Найти тему
Культурный Хаос

«Культурный хаос». Содержание и цели

Оглавление

Проект «Культурный хаос» ставит перед собой несколько амбициозных задач.

Во-первых, сохранить и упорядочить культурное наследие. Собрать в одном месте шедевры искусства из самых различных сфер - от античных поэм до современной музыки.

Во-вторых, рассказать об этих шедеврах максимальному количеству людей.

Наконец, в-третьих, попытаться сформировать из этой мозаики единую цепочку, единую картину культурного развития человечества.

Итак, что можно найти в этом блоге:

Литература

Эпоха Возрождения

1601 - «Гамлет», Уильям Шекспир

1605 - «Король Лир», Уильям Шекспир

1615 - «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», Мигель Сервантес

Эпоха барокко

1667 - «Потерянный рай», Джон Мильтон

Эпоха просвещения и классицизма

1832 - «Фауст», Иоганн Вольфганг фон Гете

Эпоха реализма

1830 - «Красное и черное», Стендаль

1901 - «Будденброки», Томас Манн

Эпоха декаданса

1857 - «Цветы зла», Шарль Бодлер

Эпоха модернизма

1917 - «Юная Парка», Поль Валери

1921 - «Улисс», Джеймс Джойс

1925 - «Процесс», Франц Кафка

1942 - «Четыре квартета», Томас Стернз Элиот

Кино

Российское и советское кино

1983 - «Ностальгия», Андрей Тарковский

Классический Голливуд

1941 - «Гражданин Кейн», Орсон Уэллс

1942 - «Великолепные Эмберсоны», Орсон Уэллс

1948 - «Леди из Шанхая», Орсон Уэллс

1958 - «Печать зла», Орсон Уэллс

1958 - «Головокружение», Альфред Хичкок

1959 - «На север через северо-запад», Альфред Хичкок

Новый Голливуд

1965 - «Отвращение», Роман Полански

1974 - «Китайский квартал», Роман Полански

1975 - «Нэшвилл», Роберт Олтмен

Независимое американское кино

2000 - «Помни», Кристофер Нолан

Итальянское кино

1966 - «Фотоувеличение», Микеланджело Антониоли

Французское кино

2005 - «Скрытое», Михаэль Ханеке

Шведское кино

1957 - «Седьмая печать», Ингмар Бергман

1966 - «Персона», Ингмар Бергман

Датское кино

1994 - «Королевство», Ланс фон Триер

Венгерское кино

2000 - «Гармонии Веркмейстера», Бела Тарр

Греческое кино

1975 - «Комедианты», Тео Ангелопулос

1988 - «Пейзаж в тумане», Тео Ангелопулос

Японское кино

1952 - «Жить», Акира Куросава

2008 - «Откровение любви», Сион Соно

Корейское кино

2002 - «Сочувствие господину Месть», Пак Чхан-ук

2006 - «Время», Ким Ки Дук

Китайское кино

2002 - «Герой», Чжан Имоу

Рок-музыка

От субкультуры к контркультуре

1966 - «Blonde On Blonde», Боб Дилан

Классика рока

1967 - «The Doors», The Doors

1967 - «The Parable of Arable Land», Red Krayola

1967 - «The Velvet Underground & Nico», The Velvet Underground

1967 - «White Light/White Heat», The Velvet Underground

1967 - «Safe As Milk», Captain Beefheart

Джаз

Хард-боп

1963 - «The Black Saint and the Sinner Lady», Чарльз Мингус

Фри-джаз

1964 - «Spiritual Unity», Альберт Эйлер

1965 - «A Love Supreme», Джон Колтрейн

1966 - «Unit Structures», Сесил Тейлор

1967 - «Atlantis», Sun Ra

Классическая музыка

Барокко

1721 - «Бранденбургские концерты», Иоганн Себастьян Бах

1725 - «Времена года», Антонио Вивальди

Классицизм

1806 - «Концерт для скрипки с оркестром», Людвиг ван Бетховен

Романтизм

1844 - «Концерт для скрипки с оркестром», Op. 64, Феликс Мендельсон

1887 - «Двойной концерт для скрипки и виолончели», Иоганнес Брамс

1895 - «Концерт для виолончели», Антонин Дворжак

Из хаоса в космос

Наше время - это эпоха технического прогресса. За последние двадцать лет с технической точки зрения жизнь изменилась до неузнаваемости. Но вместе с этим, пришло ощущение что в огромном потоке новой информации и технологий мы начинаем терять свои корни.

Я помню, каким счастьем в моей юности было достать в маленьком городе магнитную кассету с альбомом группы «Queen», который ты до этого не слышал, как зачитывались романами братьев Стругацких, а поход в кино становился праздником.

Сейчас мы можем получить все эти вещи, не выходя из дома. И большинству из нас ничего из этого уже не нужно. Мы стали обществом потребления. Но что мы потребляем?

Большинство моих знакомых при упоминании Достоевского и Толстого в лучшем случае снисходительно улыбаются и спрашивают: «Как ты можешь получать удовольствие от этого?» При упоминании «Криминального чтива» Тарантино они говорят: «Старенькое кино, но хорошее». Когда я слышу комментарии подобного типа, я все еще внутренне удивляюсь и настает моя очередь улыбаться. Без снисхождения, но с небольшой грустью.

