Существует множество мнений какой временной отрезок следует считать 'эпохой джаза' - одни полагают, что отсчет необходимо вести с того момента, как нога Бенни Гудмана и музыкантов его оркестра ступила на подмостки Карнеги-холла, главной концертной площадки США, тем самым утвердив джаз в качестве серьезной музыки, другие прослеживают историю 52-й улицы вплоть до канонического снимка Уильяма Готтлиба, на котором нет ни одного музыканта, однако блестяще запечатлен дух того времени, третьи, по всей видимости вдохновленные творчеством Ф.С. Фитцджеральда, склонны исследовать первую половину двадцатых годов.
Что же до эпохи джазовых пластинок, то ее очертания куда более бесспорны - виной тому как послевоенные технологические прорывы (пленка, долгоиграющая пластинка, микрофоны), так и расцвет нового поколения артистов. Пик той эпохи, как известно, пришелся на 1959 год - именно под конец десятилетия был записан ряд определяющих жанр пластинок, причем в полноценном стерео и в совершенно лишенном каких-то ощущений архаики звуке.
Как и прежде джаз нельзя было назвать музыкальным мейнстримом - в общие чарты Billboard вписывающаяся в рамки этого жанра музыка попадала лишь в редких случаях, однако уверенно занимала приличный процент внимания слушателей, что и предопределило появление десятков сосредоточившихся исключительно на джазе звукозаписывающих компаний и джазовых серий / подразделений внутри уже существующих больших лейблов.
Многие из подобных историй пришлись на 1954-1955 год и были устроены в том числе на десятидюймовых LP и в формате EP - семидюймовках на 45 оборотов. В большинстве случаев по истечении непродолжительного времени джазовые серии либо исчезали, либо плавно вплетались в основной каталог, в некоторых продолжали существовать в качестве отдельного джазового подразделения (как, скажем, EmArcy, каталог десятидюймовок которого мне не так давно удалось составить).
Полный же каталог серии LJM доступен по ссылке.
Джазовая серия RCA Victor - LJM
Свое пристальное внимание крупнейший лейбл RCA Victor обратил на джаз в тридцатые годы - именно тогда, в эпоху свинга, выпуск джазовых пластинок был прибыльным предприятием. Когда же с появлением долгоиграющих пластинок RCA учредили серию 'Collector's Issue Series' в рамках которой переносили прежде доступные на шеллаке записи в новый формат, выяснилось, что кроме внушительного каталога классической и эстрадной музыки в их распоряжении выдающиеся моменты оркестров Арти Шо, Томми Дорси, Гленна Миллера, Фэтса Уоллера и других исключительно популярных артистов, чьи имена принято ассоциировать с джазом.
Основной LP каталог RCA Victor популярной музыки стартовал в начале пятидесятых с десятидюймовок с префиксом LPM (PM по всей видимости расшифровывалось Popular Music, а вовсе не LP Music, как можно подумать) - в более чем двух сотнях выпусков с трудом нашлось место для примерно пяти пластинок с джазовой музыкой.
Джазовые рекомендации на конвертах пластинок были столь же скудны - в основном предлагалось оценить оркестр Сотера-Финегана, который сегодня принято причислять скорее к спейс-эйджу нежели джазу, либо одну из пластинок Шорти Роджерса.
Куда важнее, впрочем, не три перечисленных на приведенном конверте пластинки, а имя одного из продюсеров, Джека Льюиса. Именно ему предстояло устроить на RCA новые джазовые истории, включая серии LJM и последовавшую The Jazz Workshop, о которой обязательно пойдет речь в одном из будущих текстов.
Из приюта на джазовый концерт
Джек Льюис, настоящая глыба музыкального бизнеса, известен не только своими записями для RCA - в конце десятилетия он устроил на United Artists не менее впечатляющую джазовую серию, позже работал на лейбле Colpix, а в начале семидесятых даже отметился продюсированием проекта Тони Уильямса 'Lifetime'. При этом на упоминание его имени google отвечает лишь двумя страницами бесполезных ссылок.
Отношения с музыкой у Льюиса завязались в подростковом возрасте - его мать рано умерла, а отец отдал его и еще шестерых братьев-сестер в приют. Там перед ним поставили выбор - либо учиться играть на саксофоне, либо косить газон вокруг здания приюта, который он незамедлительно сделал в пользу занятий на музыкальном инструменте.
