Найти в Дзене

Профессионалитет или эволюция СПО

«В Профессионалитет заложен потенциал логичной эволюции СПО. СПО изначально работает как связка промышленности и образования, однако проект «Профессионалитет» не только про это», — именно так начал сессию «Участие вузов в федеральном проекте «Профессионалитет» на XVI Конгрессе «Молодые профессионалы» ее модератор — Евгений Сжёнов @szhenov, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика».

Профессионалитет: ожидание

Разговор про Профессионалитет начали идеологи и идейные вдохновители проекта, в числе которых, безусловно, не только Минпросвещения РФ.

Директор департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения РФ Виктор Неумывакин отметил большой потенциал Профессионалитета.

«Границы между уровнями образования серьезно размываются. При подборе специалистов часто возникает вопрос, какой конкретно по уровню образования специалист нужен. Профессионалитет найдёт своё место среди уровней образования. Среднее профессиональное и высшее образование находятся в одном федеральном законе, поэтому между ними много общего. У нас есть, о чем совместно разговаривать [с Минобрнауки] и чему поучиться друг у друга», — уверен Виктор Неумывакин.

Важный вопрос — где место СПО во взаимодействии с ВО? На уровне вузов проблема часто кроется в том, что многие ректоры пытаются подменить СПО факультет довузовской подготовки, что в корне неправильно.

Статистика показывает, что среди выпускников СПО, которые дальше выбрали пойти в университет, не выходят потом на рынок труда с профессией колледжей/техникумов только 12% ребят. При этом анализ уровней образования руководителей СССР показал, что 80% из них имели за плечами техникум или ГПТУ.

«Раньше мы видели 2 параллельных пути — колледж или вуз. Сейчас мы видим линейную систему, когда специалист проходит все уровни образования. И такой специалист намного более эффективен. У СПО есть серьезное будущее в структуре вузов. Более половины реализуют программы СПО, многие включены в федпроект «Профессионалитет». Важно не относиться к федпроекту как инфраструктурному, в нем много содержательной части, которую нельзя игнорировать», — подчеркнул Виктор Неумывакин.

Ректор МГУ им.Н.П.Огарева Дмитрий Глушко на правах экс-замминистра просвещения, который стоял у истоков создания Профессионалитета и был в числе первых, кто закладывал фундамент федпроекта, отмечает, что формирование практических современных компетенций в системе СПО значительно выше и круче, чем в ВО. В этом разрезе на работу лучше берут тех, кто прошел СПО и подтвердил свои компетенции. Преподаватели колледжей также регулярно подтверждают свои навыки, что дает совершенно другой результат при подготовке студентов.

«Нужно перезагрузить сознание людей внутри университета, людей, которые преподают, потому что для каждого из них здесь есть возможность погрузить свои научные разработки в программу обучения», — считает Дмитрий Глушко.

Опорой и поддержкой федпроекта с момента его появления выступает ОАО «РЖД». Александр Збарский, заместитель начальника HR-департамента ОАО «РЖД», подчеркивает, что благодаря Профессионалитету набор в этом году был выполнен на 100%, хотя традиционно набор на программы СПО был проблемой.

«Второе — все конкурсы по распределению мест СПО шли всегда по региональному принципу, и федеральные власти не могли оказывать влияние. Сейчас появилась дополнительная ответственность ректоров, которые получили финансирование», — рассказывает Александр Збарский.

Появилась точка идеологической пересборки — образовательные программы были адаптированы под Профессионалитет. Задел на будущее — пересмотреть сроки подготовки специалистов по программам СПО и ВО. Предложение Александра Збарского (в железнодорожном секторе) — оставить 4 года СПО, сократить специалитет, сделать максимальный акцент на освоение профессий.

Президентская платформа «Россия — страна возможностей» активно включилась в федпроект «Профессионалитет». Ранее преподаватели и региональные команды прошли подготовку на базе Мастерской управления «Сенеж». Сейчас, как рассказал директор департамента оценки и методологии АНО РСВ Дмитрий Гужеля, проект центров компетенций, интенсивно реализуемый в университетах, запускается в колледжах и техникумах.

«Успех выпускника зависит от 2 факторов — профессиональные навыки и его карьерный рост, который складывается из наднациональных компетенций. Наш проект направлен на то, чтобы ученики СПО получали надпрофессиональные компетенции и увеличивали потенциал профессионального роста», — отмечает Дмитрий Гужеля.

