не княжить в Киеве, ни мне во Владимире". И послушался его Святополк".
Тут летописец, как бы выгораживает Владимира Мономаха, делая оговорку "и Владимир тоже". Для чего? Но еще более интересный момент заключается в том, что летописец о Володаре не пишет, а только о Васильке. И как пишет, прямо крик души: "Если не схватим Василька, то ни тебе не княжить в Киеве, ни мне во Владимире". Как будто Василек был главным в союзе с Мономахом.
Василько никогда не претендовал на Киев, а вот на Владимир-Волынский претендовал. На мой взгляд это был своего рода развод Святополка Давыдом Игоревичем. Он воспользовался тем, что был убит Ярополк, родной брат Святополка и сыграл на родственных чувствах последнего.
Становится очевидным, что не только решение принятое на съезде в Любече, да и не только предполагаемый союз Мономаха с Васильком были главными причинами будущей трагедии.
Давыд Игоревич опасался, того, что Ростиславичи будут продолжать отстаивать свою власть на Владимиро-Волынское княжение. Святополк безутешный гибелью брата затаил обиду и это очевидно.
Но есть еще одна причина, в совокупности с которой все пазлы заговора складываются воедино.
Как мы знаем из предыдущей статьи "Проект Ватикана: Ярополк Изяславич первый "тайный" король Руси" Давыд Игоревич после смерти Ярополка Изяславича вновь сел во Владимире-Волынском, но своей пропольской внешнеполитической ориентации не изменил, это и было причиной противостояния с Ростиславичами, но прежде всего с Васильком Ростиславичем.
В 1092 году Василько вместе со своими союзниками - половцами, вторгся в Польшу, что не понравилось ни полякам, ни Давыду Игоревичу.
Василько Ростиславич имел далеко идущие планы на земли Польши, это очевидно. И было это не простым набегом:
"И подумал: на землю Польскую пойду зимою и летом, и завладею землею Польскою, и отомщу за Русскую землю. И потом хотел захватить болгар дунайских, и посадить их у себя. И затем хотел отпросится у Святополка и у Владимира идти на половцев - да либо славу себе добуду, либо голову свою сложу за Русскую землю. Других помыслов в сердце моем не было ни на Святополка, ни на Давыда".
Такой сосед был не выгоден планам Давыда Игоревича, который мало того, что водил дружбу с поляками (Владислав Герман), так еще и хотел забрать Прикарпатье у Ростиславичей.
Не следует полностью и безоговорочно доверять словам летописца о том, что Давыда Игоревича убедили в опасности исходящей от Василька его "мужи" (Василь, Туряк и Лазарь). Давыд был еще тот персонаж, любивший строить интриги. Летописец по сути валит всю вину на "мужей" лживыми словами убедивших Давыда в необходимости устранения Василька.
Возможно эти три персонажа были польскими агентами, которые преподнесли волынскому князю послание польского князя, а летописец записал их как "мужей" лживо обманувших князя. Позднее был случай, когда польские агенты проникали во двор князей. Тот же пример с братом Василька - Володарем, которого обманным образом похитили польские агенты в 1122 году.
Продолжим далее. Автор летописной повести, указывает, что в ноябре 1097 Василько посещавший Выдубицкий монастырь бал заманен Давыдом и Святополком в Киев. Он не был настроен на встречу со Святополком, так как готовился к войне с ляхами. Отказ Василько задержать и решил его судьбу.
Давыд сразу напел Святополку:
"Видишь ли - не помнит о тебе, ходя под твоей рукой. Когда же уйдет в свою волость, сам увидишь, что займет и все твои города - Туров, Пинск и другие города твои. Тогда помянешь меня. Но призови его теперь, схвати и отдай мне".
Святополк внял подлой просьбе Давыда Игоревича: "Если не хочешь остаться до именин моих, то приди сейчас, поприветствуешь меня и посидим все с Давыдом. Василько же обещал прийти, не зная об обмане, который замыслил на него Давыд".
Помимо братней любви, которую возможно испытывал Святополк к убитому якобы Ростиславичами Ярополку, обвинения Давыда в возможном лишении своих владений в Турово-Пинском княжестве возымели эффект в разы.
Василько 4 ноября возвращаясь с войском на пути в Теребовль остановился станом возле Киева (река Рудица). 5 ноября он получил от Святополка приглашение остаться до 8 ноября (именины Святополка). Но вынужден был отказаться остаться до именин Святополка, но согласился посетить киевского князя тем же вечером.
По пути в Киев Василько встречает его дружинник, и якобы отговаривает князя: "Не ходи, князь, - схватят тебя". Василько не мог поверить в такое злоумышление против себя, после целования всеми князьями креста.
При появлении в Киеве Василька с малой дружиной, он был схвачен в оковы и ослеплен. Считается, что киевский князь собирал даже вече для решения вопроса о наказании Василька. Святополк отдал его Давыду на попечение (какой цинизм), по другим известиям Давыд сам его забрал и увез в Белгород, пока Святополк не передумал.
Но на самом деле Давыд не собирался быть попечителем Василька, он собирался выдать его ляхам. Как оказалось, вот в чем кроется суть этой трагедии. Цель была именно в этом - отдать Василька, боровшегося с Польшей - его злейшим врагам - ляхам.
Продолжение следует
#василькоростиславич #галичина #святополк #давыдигоревич #польша