#Safety #Basics
Как мы определились вот здесь, в части безопасности на складе рекомендуется вести учет следующих событий:
· Предаварийные ситуации
· Инциденты с несчастными случаями
· Инциденты с повреждением имущества
Очевидно, что задача организации – предотвращение или хотя бы снижение количества по каждому из таких происшествий. Целями на уровне и подразделения, и смены, и отдельного сотрудника кажется логичным установить 0 предаварийных ситуаций и 0 инцидентов, на этом завершив обсуждение. Проблема такого подхода – стимул и на отсутствие действия, и на проактивность. То есть, чтобы достигнуть показателя в 0 предаварийных ситуаций можно либо работать очень осторожно, либо не сообщать о предаварийной ситуации, если она произошла. Чтобы достигнуть показателя в 0 инцидентов можно либо соблюдать все меры предосторожности, проводить оценку рисков, поддерживать культуру безопасной работы, либо скрывать инциденты. Практика показывает, что сотрудники в подавляющем большинстве случаев будут идти более простым путем, что означает: не сообщать, замалчивать и скрывать там, где это возможно.
Как показывает опыт корпораций, вопрос безопасности труднее вопросов производительности и качества (в том числе из-за влияния их друг на друга и противоречивости требований). Постановка целей на 0 инцидентов на всех уровнях (организация, смена, сотрудник) все-таки является корректной. Но такая цель обязательно должна сопровождаться работающим механизмом по исключению возможности сокрытия нежелательных событий. То есть все свидетели происшествия должны иметь стимул сообщить о происшествии, а за отчет должен быть предусмотрен бонус. О том, каким должен быть такой отчет, какое обязательство на себя должен брать сотрудник при составлении такого отчета и каким может быть вознаграждение я расскажу отдельно.
Что касается цели в 0 предаварийных ситуаций, то она явно является бессмысленной. Поскольку в результате предаварийной ситуации нет последствий, а чаще всего и каких либо подтверждений ее возникновения, то и создать механизм по исключению возможности ее сокрытия практически невозможно. Разумнее выглядит создать стимул для сотрудников сообщать о предаварийных ситуациях, но цель по ним не устанавливать. О стимулах, как уже сказал, поговорим в отдельной публикации.
Кроме показателей, связанных с событиями, о которых написано выше, регистрируют случаи неиспользования средств индивидуальной защиты, использование небезопасных инструментов (например опасных ножей), отсутствие оценки риска при выполнении разовых или новых видов работ, любые нарушения правил электро, пожарной или промышленной безопасности. Такие случаи в англоязычной среде называют Safety Alert (переведем просто, как «опасность»). По ним также имеет смысл устанавливать цели, и также предусматривать механизм поощрения за выявление таких фактов.
Даже при наличии механизмов по предотвращению сокрытия событий, управлять безопасностью на складе только через показатели инцидентов достаточно эффективно не получится. Безопасность – это прежде всего про культуру организации, соответствующие фокусы и внимание со стороны менеджмента. Каким бы идеальным ни казался вариант самоорганизации и запроса на методы безопасной работы снизу, на практике развитие такой культуры даже в самых демократических обществах начинается с некоторого принуждения и насаждения стандартов поведения. Базовым механизмом выявления фактов небезопасного поведения и состояния является регулярный аудит. Целью аудитов должно быть выявление тех самых предаварийных ситуаций и «опасностей», о которых мы говорили ранее. В аудит имеет смысл вовлекать абсолютно всех сотрудников. О структуре и содержании таких аудитов я расскажу отдельно.
Таким образом, цели склада по безопасности также имеет смысл разделить на общеорганизационный, сменный и индивидуальный. Постановка целей должна осуществляться через учет событий, выявление «опасностей», проведение аудитов. Система показателей безопасности должна иметь механизм стимула отчетности по всем событиям и выявления потенциальных нарушений, а также источников опасности.