Введение.
Предлагаются основные действия:
- ЕГЭ заменяется на устные и письменные экзамены.
- Прекращается действие ФГОС.
- Исключается внеурочная деятельность.
- Снижается учебная нагрузка на детей.
- Сохраняется только две системы обучения. УМК в рамках одной системы исключаются.
- Сохраняются две системы обучения: традиционная и развивающая система обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
- Использование развивающей системы обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова решает задачу подготовки детей с научно-теоретическим мышлением для работы исследовательской работы и развития науки.
- Использование традиционной системы обучения решает задачу подготовки разносторонне развитых выпускников, способных к самообразованию, быстрой смене вида деятельности, имеющих твердые, хорошо структурированные знания по всем без исключения предметам школьной программы.
- Обе системы обучения очищаются от методических ошибок, привнесенных в них ФГОС.
- Обе системы дорабатываются с учетом современных требований к обучению.
- Повышается внимание к начальной школе.
Основные положения
Развитие общества на текущем этапе требует поставить перед системой образования новые цели. Кроме удовлетворения потребности людей в знаниях, возникла необходимость сделать уровень образования достаточным для эффективного и качественного выполнения работ и услуг во всех видах человеческой деятельности. Кроме того, требуется подготовка специалистов для прорывного развития науки в целях решения самых насущных проблем общества (см. файл Проблемы общества и уровень образования).
Задачи перед системой образования ставятся руководством страны по мере ее развития. Очевидно, что сейчас требуется подготовка выпускников с практически прикладным мышлением и достаточно большое количество выпускников с научно-теоретическим мышлением. И те и другие должны обладать навыками самообучения и широким кругозором. Это позволит быстро переучиваться и работать на стыке различных областей деятельности.
Общее образование с первого по одиннадцатый класс делятся на два вида обучения: практически прикладной и научно теоретический.
Базой (технологией) для каждого вида обучения является система обучения, (см файл Системы обучения) в рамках которой создаются прикладные методики обучения, учебники и пособия, цифровые продукты, способы организации учебного процесса, система контроля знаний.
Многократно повышается роль начальной школы, которая имеет цель сформировать все универсальные учебные действия (научить учиться). Если человек подготовлен к учебе в начальной школе, то дальнейшее обучение будет осуществляться без особых проблем.
Организация учебного процесса направляется на снижение нагрузок.
Контроль знаний вытекает и требований системы обучения. Итоговый контроль знаний разрабатывается отдельно для каждого вида обучения.
Воспитание не может быть оторвано от образования. Оно должно сочетать в себе интересы личности и интересы общества. (рис общественные и личные интересы).
Источником направлений воспитания должен стать заказ общества: законы и требования к кандидатам на работу со стороны работодателей.
Общегосударственная политика в сфере воспитания и образования должна стать одинаково обязательной для родителей и учителей, они выступают в качестве союзников в отношении работе с ребенком. Деятельность СМИ, общественных организаций и т. д. не противоречит общегосударственной воспитательной политике.
Кадровая политика нацелена на количественное и качественное обеспечение преподавательским составом школ, для выполнения задач, поставленных перед системой образования. Учителям обеспечиваются комфортные условия труда. Допустимая нижняя планка конкурса на должность учителя не менее 1,5 человека на место.
Продолжительность переходного периода от 3 до 5 лет.
Обучение
Цели и задачи обучения на текущий период
Первой целью является подготовка выпускников школ, способных работать в области науки. Для этого производится выявление детей, имеющих способности к формированию научно-теоретического, нестандартного мышления и легкого усвоения теоретических знаний. Для наиболее эффективной реализации их возможностей используется отдельная система обучения. Создаются условий для доступности такого обучения во всех регионах страны.