Марина Софронова, заместитель директора департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения РФ, выделяет главную задачу — изменить осознание ценности СПО для вузов. По ее мнению, СПО при вузах должно выходить на более самодостаточный уровень. Анализ Профессионалитета показывает, что есть разрыв между ожиданиями работодателей и вузов. Если не работать с этим, то в перспективе это может привести к тому, что образовательные программы будут не востребованы и не интересны.

«Я уверена, что мы выйдем на историю «школа - колледж - вуз». При формировании новых образовательных программ прикладного образования в итоге должен случиться разрыв — тогда обозначится граница между начальным профессиональным образованием и средним профессиональным образованием, а значит, от СПО «отвалятся» рабочие профессии по коротким образовательным программам, которые не требуют длительного освоения программ обучения», — рассказывает Марина Софронова.

Профессионалитет: реальность

На сессии обсуждали Профессиналитет не только в теории, но и на практике. Те, кто внедряет в рамках своих компетенций федпроект на местах, также дали свои положительные оценки Профессионалитета, отмечая его потенциал.

Министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольга Петрова подчеркивает, что Профессионалитет — это вызов, который сначала был на уровне колледжей, а теперь и на уровне вузов, польку выпускники Профессионалитета в перспективе будут поступать в университеты и классические программы обучения им уже будут неинтересны.

«Здесь критически важный вопрос — ускорение. Для тех вузов, у кого есть и Профессионалитет, и специалитет, нужна синхронизация учебных планов, притом сроком не на один год. Мне это напоминает прикладной бакалавриат, который должен был родиться, но не родился — академический бакалавриат пересилил», — отмечает Ольга Петрова.

Отдельный интерес вызывает возможность внедрения военных кафедр по программам Профессионалитета для возможности отсрочки от армии в СПО.

Анатолий Шамин, ректор Княгининского университета, рассказал, что вхождение в федпроект усилило качество подготовки студентов и по программам СПО, и по программам ВО. Он отметил, что в университете нет проблемы разделения СПО и ВО, поскольку сам вуз появился из техникума как надстройка.

Югорский госуниверситет как точка сборки нефтяников прикладную подготовку считает приоритетной. Ректор университета Роман Кучин отмечает, что в несостоявшемся проекте прикладного бакалавриата была зашита программа СПО. В Профессионалитет вуз вошел по 2 трекам — геология и ТЭК.

«В университете идет интеграция СПО и ВО. Нужно подумать об пересмотре стандартов ВО, чтобы выпускники Профессионалитета могли получать его быстрее», — поделился Роман Кучин.

Ректор Морского государственного университета им. Г.И. Невельского Денис Буров отмечает, что еще на этапе становления СПО транспортные вузы выступили площадкой поддержки — в тот период университету были переданы структуры СПО.

«На базовом уровне идёт недофинансирование СПО. Мы рассматриваем Профессионалитет как поддержку матбазы. У нас была сильная связь с отраслевиками на протяжении всех периодов обучения, но отрасль испытывает нехватку специалистов СПО. Профессионалитет мы видим как инструмент восполнить и удовлетворять большие потребности отрасли», — поделился Денис Буров.
«Наш университет готовит кадры для СПО. Профессионалитет — новый серьёзный вызов для подготовки нового поколения педагогов», — отмечает ректор РГППУ Валерий Дубицкий.

Несмотря на то, что университет не является формализованным участником федпроекта, Валерий Дубицкий выделяет реальные шаги, которые уже делаются и могут в перспективе привести к включению университета в федпроект:
 - Создание региональной модели профориентации;
 - Подготовка программ профсопровождения;
 - Возможность создания системы информирования о состоянии рынка труда.

«Сегодня без научных исследований сюда заходить тоже было бы странно», — считает ректор РГППУ.

Светлана Комарова, проректор ОмГАУ, отмечает, что Профессионалитет позволил поднять престижность аграрных профессий.

Елена Смягликова, проректор ГУМРФ им.адм. С.О. Макарова, рассказала, что университет уже 240 лет готовит кадры для флота. Моряк — международная профессия. В условиях обострения геополитической обстановки это накладывает определенные сложности. Елена Смягликова возлагает надежды на то, что Профессионалитет сможет поддержать моряков.

Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/27573

-2
-3
-4
-5
-6
-7