Ребятам из приюта разрешалось ездить в театр неподалеку - вход на дневные выступления стоил недорого и Джек прятался за стульями на балконе до самого вечера. Так ему удалось услышать оркестр Джимми Лансфорда - выбирались же из театра ребята через гримерку, пока в это время в приюте их место в кровати занимали заранее заготовленные куклы.
Однажды в театр с концертом приехал Дюк Эллингтон со своим оркестром - Джек настолько потерял счет времени, что оказался в гримерке где-то в половине одиннадцатого. Дюк и кто-то из его музыкантов заметили парня и переглянулись - Дюк спросил с кем он, и все отрицательно покачали головой. Тогда двенадцатилетний Джек признался, что он сбежал из приюта, чтобы услышать музыку Эллингтона. Расстроившись, что парню очевидно влетит Дюк решил отвезти его обратно на своей машине - при виде маэстро разъяренный смотритель учреждения мгновенно утих, а Эллингтон пообещал ему лично возвращать юного мистера Льюиса вечерами после выступлений.
Встреча с Эллингтоном предопределила судьбу молодого человека - в 1952 году ему удалось получить разрешение маэстро на запись одного из выступлений его оркестра. Подобный карт-бланш не только позволил выпустить пластинку сначала крайне ограниченным тиражом, а чуть позже, уже в рамках серии LJM, но и произвел впечатление на некоторых влиятельных людей в музыкальном бизнесе, посчитавших Льюиса достойным кандидатом на ведение джазовой серии RCA Victor.
Судя по всему именно Льюис занимался всеми свежими джазовыми записями лейбла, попавшими в серию LJM - насчитать получится порядка пятнадцати альбомов. Чуть позже из них он соберет на EP джазовый сэмплер, который рассылался поклонникам джаза совершенно бесплатно (при условии оплаты почтовых расходов).
Любопытно, что шесть поместившихся на семидюймовке с ярким оформлением композиций представляет сам Льюис - штатный диктор RCA Victor в тот день сказался больным.
Музыка
Как оно нередко бывало в начале серии оказалось немало переизданий старого музыкального материала, в том числе от именитых артистов вроде Лайонела Хэмптона и Луи Армстронга - финансовые затраты на подобные выпуски были куда скромнее, а громкие имена должны были привлечь внимание публики.
Большинство подобных записей прежде издавались на шеллаке, однако впервые были собраны в LP и потому могут смело считаться оригинальными изданиями - каждая из них, к слову, совершенно выдающаяся в музыкальном отношении.
Надо сказать, что на новых сессиях, случившихся преимущественно в 1954 году Льюис работал исключительно с белыми музыкантами - то не было следствием расовой политики лейбла или концепцией самого продюсера, скорее попыткой предугадать стилистические предпочтения публики и заведенными знакомствами Льюиса.
Впрочем, назвать какие-либо пластинки серии переизданиями вряд ли получится - альбом Диззи Гиллеспи составлен из прежде недоступных записей его оркестра конца сороковых годов, обсуждавшийся же выше концерт биг-бенда Дюка Эллингтона, состоявшийся в Сиэтле в марте 1952 года также ранее не был доступен широкой публике.
Среди белых артистов серии выделялся Эл Кон - плодотворное сотрудничество саксофониста и аранжировщика с Льюисом вылилось в несколько пластинок и для основного каталога RCA Victor. В серии же LJM Кону отведена одна сольная пластинка, несколько аранжировочных работ и участь сайдмена, например, в квинтете Ника Трэвиса.
Примечателен и тот факт, что как минимум пять пластинок серии записаны музыкантами, чьи имена мало чего скажут любознательным поклонникам жанра. Среди них и упомянутый выше трубач Ник Трэвис, для которого альбом 'The Panic Is On' стал единственной сольной работой, и Дик Коллинз, дважды появляющийся в серии трубач, и слепой пианист-виртуоз Алекс Коллао, чье наследие также сводится к всего двум пластинкам, и мультиинструменталист Стюарт Маккей, изображенный на обложке своего единственного LP с фаготом в руках.
Впрочем, на тот момент имена упомянутых музыкантов были на слуху - оба трубача, к примеру, были задействованы в ведущих белых оркестрах того времени.
Оформление
Выделяется серия и своим уникальным оформлением - большая часть пластинок LJM выпускалась в альбомных конвертах, причем винил вкладывался в специальную прорезь по центру. Ближе к концу шестидесятых схожий дизайн конверта получил название unipack - подобные пластинки оказываются уже в торце чем традиционный gatefold.