Из этой цели вытекают следующие задачи по формированию у детей:
- уверенных навыков научно-теоретического мышления (в начальной школе);
- умений поставить и решить учебную задачу (в начальной школе);
- навыков групповой работы (в начальной школе);
- адекватной самооценки (в начальной школе);
- навыков ведения учебной дискуссии (в начальной школе);
- твердых теоретических знаний по всем направлениям школьной программы;
- навыков критического анализа любой информации;
- навыков решения междисциплинарных задач;
- навыков самостоятельного определения направления самообучения, формирования и выполнения плана самообучения.
Второй целью является подготовка детей к качественному выполнению квалифицированной работы в любых видах деятельности, формирование у них достаточной базы знаний во всех направлениях школьной программы для обеспечения возможности работы в смежных областях и самообучения, при необходимости сменить вид деятельности.
Из этой цели вытекают следующие задачи по формированию у детей:
- практически-прикладного типа мышления (начальная школа);
- глубокого усвоения универсальных учебных действий;
- твердых навыков применения знаний по всем направлениям школьной программы;
Инструменты для решения задач – системы обучения
Понятие «Система обучения»
В педагогике система обучения – почти то же самое, что и технология в производстве. Каждая система обучения имеет свои цели задачи и все методы решения задач.
Для каждой из задач, стоящих перед образованием необходимо использовать свою систему обучения.
Для формирования у школьников практически прикладного мышления больше подходит традиционная система обучения (это все УМК, кроме развивающей системы Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова).
Для формирования научно-теоретического – система обучения Д.Б Эльконина – В. В. Давыдова.
(см. файл Система обучения ДБ_Эльконина__ВВ_Давыдова)
Исходя из того, что обе системы уже существуют, потребуются только их доработки и очистка от несвойственных им элементов, внесенных в ходе реформирования системы образования. Потребуется не создание новых учебников, а серьезные доработки в существующих системах обучения и создание на базе этих доработок новых учебников или новых редакций учебников. Утверждаются не учебники, а изменения, внесенные в систему обучения. Сначала в экспериментальном варианте. И только после принятия результатов экспериментов создаются полноценные комплекты учебников и учебных пособий по прототипам, используемым во время эксперимента.
Внесение изменений в развивающую систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
- Смена классно-урочной системы обучения на более современные виды. (Имеется большой опыт в системе М.П. Щетинина). Классно-урочная система не позволяет осуществлять индивидуальный подход.
- Постановка задачи на разработку программного обеспечения для удаленного проведения проблемных уроков. Необходимо выходить за рамки одного класса и одной школы. Как минимум программа должна иметь возможность полной имитации диспута.
- Завершение разработок и повсеместное внедрение системы Д.Б. Эльконина - В.В Давыдова в старших классах
Внесение изменений в традиционную систему обучения.
- Очистить традиционную систему обучения от несвойственных ей элементов развивающих систем, внесенных через ФГОС
- Обучение работе со сверхбольшими объемами информации.
- Отсеивание недостоверной информации.
- Использование метода погружения. Когда специалисту требуется использовать незнакомые или новые приемы работы, он их изучает. При этом использует метод погружения. Он изучает все материалы в течение короткого времени почти без перерыва и в транспорте и даже за обедом. Эффективность такого погружения достаточно большая. В некоторых школах, в том числе в школе Щетинина М. П., использовался метод погружения. Как правило, это позволяет сократить время на обучение и значительно его облегчить. Необходимо подробно изучить этот прием на предмет включения его в ту или иную систему обучения.
- Использование возможностей человеческого мышления. Например, в 1988 Андреев О.А. и Хромов Л.Н. создали школу быстрого чтения. Кроме того, существуют различные системы развития памяти, обучения быстрому счету, в том числе школа эйдетики Матюгина И.Ю. Эти приемы включаются в программу обучения, в соответствии с особенностями каждого вида обучения.
Общие задачи методического характера
Задачи на переходный период
- Формирование коллективов разработчиков систем обучения.
- Внедрение развивающей системы обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова во всех регионах страны. Конечная цель – обучение по этой системе территориально должно быть доступно любому ребенку.