Фильм, который был снят двадцать лет назад, уже называется старьем, а люди, которые писали о вечных проблемах и вопросах, считаются безнадежными анахронизмами только потому, что творили 150 лет назад. Что уж говорить о Гомере и Данте, о «Метрополисе» и «Гражданине Кейне»?..

С другой стороны, я родился в Советском Союзе и знаю, насколько закрытым было культурное пространство СССР. Мой отец в 1980-х годах собирал на магнитных бабинах те рок-альбомы, которые мог достать в маленьком провинциальном городе - «Led Zeppelin», «Deep Purple», «Pink Floyd»... Но он не шел дальше этого. Это было очень трудно сделать в те времена. Когда интернет стал доступным и у меня появилась возможность ближе познакомиться с огромным культурным пластом рок-музыки, я был поражен тем фактом, что по сути, находясь в СССР мы абсолютно ничего о ней не знали. На самом деле мы плавали по поверхности громадного океана, не имея возможности заглянуть в его глубины.

Та же самая картина была и с мировой литературой и мировым кинематографом. Особенно это касается культурных явлений, которые происходили непосредственно во времена существования Советского Союза. Рядовой житель СССР ничего не знал о Феллини и Бергмане, Колтрейне и Мингусе, Заппе и Дилане. Что говорить, если даже фильмы наших собственных режиссеров, например Тарковского, не достигали широких экранов и массовой аудитории. Семьдесят лет существования СССР сформировали своеобразный культурный вакуум, лакуну внутри жителей этой страны. С этим можно спорить, на это можно обижаться, но это - реальность.

Недавно я зашел в «Эрмитаж» и поразился количеству людей, пришедших познакомится с картинами прошлых веков. И одновременно я удивился выражениям их лиц. Они были уставшими и изможденными, как будто их пытали. У меня иногда создается впечатление, что многие люди ходят в картинные галереи для галочки: «Ну как так, приехать в Питер и не побывать в «Эрмитаже»? Дома не поймут»

Однажды я зашел в кинотеатр (даже в наше время там показывают что-то интересное) и сидел в зале в абсолютном одиночестве. Странное и удивительное чувство. Особенно, когда вспоминаешь, какую аудиторию собирают новые эпизоды «Мстителей».

Я хочу, чтобы меня поняли правильно. Я абсолютно не против продуктов масскульта. Так было, есть и будет, наверное, всегда - таковы законы человеческого общества.

Я согласен, что каждый из нас имеет право выбирать то, что по душе. Но когда нам постоянно, день за днем, без остановок, с экранов телевизоров, из социальных сетей подсовывают одну и ту же жвачку - я думаю, это не хорошо. Человек имеет право на выбор, как потратить свободное время. Но современная реклама настолько продвинулась вперед, что уже стала напоминать хоть и не агрессивную, но очень искусную и очень навязчивую манипуляцию.

Представьте, что вы хотите устроить романтический ужин. Или ужин в тихой семейной обстановке. Или что-то необычное. Вы поглощены образом это волшебной, волнующей картины. Вы приходите в супермаркет, чтобы что-то купить. Вы не знаете, что конкретно, но вы хотите, чтобы это стало чем-то незабываемым. И пока вы медленно и задумчиво бродите возле полок с продуктами, к вам подходит работник магазина и начинает с вами разговаривать. Он разговаривает с вами очень вежливо и пока вы слушаете, его слова начинают медленно проникать в ваш разум. Постепенно вы забываете, зачем вы пришли в супермаркет, и покупаете очередную упаковку полуфабриката просто потому, что она скоро испортится, а партия большая, и магазину нужно продать ее как можно быстрее.

И так происходит каждый день.

Манипуляция, которую произвели с вами в магазине, не оставляет свободы выбора, потому что вам не показали альтернатив. Откуда вы могли знать, что в глубине этого огромного супермаркета есть дверь, которая ведет в огромный отдел с самыми изысканными винами со всего света, с сотнями наименований сортов сыра на любой вкус, со специями из самых труднодоступных уголков планеты и все это за те же деньги, что и упаковка полуфабриката?

Я против подобных манипуляций. Каждый имеет право выбора. Но нельзя под прикрытием этой идеи, утаивать все доступные альтернативы и манипулировать сознанием, навязывая то, что нужно побыстрее сбыть и набить карманы кассовыми сборами.

Потому что, чем дальше эта манипуляция продвигается, тем дальше удаляется от человека та дверь, за которой находится волшебство. Более того, само это волшебство превращается в сознании человека в старые, оборванные лохмотья, на которые и время-то тратить нет никакого желания. Ведь вокруг столько полуфабрикатов, которые нужно успеть потребить, а все это так быстро портится...

Чтобы сделать оптимальный выбор, нужно иметь перед собой всю картину доступных альтернатив. Дать одну из возможных альтернатив - одна из задач этого блога.

Да прибудет с нами сила искусства. И да возникнет из хаоса космос!)