Найти тему

Человек одной из самых редких профессий в мире живёт в Сибири

Численность специалистов в этой области составляет не более пятисот на всех континентах, примечательно, что из них живёт и трудится в Тобольске. Знакомьтесь, старший лётчик-наблюдатель Тобольского филиала «Тюменской базы авиационной и наземной охраны лесов» Сергей Викторович Матыцын.

Без малого 30 лет он смотрит на мир с высоты 1000 метров, совершая авиапатрулирование сибирского леса на самолете «Ан-2» и других воздушных судах, которые могут взлетать с воды и садиться на воду.

«На воздушном судне обследую каждый дымочек. Если вижу столб поднимающегося дыма, туда заворачиваю и осматриваю. Бывает - лесной пожар или свалка горит. Фотографирую, сообщаю на базу координаты, место, площадь, интенсивность пожара, сколько людей нужно для тушения», - так скромно описывает свой рабочий день Сергей Матыцын. 

На самом деле, под его контролем – леса Тобольского и Вагайского районов, общей площадью 3,3 миллиона Га. В разгар пожароопасного периода он совершает по два облёта территории в день, общей продолжительность до десяти часов. Директор Тобольского филиала «Тюменской авиабазы» Мавликай Юмадеев говорит, что не каждый справится с такой нагрузкой, поэтому зачастую Сергей Викторович не берёт с собой пассажиров и работает в одиночку.

В ходе облёта Сергей Матыцын не просто обнаруживает пожары, а прогнозирует их динамику. Рассчитывает количество сил и средств для эффективного тушения каждого лесного пожара. Берёт на себя всю аналитическую работу для организации слаженных действий на земле. Помимо этого, Сергей Викторович занимается лесовосстановительными работами, в качестве лесника высаживает саженцы и следит за их приживаемостью. Всё это требует большой внимательности, ответственности и, конечно опыта, которого у него за три десятка лет работы накопилось в достатке. 

А начиналось всё в начале 90-х, когда он учился в Лениногорском лесном техникуме в Казахстане на мастера-лесовода. На занятие однажды пришёл работник лесхоза, который набирал парней для обучения на лётчиков-наблюдателей. Красочная пропаганда сделала своё дело, и юный Сергей загорелся идеей летать в небе и спасать лес. После удачной сдачи медкомиссии и вступительных испытаний он прошёл обучение в учебном центре и стал квалифицированным лётчиком-наблюдателем. Через пару лет работы на просторах Казахстанских лесов, его службу сократили, и он приехал в Москву, а там, по распределению попал в Тобольский филиал Тюменской авиабазы. С тех пор Сергей Матыцын налетал тысячи часов и принял участии в тушении сотен пожаров. 

-2

По словам лётчика-наблюдателя, в этом году пожарная обстановка, в целом, была спокойная. Если в прошлом году в Тобольском районе возникло 73 пожара, то в этом году - всего девять. При этом тобольская десантно-пожарная служба без дела не сидела, выезжала на подмогу в соседние регионы. В числе последних командировок – помощь в тушении пожаров в Республике Коми, а так же принимали активное участие в ликвидации лесных пожаров в ХМАО и ЯНАО, Рязанской и Нижегородской областях  когда за пять недель работы наши десантники совместно с другими подразделениями авиалесоохраны локализовали и потушили более 50 лесных пожаров.

-3

Как это ни странно, но, по словам Сергея Матыцына, летом вторая по популярности причина возгораний – это грозы, на которые приходится не менее 50% лесных пожаров.

«Например, гроза вечером ударила в дерево, пожар ещё не разгорелся, а сидит всю ночь шает-шает (тлеет без открытого огня), и утром разгорается в пожар», - рассказывает лётчик-наблюдатель и добавляет, что самая главная причина – это, разумеется, неосторожное обращение с огнём. «Я бы хотел посмотреть в глаза тому человеку, который поджигает траву. Вот зачем он это делает? Неужели не видит, что огонь пошёл в лес, и может разгореться?» - возмущается Сергей Викторович, повидавший многие сотни гектаров леса, убитого стихией. Среди поджигателей – колхозники, сжигающие траву перед сенокосом, грибники, охотники и даже ягодники, решившие вскипятить чайку на лоне природы. А бывает, и тлеющий окурок, вылетевший из окна проезжающей мимо машины, губит ни в чём не повинные деревья и кустарники. 

«Огонь – он ведь как живое существо, а не просто стихия. Поэтому все пожары разные, со своим характером. И к каждому нужен свой подход, своя тактика тушения», - говорит Сергей Матыцын. К примеру, на одном пожаре рядом нет воды, его можно только окопать лопатой до самой земли. Если возможно - сбить пламя напором воды из водосливного устройства самолёта. Но лесную подстилку с воздуха не потушить, здесь обязательно должны поработать люди - окопать или пустить встречный пал, а когда догорит - очистить от пепла, чтобы не пропустить тлеющие участки. И таких нюансов – множество, каждому нужно обучить новобранцев, которые устраиваются на работу в авиалесоохрану ежегодно, поскольку за сезон отсеивается до 30% пожарных-десантников. Молодёжь не выдерживает, устаёт, другой просто ленивый, а физический труд в тушении пожаров – превыше всего.

-4

Устроиться на работу может каждый желающий, достигший 18 лет, но не старше 65. Главное требование – отличное здоровье и успешное прохождение медкомиссии. «Уже сейчас у нас открыты вакансии, можно ознакомиться на сайте авиабазы и попробовать свои силы», - комментирует Сергей Матыцын.

Он говорит, что пожароопасный сезон, предположительно будет закрыт в середине октября, сразу пойдёт в отпуск. На этот период с природой прощаться не планирует – будет ездить на любимую рыбалку, на спиннинг ловить рыбу. Признаётся, что с охотой давно завязал – животных и птиц жалко, которым и так достаётся после лесных пожаров. 

Дома лётчика ждёт любимая супруга Любовь Ивановна, которая все эти 30 лет идёт с мужем рука об руку. Они вырастили пятерых детей, которые подарили им двоих внуков. По его стопам никто из детей не пошёл, а он и не сетует, ведь тяжёлое это ремесло и для жизни опасное. Теорию изучают на учебных полигонах и в классах, а практику – только на настоящем лесном пожаре.

-5

Но Сергей Викторович ни о чём не жалеет и считает, что сделал правильный выбор в жизни. Так и говорит, что получает кайф, сидя за штурвалом самолёта, наблюдая за живописными лесными просторами. Именно так, с высоты птичьего полёта, он ощущает одновременно большую ответственность и настоящую свободу.