- Создание и распространение курсов переподготовки учителей для работы в развивающей системе обучения Д.Б. Эльконина – В.В Давыдова. Использование опыта работающих в этой системе учителей. Широкое использование удаленных способов обучения.
- Очистка традиционной системы обучения от несвойственных ей методических приемов.
- Организация структур для коренной переработки систем обучения.
- Организация экспериментальной работы по обеим системам обучения.
- Прекратить дальнейшую разработку и использование ФГОС, как документа, не имеющего педагогического и целеполагающего смысла. (см. файл ФГОС).
- Прекратить разработки учебных методических комплектов, не являющихся отдельными системами обучения, а так же единого комплекта учебников.
- Во время переходного периода продолжать использование существующих учебно-методических комплектов с постепенным вытеснением их измененными вариантами двух систем обучения, прошедших очередной экспериментальный этап.
Организация учебного процесса
Для решения задач, стоящих перед системой образования, вносятся изменение в организацию обучения в школе.
Тестирования на способность к обучению по развивающей системе обучения.
Успешное развитие научно-теоретического мышления требует наличие психофизиологических предпосылок для обучения. Чрезвычайной жестокостью будет обучать тому, что слишком сложно для ребенка. Это не является разделением на «плохих» и «хороших», так же как не является таковым предпочтение высоким детям в приеме в баскетбольную секцию. Разделение на два варианта требует максимально серьезного подхода к изучению особенностей ребенка в дошкольный период. Только коллективное решение должно лежать в основе рекомендации направить ребенка на учебу по тому или другому варианту. В этом решении должны принимать участие родители, воспитатели и психологи детских садов, лица, осуществляющие подготовку детей к школе, сотрудники школ: психологи, учителя, администрация. С января по май года, в который планируется поступление ребенка в школу, проводится его глубокое психологическое обследование.
Возможность перехода из одной системы обучения в другую.
Обеспечение равных прав детей на обучение возможно только при доступности обоих вариантов обучения для любого ребенка. В школах с несколькими параллелями возможно формирование классов с обучением по научно-теоретическому и практически-прикладному варианту обучения. В районе города или области должна быть возможность обучать ребенка по тому или иному варианту обучения. Принципиально разная последовательность изучения материала и разные методы обучения затрудняет переход из класса с одним вариантом обучения в класс с другим вариантом обучения в начальной школе, но эта возможность представляется ребенку в исключительных случаях.
Формы обучения
Очное, удаленное и домашнее обучение проводятся в рамках одной из систем обучения. В любом случае, лица, участвующие в процессе обучения, должны иметь подтвержденную педагогическую квалификацию. Проведение псевдопедагогических «экспериментов» над детьми лицами, не имеющими педагогического образования –запрещаются.
Учебные нагрузки
Обучение в школе должно быть оптимизировано для выполнения поставленных перед ней задач. Все дополнительное обучение должно проводиться либо на факультативных занятиях, либо вне школы.
Четырехлетнее обучения при пятидневной учебной неделе в начальной школе сохраняется. В 1-м классе проводится 4 урока в день, в остальных 5 уроков. В этом случае количество учебных часов за все 4 года обучения составит 3210 часов. Это больше чем 2550 часов в начальной школе СССР и меньше 4389 современных.
Цифровизация
Цифровизацию учебного процесса необходимо осуществлять на основании требований конкретной системы обучения. Компьютерные технологии обучения создавать по заявкам разработчиков внедренных систем обучения и систем обучения, допущенных к экспериментальному использованию. Нельзя изменять систему обучения, подгоняя ее под возможности компьютерных технологий.
Обучение детей с особенностями
Дети с особенностями в умственном развитии обучаются в отдельных классах или отдельных учебных заведениях. Обучение в общих классах по специальным программам запрещается. (см. файл Инклюзивная жестокость)
Задачи переходного периода
Сокращение учебной нагрузки
(См. файл Детей в загнанных лошадей)
- Отменить внеурочную деятельность.
