Найти тему
О Москве нескучно

Как мог выглядеть совместный Мавзолей для Ленина и Сталина в Москве, и почему его так и не построили

Оглавление

Почему решили строить такое сооружение? Правда ли, что для него хотели снести все здания от Кремля до Лубянки? Чем специальную комиссию не устроил проект, который предлагал Н.Д. Колли? Почему открытый конкурс объявили более, чем спустя год после смерти вождя? Какие варианты предлагали самые известные архитекторы того времени? А также - почему в итоге строить Пантеон так и не стали? Об этом и не только расскажу сегодня.

Увековечить навсегда

5 марта 1953 года скончался И.В. Сталин. Уже на следующий день ЦК КПСС и Совет Министров СССР согласовали документ. Совместное постановление предусматривало строительство нового сооружения. Официальное название было такое: "Пантеон - памятник вечной славы великих людей Советской страны". То есть это что-то вроде усыпальницы. В её центральном зале хотели разместить саркофаги с телами И.В. Сталина и В.И. Ленина. Также планировали сделать ещё несколько помещений.

Выпуск газеты "Вечерняя Москва" от 7 марта 1953 года (№56) с текстом постановления о сооружении Пантеона. Отсюда: https://electro.nekrasovka.ru
Выпуск газеты "Вечерняя Москва" от 7 марта 1953 года (№56) с текстом постановления о сооружении Пантеона. Отсюда: https://electro.nekrasovka.ru

Они предназначались для "выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, захороненных у Кремлёвской стены". Здесь же предполагалось размещать после окончания жизненного пути тех людей, которые приобретут заслуги перед #СССР в будущем. Предполагалось, что посмотреть на всё это, то есть попасть внутрь смогут все желающие. Таким образом, это был тот же мавзолей, который уже стоял на Красной площади, только в более масштабном исполнении. Однако место для сооружения в документе указывать не стали.

Макет Москвы с построенным Пантеоном (по проекту Н.Д. Колли) на месте ГУМа и Китай-города, 1953. Вид в сторону юго-запада. Тогда ещё планировали, что возведут и Дворец Советов, и высотку в Зарядье. Из книги "Памятники архитектуры Москвы. Архитектура Москвы 1941-1955" под ред. Н.Н. Броновицкой.
Макет Москвы с построенным Пантеоном (по проекту Н.Д. Колли) на месте ГУМа и Китай-города, 1953. Вид в сторону юго-запада. Тогда ещё планировали, что возведут и Дворец Советов, и высотку в Зарядье. Из книги "Памятники архитектуры Москвы. Архитектура Москвы 1941-1955" под ред. Н.Н. Броновицкой.

Первым архитектором, который предложил свою идею Пантеона, стал Николай Колли. Пожалуй, больше всего зодчий прославился созданием станций Московского метро. Он являлся автором "Чистых прудов" ("Кировской"), "Павелецкой" Кольцевой линии, а также нескольких наземных вестибюлей. Исследователи считают столь быструю реакцию на постановление не случайной. В конце 1940-х Колли возглавлял важный проект - строительство Всесоюзного стадиона в Измайлове. Однако Генплан Москвы 1951 года сосредоточился на развитии юго-западного направления столицы. Стадион возводить не стали, то есть Колли остался без работы. Хотя позже сооружение всё-таки появилось, но уже в Лужниках и создавали его другие архитекторы.

Стоит ли сносить половину центра Москвы

Николай Колли предлагал возвести Пантеон за ГУМом. Все здания, которые там стояли (даже сам универсальный магазин) требовалось снести. Зодчий считал, что архитектура сооружения должна быть простой, без вычурных деталей. А его внешний вид перекликаться с Дворцом Советов и высоткой в Зарядье (тогда от планов по их строительству окончательно ещё не отказались). В то же время, Пантеон должен был сочетаться с окружающей архитектурой. Поэтому Колли хотел сделать здание с куполом, похожим на тот, что украшал Сенатский дворец на территории Кремля.

Из украшений предлагалось использовать монументальные скульптуры, мозаики, барельефы и мемориальные доски. Каждый элемент декора должен был отражать заслуги человека, который после окончания своего жизненного пути оказывался в Пантеоне. В конце марта создали специальную комиссию под руководством архитектора Аркадия Мордвинова. Вошёл в неё и Николай Колли. Множество зодчих должны были определить, где же строить Пантеон.

Макет вида на жилые кварталы юго-запада Москвы в сторону Кремля. Там на заднем плане заметен и Пантеон, 1953. Из книги "Памятники архитектуры Москвы. Архитектура Москвы 1941-1955" под ред. Н.Н. Броновицкой.
Макет вида на жилые кварталы юго-запада Москвы в сторону Кремля. Там на заднем плане заметен и Пантеон, 1953. Из книги "Памятники архитектуры Москвы. Архитектура Москвы 1941-1955" под ред. Н.Н. Броновицкой.

Идея с ГУМом энтузиазма у них не вызвала. Получалась излишне масштабная перестройка исторических кварталов со сносом почти что половины Китай-города. В качестве других вариантов размещения предлагали стройку на месте Исторического музея, Манежной площади, Софийской набережной, в районе Воробьёвых гор и в Лужниках. Договориться не получилось. В источниках содержится противоречивая информация. В одних указано, что сразу объявили открытый конкурс. В других, что работы "встали" на год и возобновились только в июле 1954.

Феерия проектов и архитектурное забвение

Тогда в журнале "Архитектура СССР" появилась целая статья об открытом конкурсе. В ней указали все необходимые конструктивные и эстетические требования. Победитель получал не только всесоюзную известность, но и 50 тысяч рублей. В качестве примеров того, каким организаторы конкурса видели сооружение, в том же номере показали 10 заказных проектов, которые сделали ранее. Определились и с местом для Пантеона. Его решили возводить на юго-западе Москвы. На 3,5 км южнее Главного здания МГУ. Предлагаю вам ознакомиться с проектами, упомянутыми выше, на картинках ниже.

Несмотря на то, что датой окончания конкурса обозначили 1 ноября 1954 года, он затянулся до 1955. К тому времени уже вышло знаменитое постановление "О борьбе с архитектурными излишествами". А там уже и до 20 съезда КПСС, где Н.С. Хрущёв развенчивал культ личности И.В. Сталина, оставалось не так долго. К тому же, строительство жилых кварталов в окрестностях будущего Пантеона, отставало от графика. Введение в эксплуатацию новых домов было в большем приоритете. Да и архитектурное руководство города постепенно менялось. Больше в таком огромном сооружении, как Пантеон, просто не было необходимости.

30 августа 1960 года вышло Постановление Совета Министров №1327. Согласно документу, Мавзолей Ленина и некрополь у Кремлёвской стены признали памятниками архитектуры. А значит #история с Пантеоном окончательно завершилась. Сооружения похожего назначения уже точно решили не строить. Тело И.В. Сталина после 22 Съезда КПСС решили убрать из Мавзолея и захоронить у Кремлёвской стены.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. #Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!