Сегодня поговорим об очередном фильме, рассказывающем о выживании после апокалипсиса - «Сквозь снег». Прежде чем приступить к рассуждениям расскажу коротко о событиях, предшествующих сюжету фильма.
Ничего грандиозного вроде обмена ядерными ударами или метеоритной бомбардировки не было. Просто на планете шло потепление, которое, видимо, начало приводить к обширным засухам, подъему уровня мирового океана и прочим неприятностям. И ученые решили, что неплохо бы немного охладить нашу Землю-матушку. Сказано - сделано, и в 2014 году распылили в атмосфере химикат CW-7. Но, как и положено по законам Мёрфи, если что-то может пойти не так, то оно обязательно пойдет не так. В результате процесс вышел из-под контроля, планета охладилась через чур уж сильно и в итоге наступил ледниковый период. Некий железнодорожный магнат решил, что если уж и спасаться, то только на паровозе и построил огромный поезд, который должен был катать счастливчиков по кругосветной железной дороге, оберегая последних от лютой стужи. И вот уже семнадцать лет мир скован льдом и снегом, и все это время без остановки мчится длинный экспресс. На этом поезде нашли убежище около двух или трёх тысяч людей. Но, как и в большом мире, в поезде пассажиры поделены по социальным классам. Ближе к локомотиву едут бывшие сильные мира или те, кому когда-то повезло. Они хорошо обеспечены, у них хорошая еда, обслуживание и развлечения. В хвостовых же вагонах едут бедняки, которые питаются лишь протеиновыми пластинами, производимыми из насекомых. Время от времени в поезде происходили восстания, но всякий раз их топили в крови. Короче такая вот обычная земная жизнь в миниатюре.
Ну а теперь приступим, собственно к тому для чего эта статья и затевалась - к рассуждениям о возможности такого способа выживания. Я не буду сейчас выискивать в этом фильме ляпы различного рода, сюжетные, сценарные и т.п., их наверняка уже разобрали другие авторы в своих статьях. Нет, мы будем рассуждать исключительно только лишь о том, возможно ли такое выживание в принципе. Итак, поехали.
Первое, на что я бы хотел обратить ваше внимание так это на выбор способа выживания - поезд. Гораздо предпочтительнее в данных условиях строить убежище, например, подземное. Хотя бы потому, что оно обеспечит гораздо больший комфорт и при этом намного большему количеству людей. Да и обеспечивать все это конечно же проще в стационарном убежище. По сюжету фильма в поезде спасались изначально две-три тысячи человек. При таком количестве поезд должен быть просто огромной длины. Произведем простой расчет. За основу для вычислений возьмём вместимость стандартного плацкартного вагона РЖД - 54 человека. Тогда нам понадобится 37 вагонов для двух тысяч пассажиров и 56 вагонов для трех тысяч. Конечно можно задействовать третьи полки и тогда количество вагонов будет меньше. Но на самом деле в вагонах такого поезда размещалось бы даже не 54 человека, а гораздо меньше. Ведь люди в них должны были бы проводить не несколько дней, а годы. Соответственно им потребуется большее пространство. Ну я бы предположил, что вагон рассчитывался бы человек на 20. Ведь это был бы не просто спальный вагон, а дом на колесах. Для понимания почему нельзя в один вагон селить больше людей просто представьте себе своих соседей по лестничной клетке, находящихся с вами в одном замкнутом помещении 24 часа в сутки в течении многих месяцев и лет. Представили? Правильно, я бы тоже со своими не раз переругался бы. Так это в нормальных, мирных условиях. А в условиях дефицита всего и вся? Ведь и поубивать друг друга можно. Это называется психологическая несовместимость коллектива. Поэтому экипажи орбитальных станций тщательно подбираются исходя именно из психологической совместимости. При этом вы учтите, что люди всегда заняты каким-то делом. Уверен, что и экипажи подводных лодок тоже в той или иной степени подбираются с учетом совместимости. Если среди читателей есть подводники прошу подтвердить это или опровергнуть)).
Таким образом для проживания оговоренного количества людей необходимо было бы 100-150 вагонов. Ну а если учесть классовое расслоение и то, что богачам предоставлялось бы еще больше места и комфорта, то количество вагонов стало бы еще больше. И это идет речь только лишь о жилых, а ведь еще необходимо иметь технические вагоны различного предназначения. Например, для гидропоники и теплиц, банно-прачечные, складские, медицинские, для досуга. Как видите составчик получается минимум в пару сотен вагонов. Если взять длину стандартного пассажирского вагона, а это 25 метров, то общая длина поезда из 200 вагонов получается 5 километров без учета размеров локомотива.
