Начало истории читайте здесь ⬇️
Молодой Чайковский стал замечательным педагогом. Он очень многое сделал для правильной организации учебного процесса. Учебников было очень мало, профессор Чайковский сам пишет методические пособия, занимается переводами зарубежных учебников.
Остались записи лекций его ученика, выдающегося русского композитора Сергея Танеева, из которых можно судить о глубине познаний, способности вдумчиво анализировать музыку с точки зрения ее строения, формы, элементов.
Это титанический методический труд, переоценить который невозможно.
Благодаря стараниям Петра Ильича обучение российских музыкантов
и особенно композиторов приобрело систему, метод, цельность.
Явление Чайковского, как педагога в тогдашней национальной музыкальной культуре предопределило на столетия появление русской композиторской школы и уникальных, самобытных, гениальных композиторов.
Он создал учебные пособия, из которых особенно большое значение имеет "Руководство к практическому изучению гармонии", первый в России учебник для консерваторий, принадлежащий русскому автору,
а также перевел с французского учебник Геварта "Руководство
к инструментовке".
💡Это целая веха в отечественной музыкальной педагогике.
Петр Ильич регулярно выступал в печати в качестве музыкального критика. Из за постоянной нужды в деньгах в 1871-1876 гг. он работал музыкальным рецензентом газет "Современная летопись" и "Русские ведомости".
В Москве Чайковский общался с выдающимися представителями русской литературы и искусства: с актерами Малого театра, писателями Львом Толстым, Алексеем Плещеевым, драматургом Алексеем Островским (участвовал в его "Артистическом кружке"); у него установились прочные связи с композиторами "Могучей кучки" - Милием Балакиревым, Николаем Римским-Корсаковым, музыкальным критиком Владимиром Стасовым.
В московский период своей жизни Петр Ильич Чайковский создал оперы "Воевода" (1869), "Ундина" (1869), "Опричник" (1874), "Кузнец Вакула" (1876), три первые симфонии (1866, 1872 и 1875), Первый фортепианный концерт (1874), симфонические произведения "Ромео и Джульетта" (1869) и "Буря" (1873, по Шекспиру), "Франческа да Римини" (1876, по Данте), музыку к сказке Островского "Снегурочка" (1873), цикл фортепианных пьес "Времена года" (1876) и другие камерно инструментальные сочинения и романсы.
Изнуряющая работа в консерватории требовала очень много времени и сил. И в 1878 году Чайковский проводит последние свои занятия, но до конца жизни сохраняет переписку со многими учениками, ставшими потом маститыми исполнителями.
В письмах он всегда оставался их педагогом и цензором,
давал рекомендации.
Его творческий путь не был усыпан розами. В самом начале его часто резко критиковали за желание угодить слушателю. По-настоящему его гений оценили лишь в конце.
💡Продолжение следует...
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить интересные факты из мира музыки
Если вам понравилась статья, ставьте 👍 пишите комментарии 😊
А какой балет Петра Ильича Чайковского вы смотрели?