- Изъятие из программы второго иностранного языка. По желанию, обучение на факультативных занятиях.
- Улучшение отдыха детей. Организация летних лагерей в зданиях школы запрещается.
- Осуществляется развитие сети доступных для всех категорий населения загородных лагерей.
Задачи начальной школы
В решении указанных выше задач приоритетное значение занимает начальная школа. Именно в ней формируется вид мышления у школьников, именно в ней формируются основные учебные навыки. Организация обучения в начальной школе имеет ряд особенностей.
Системы обучения.
Значение систем обучения, в начальной школе имеют основополагающее значение. Именно с начальной школы должно начинаться приведение систем обучения в нормально функционирующее состояние.
Введение в школьную жизнь
Первые дни в школе являются большим стрессом для учеников. В настоящее время имеются разработки методов, многократно снижающих этот стресс. Первая неделя занятий (5 дней) проводится в виде тренинга, который помогает решить коммуникативные проблемы, усвоить детьми правила, существующие в школе и т.д. Необходимо провести подготовку учителей к проведению этого тренинга и включить его в программу обучения с сокращением часов на другие предметы.
Домашние задания
Особенность начальной школы заключается в том, что с первых дней дети вырабатывают различные навыки. Для выработки любого навыка требуется неоднократное повторение действий. Особенности человеческой памяти требуют повторения материала через определенное количество времени. Выполнение домашних заданий такое же учебное действие, как и многие другие. Для освоения этого действия в программу закладываются часы на обучение приемам выполнения домашних заданий. В первом полугодии 1-го класса три часа в неделю, во втором полугодии 1-го класса – один час в неделю.
Основные предметы
Основными предметами в начальной школе являются русский язык, литературное чтение, математика. Именно на этих предметах дети овладевают большей частью видов учебной деятельности. На эти предметы выделяется достаточное количество часов, для спокойного и качественного усвоения этих предметов. (См. файл Детей в загнанных лошадей)
Проектная деятельность
Проектная деятельность подразумевает под собой выполнение учениками исследовательских или творческих работ. По определению первоклассник не имеет базовых навыков для этого: чтение, умение делать небольшие доклады, выполнять поделки. Всему этому он должен научиться в школе. Ученики 1-го и 2-го классов не имеют возможности самостоятельно выполнить проект. Для подготовки к проектной деятельности они выполняют проектные задания, методика проведения которых уже разработана в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Полное запрещение внеурочной деятельности.
Внеурочную деятельность изъять из стен школы, вернуть в Клубы, Центры Досугов и т.д.
Внеурочная деятельность занимает ведущее место в перегрузке детей. Сотрудники Министерства просвещения не имеют ни малейшего понятия о том, как эта «деятельность» реально организуется в школе. «Внеурочность» внеурочной деятельности – ложь. Дети сидят в тех же классах за теми же партами и слушают того же учителя 10 лишних, совершенно бесполезных, даже вредных, часов в неделю. Внеурочные формы на практике составляют не более 5%. Учителя используют это время для «подтягивания» своих предметов. Это проводится во время спада физиологической активности. Дети находятся в состоянии «Выкл.».
Активное внедрение компенсационного развития речи.
Проблема развития речи дошкольников стала очень актуальной для начальной школы. Причин задержки развития речи много, в том числе раннее приучение детей к гаджетам, слишком быстрая и очень бедная речь в видеопродукции для детей, ограниченные устные коммуникативные контакты детей, узкий круг чтения и т. д. Увеличивается количество детей с логопедическими проблемами. В переходный период эти проблемы решаются на уроках «развитие речи». В программы обучения и переподготовки учителей добавляется изучение приемов работы с простейшими логопедическими нарушениями у детей. В каждой школе обязательно вводится должность логопеда.
Исключение из программы предмета «Окружающий мир».