Отдельно стоит поговорить о локомотиве, который должен эту массу вагонов приводить в движение. Если вы обращали внимание на современные грузовые железнодорожные составы, то заметили, что их тянет не один локомотив, а связка из нескольких. Бывает до шести штук. Все это связано с огромного весом состава, который они должны тянуть. Конечно, пассажирский вагон легче груженого товарного, но при этом пара сотен вагонов все-таки будут весить очень даже прилично. В среднем один вагон весит 55 тонн, а значит общий вес будет составлять 11000 тонн. Как бы многовато, не так ли? Потребуется неприлично мощный локомотив, либо связка из нескольких. И силовая установка у него будет не дизельная и не электрическая. Точнее непосредственно колеса такого локомотива будут крутить конечно электромоторы, но вот вырабатываться электроэнергия будет явно каким-то ядерным реактором. Энергии нужно будет много, поэтому реактор должен быть достаточно мощным. Соответственно размеры и масса у него будут соответствующими. Так же учтите, что электроэнергию вырабатывает не сам ядерный реактор, а паровая турбина, которая будет тоже иметь немаленькие габариты. Честно говоря, я не могу себе представить какие именно будут размеры, но сомневаюсь, что подобное изделие можно было бы разместить на базе стандартного железнодорожного локомотива. Это во-первых, а во-вторых очень трудно представить себе, чтобы реактор выдавал номинальную мощность без перезарядки топлива в течении 17 лет (а ведь именно столько ехал состав в фильме не делая ни одной остановки). Таким образом мы уже имеем несколько причин, по которым никто не стал бы спаться таким необычным способом. Но если кому-то их мало или они кажутся несущественными (например, чисто технически изготовить такое количество специализированных вагонов конечно можно, да и предположить изобретение мощного и компактного источника энергии тоже можно), то поехали дальше.
Итак, предполагаем, что по заказу экстравагантного миллиардера своевременно, пока мир не начал капитально замерзать, изготовили требуемый железнодорожный состав и чудо-локомотив. Для него закольцевали железнодорожную линию в некоей выбранной стране (кругосветная железка как в фильме это просто нереальное предположение), загрузили в него все необходимое, усадили избранных пассажиров, и он поехал. То есть вы понимаете, да, что линию построили исключительно под него и в обход всех населенных пунктов, ну и конечно же в абсолютно безлюдных местах. Иначе я как-то с трудом себе представляю, как в погибающем мире умирающие от голода и замерзающие люди не попытались бы остановить этот состав. Поэтому напрашивается очередное предположение, что чудовищный холод, от которого тело моментально промерзает до состояния ледышки, обрушился на человечество мгновенно, ну как в фильме «Послезавтра». Кстати о холоде. Если вспомните, то в фильме есть момент, когда руку какого-то бедолаги высунули наружу вагона, подержали там немного и затем разбили ее молотом. Такое возможно при воздействии температур ниже минус 100 °С и поэтому мне как-то сомнительно, что похолодание может быть таким сильным. Но делаем такое предположение и идем дальше в рассуждениях. Итак, на всем протяжении пути, по которому едет состав царит жуткий криогенный холод. На обычном морозе бывает, что железнодорожные рельсы не выдерживают и лопаются, так как металл становится более хрупким, а уж при таком-то холоде и подавно. Поэтому железнодорожный путь должен регулярно осматриваться и рельсы своевременно заменяться. Также не забываем, что зима, снег и все такое - чистить то рельсы надо. И вот кто все это будет делать если вне поезда живых нет? Правильно, некому. А в первые годы снега будет падать очень много, пока все океаны не замерзнут, и вода не перестанет испаряться в атмосферу. Поэтому без остановок поезд бы не долго ездил - до первого сугроба, так сказать. Ну и последний момент, препятствующий осуществлению спасения с использованием поезда это неизбежные поломки. А они ведь регулярно будут возникать. И если оборудование вагонов на ходу еще можно как-то чинить, то вот поломки ходовой части без остановки и наличия депо починить невозможно. Уверен это понимают даже далекие от механики люди.
Думаю, мне удалось разъяснить, что в условиях глобального похолодания спасаться в движущемся поезде это очень нехорошая идея. Гораздо лучше потратиться на нормальное подземное убежище)))
Спасибо всем, кто дочитал статью. Жду ваших комментариев))