Найти тему
Alebrio

​Экстравагантный японский художник, рисовавший ню и кошек, чьи картины в начале XX века покорили любителей живописи во Франции.

Цугухару Фудзита (1886–1968) — японский художник, прославившийся во Франции, экстравагантный оригинал, один вид которого удивлял старомодных французов  — человек в огромных круглых роговых очках, с аккуратной чёлкой полумесяцем и с серьгами в ушах. Ему удавалось сочетать японскую эстетику с европейскими авангардными традициями в живописи, он писал картины в жанре портрета, ню и анималистики, а художественные критики называют его отцом современного аниме, по крайней мере, персонажи некоторых его картин очень напоминали по стилистике образы анимешных школьниц.

​Девочка и кошка. Цугухару Фудзита
​Девочка и кошка. Цугухару Фудзита

Фудзита твёрдо придерживался созданного образа «самурая-денди», напускал немало тумана в свою биографию и свои поступки и сейчас сложно разобраться, что было на самом деле, а что созданная им самим легенда. О жизни и творчестве этого художника с интересной и необычной судьбой мы и расскажем в этой статье.

-2

Сам Фудзита родился в Токио и проходил из знатного рода. Отец — генерал и военный лекарь, а мама будущего художника умерла, когда маленькому Цугухару было лишь пять лет. Рисовать он начал в семилетнем возрасте и подавал большие надежды в этом деле. Когда Цугухару исполнилось 14 лет, его рисунок выставили на всемирной выставке 1900 года в Париже. Сам юный художник был большим поклонником европейского искусства, ему хотелось побывать во Франции, в Париже, который считался главным городом для любителей живописи — тогда в нём творили великие Пикассо, Дега, Морис Утрилло, Клод Моне, Тулуз-Лотрек и другие выдающиеся художники. У кого, как не у них учиться мастерству и где, как не в Париже сказать своё слово в искусстве. Но отец и его близкий друг — японский писатель Мори Огай, посоветовали получить образование в Японии.

-3

В 1904 году он поступил в Токийский университет искусств, и одновременно с занятиями в университете учил французский язык и ходил в католическую церковь. Преподаватели уже тогда отмечали его некоторую склонность к эпатажу, необычному стилю в одежде, стремление выделиться среди других студентов. В Японии это не очень-то поощрялось, есть даже известная японская поговорка: «торчащий гвоздь забивают первым». Но стиль ношения одежды и всевозможных аксессуаров у Цугухару был элегантным, эпатаж лишь подчёркивал имидж, который себе избрал художник и не мешал учёбе.

Цугухару много путешествовал по Китаю и Маньчжурии во время каникул, местная природа настолько запала ему в душу, что он стал рисовать преимущественно пейзажи и стал известен в Японии как неплохой пейзажист. Институт он окончил в 1910 году, и вскоре пошли официальные заказы на написание портретов различных японских сановников и даже бывшего императора Кореи, находящимся в изгнании.

Но Цугухару мечтал о Париже, в Японии ему было скучно, а потому в 1913 году уже в статусе состоявшегося художника он поехал в столицу Франции.

Лежащая обнажённая с туалью из Жуи (1922). Холст, масло, тушь, уголь, карандаш; 130 × 195. Парижский музей современного искусства
Лежащая обнажённая с туалью из Жуи (1922). Холст, масло, тушь, уголь, карандаш; 130 × 195. Парижский музей современного искусства

Фудзита поселился в квартале Монпарнас, где жили всевозможные парижские писатели, поэты и художники, и где, по выражению жителей Парижа в то время: «шагу нельзя было ступить, чтобы не споткнуться о спящего пьяного представителя богемы».

На деле, разумеется, всё было не так и ему пришлось немало постараться, прежде чем он стал своим в той творческой среде. Хотя существует легенда, что экстравагантный японец в первый же день пребывания во Франции так очаровал в монпарнасском кабачке самого Пикассо, что поехал вместе с ним в его мастерскую, учиться художествам у великого испанского живописца.