Более того, внутри конверта располагалась крупная черно-белая фотография, а обложка была зачастую цветной и ламинированной - по тем временам подобное издание можно было смело считать своеобразной роскошью. Надо сказать, что когда продюсер Крид Тейлор в начале шестидесятых предложил упаковывать все пластинки лейбла Impulse! в альбомные конверты это все еще считалось революционным шагом - как видно, на RCA Victor подобное было реализовано за пять лет до того.
Над иллюстрациями к пластинкам работали выдающиеся мастера своего дела - Джим Флора, Роберт М. Джонс, Джерри Герстен. Рисунок же ко второй десятидюймовке серии должен был выполнить Энди Уорхол - с задачей он благополучно справился, однако альбом судя по всему так и не увидел свет.
Многие из пластинок серии пользуются спрос в коллекционерской среде именно из-за своего оформления - в первую очередь это касается работ Джима Флоры, устроенных в мгновенно узнаваемом карикатурном стиле.
Любопытно, что в отличие от выразительных портретов музыкантов в задумчивых позах на обложках, скажем, джазового лейбла Verve (на тот момент Clef и Norgran) серия LJM предлагала легкое, юмористическое визуальное сопровождение - впрочем, это отнюдь не означает, что музыкальное содержимое легковесное и не заслуживает пристального внимания.
Формат
Каталог LJM насчитывает три десятидюймовых LP и двадцать два двенадцатидюймовых LP - несколько номеров серии не были выпущены.
Все пластинки серии LJM издавались также в формате EP с идентичным номером и оформлением. В большинстве случаев музыкальное содержание и сопроводительный текст EP соответствует LP.
Стоит отметить, что на тот момент не было ясно какой музыкальный формат станет основным, а в определенный промежуток времени EP вполне себе выигрывал в конкурентной борьбе у десятидюймовых LP.
Этикетки
Десятидюймовки LJM издавались с традиционными цветными этикетками RCA Victor, первые же восемь номеров двенадцатидюймовой серии выпускались с черно-белыми этикетками. Некоторые из ранних выпусков серии встречаются с серыми этикетками с красными элементами и надписью 'Popular Collector's Issue', сигнализирующей о том, что эти записи прежде уже выпускались лейблом. EP имеют схожий дизайн.
Напомню, что определить год печати пластинки RCA Victor можно по префиксу номера матрицы - E3 означает 1953 год, E4 - 1954 год, буква F - 1955 год. Номера эти можно рассмотреть и на сбеге пластинки.
Канадские издания серии имеют синие этикетки.
Некоторые пластинки серии выходили в Европе либо под вывеской RCA, либо HMV.
Частично джазовую серию RCA Victor переиздали энтузиасты из Fresh Sound Records, на несколько альбомов обратили свое внимание японцы, однако заметная часть записей так и не получила переиздания на LP.
Звук и качество массы
Уже исходя из богатого оформления конвертов можно сделать предположение, что RCA не экономили и на качестве массы и на звучании в целом - предположение это полностью оправдывают присутствующие у меня в коллекции экземпляры. Сохранность некоторых оставляет желать лучшего - не стоит забывать, что в середине пятидесятых мало кто успел перейти на достойную аппаратуру и заполучить иглы с продолжительным сроком службы, не говоря про сложность поддержания пластмассы в достойном состоянии на протяжении почти семидесяти лет.
Выше скромная подборка из четырех оцифровок, сделанных с пластинок серии - впечатляет как звучание ансамбля на первой теме Эла Кона, кларнет Джуфри и труба Шорти Роджерса на второй, фортепиано и голос Барбары Кэрролл на третьей и в особенности тарелки Арта Мардигана в четвертой. Эталонный звук, особенно если принимать во внимание, что записи были сделаны в далеком 1954 году.
От себя
Серия LJM на RCA Victor еще одна находка в сокровищнице американского джазового наследия - надо сказать, что в отличие от многих подобных каталогов той поры в серии LJM совершенно отсутствуют слабые места. Уникальное оформление, ярчайшие музыканты, выдающаяся звукорежиссерская работа - рекомендую в первую очередь обзавестись пластинками Эла Кона, которые относительно распространены и наиболее сбалансированы в музыкальном отношении.