Но то только легенда, на деле Фудзита сумел познакомиться с Пикассо лишь спустя полгода пребывания в Париже. Японскому художнику приходилось подрабатывать натурщиком, чтобы хоть как-то заработать на жизнь, поскольку деньги из Японии кончились, а картины его не больно-то раскупались из-за запредельной конкуренции. Он позировал вместе с другим японцем Риохиро Кавашимой мексиканскому художнику Диего Ривере. Тут вбегает ещё один представитель творческой богемы и кричит: «Пикассо приглашает всех художников и натурщиков в свою мастерскую», и компания, бросив все свои дела, отправилась к великому художнику, забыв даже переодеться и немало шокировав добропорядочных горожан — не каждый день увидишь в Париже чистокровных японцев в древнегреческих туниках и плетённых сандалиях.

Цугухару Фудзита и Риихиро Кавашима и их двойной портрет Диего Риверы в стиле кубизм.
Цугухару Фудзита и Риихиро Кавашима и их двойной портрет Диего Риверы в стиле кубизм.

Фудзита свою склонность к эпатажу во Франции развил до необычайного уровня, все его знакомые и друзья стали называть его не иначе как Фу-Фу, то есть сумасшедший. Он носил кимоно, всевозможные бусы и серьги, набедренные повязки, в общем, отдавал предпочтение традиционному японскому костюму, хотя сами японцы у себя на родине все больше носили обычную европейскую одежду. Ну а дополняло всё это стрижка полумесяцем и круглые очки. К слову, в Японии очки в то время считались признаком большой учёности, отличительным знаком представителей творческой интеллигенции.

Цугухару Фудзита за швейной машинкой
Цугухару Фудзита за швейной машинкой

Впрочем, было ещё одно имя, которым парижские друзья Цугухару называли японского художника — Леонар. Самому Цугухару оно очень нравилось, напоминало о Леонардо да Винчи, потому впоследствии, когда он окончательно поселился во Франции, взял французское гражданство и принял католическое крещение, взял его себе.

Фудзита рисовал картины, объединяющие в себе восточную и западную школу живописи, его творчество стало своеобразным перекидным мостиком между разными культурами и художественными подходами, а потому его значение сложно переоценить.

Фудзита добавлял в краски толчёные раковины устриц
Фудзита добавлял в краски толчёные раковины устриц

Он тщательно прорисовывал мелкие детали — в то время, когда уже набрало силу художественное течение импрессионистов и авангардистов так делали немногие, широко применял светлый колорит на картинах с переливающимися молочными оттенками. Говорят, он добавлял раковины устрицы в краски, чтобы придать жемчужные тона к своим работам.

-12

Фудзита мог использовать различные художественные техники, применял для написания картин акварель, графитный карандаш, тушь и краски. Правда, поначалу он очень боялся, что его работы беззастенчиво копируют, но много ли было японских художников, рисующих во Франции и впитавших в себя две культуры — восточную и западную? Кроме Цугухару, никто не мог рисовать подобные картины.

-13

Постепенно его творчество стало по-настоящему востребованным — в 1920 годы имя талантливого японца гремело в Париже. С Францией он и связал всю свою бурную жизнь — Фуджита много путешествовал, добрался даже до Бразилии, и всюду брал что-то для себя интересное, пять раз женился, имел множество любовниц.

-14

В годы Второй мировой войны он исполнил свой долг гражданина и отправился в Японию, где служил военным художником. В начале 50-х вернулся в Париж и вновь продолжил рисовать, только на сей раз на религиозные темы. Возможно, пребывание на войне так подействовало на художника, он стал писать фрески и расписал часовню во французском городе Реймсе, впоследствии неофициально названную в его честь «часовней Фудзито». Умер в 1968 году, оставив после себя множество картин, некоторые из которых были проданы за миллионы долларов, как, например, «День Рождения».

Картина Фудзиты «День рождения», продана по рекордной цене 7 млн евро
Картина Фудзиты «День рождения», продана по рекордной цене 7 млн евро

Ну а главное — он сумел объединить в своём творчестве восток и запад, стал первым японским художником, добившимся успеха в Европе, а европейцы, во многом через творчество Футзито, открыли такую удивительную страну, как Япония.

Японский художник, написавший гравюру, которая потрясла европейцев. «Большая волна» Хокусая, и её скрытый смысл.
ArtAlebrio27 января 2023

Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com. Выставки, конкурсы, продажи.