В настоящее время данный предмет не дает систематических знаний. «Касание» разных тем приучает детей к поверхностному подходу в учебе. Введение в мир специальных (научно-популярных и научных текстов) осуществляется преждевременно, до освоения детьми навыков функционального чтения и навыка «сокращенный пересказ». Изучение предмета с негодными средствами приводит к бесполезной трате учебного времени и переутомлению детей. Часть материала можно перенести на факультативные занятия.
Контроль знаний
Отметка – элемент системы обучения, она имеет свои функции.
Отметка является неотъемлемой частью традиционной системы обучения. Она должна в ней сохраниться. В развивающую систему обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова «встроено» безотметочное обучение, которое основано на развитии рефлексии. Эти системы оценивания сохраняются и развиваются.
Текущий контроль знаний
Текущий контроль знаний проводится в соответствии с программой, выработанной в рамках конкретной системы обучения. Проведение такого контроля находится в компетенции учебного заведения.
Итоговый контроль знаний за период обучения.
Такой контроль проводится в 4-м, 9-м и 11-м классе. Он проводится в форме экзаменов, сочинений, практических работ. По каждому предметы устанавливается своя форма и содержание контрольных испытаний в соответствии с видом обучения.
Проверка знаний методом тестирования.
При подготовке к тестированию наилучшие результаты дает многократное выполнение похожих тестов (натаскивание). Именно этот прием и используется. Подготовка к тесту через понимание изученного материала более трудоемкий и длительный процесс.
Частое использование тестового контроля приводит к деградации навыков письменной и устной речи. Дети готовятся к тому, что проверяют. Устное и письменное выражение собственной мысли становится для учеников проблематичным.
Построение тестовых заданий имеет свои законы, свою логику. Зачастую хороший результат в тестировании достигается не за счет знаний предмета, а за счет нахождения правильного ответа по косвенным признакам. (Правильный ответ – самый длинный).
Проверка знаний методом тестирования допускается только в ходе обучения, по пройденной теме, по решению учителя, в целях проверки степени усвоения материала классом.
Все итоговые проверки должны осуществляться в устной или письменной форме в целях стимулирования детей к развитию устной и письменной речи. (См. файл ЕГЭ)
Текущая проверка знаний.
Вся текущая проверка знаний, включая итоги за учебный год, проводится только учебным заведением.
Итоговые проверки
В переходный период все итоговые проверки проводятся в существующем ныне формате.
Воспитание
Цели воспитания
Целью воспитания является удовлетворение общественно-социальных требований к личностным качествам выпускников школ, требований к ним со стороны работодателей и интересов самой личности выпускника.
Общественно-социальные требования к воспитанию.
Общество в целом имеет ряд требований к личностным качествам выпускников школ, таких как взаимопомощь, социальная и политическая активность, направленность на создание устойчивых семей и достойное воспитание детей, направленность на защиту интересов населения страны и т. п. Это социальный заказ. Фундамент таких личностных качеств должен закладываться в начальной школе. Запрет на ряд действий установлен в законодательных актах. Дети должны быть научены исполнять эти запреты .
Трудовые.
В России работодатели (HR агентства) предъявляют похожие требования к кандидатам на работу: умение работать в команде, стрессоустойчивость, положительный настрой, бесконфликтность и т. п. Среднестатистический перечень этих требований и есть социальный заказ работодателей к выпускникам школы. В начальной школе необходимо заложить фундамент таких личностных качеств.
Личностные.
В человеке необходимо развивать качества, которые позволят ему свободно и самостоятельно жить в обществе. Коммуникабельность, толерантность, чувство собственного достоинства, ответственность, трудолюбие.
Соотношение общественных и личных интересов
Любая группа людей имеет общие интересы (интересы, присущие каждому члену общества), например, охрана здоровья, обеспечение безопасности, производство жизненно необходимых товаров и т. д. Общество через свое руководство требует от каждого его члена выполнения действий, направленных на удовлетворение каких- то общественных интересов. В свою очередь, у каждой личности есть свои интересы. Превосходство общественных интересов над личными, приводит к подавлению личности, протесту против давления и вредит самому обществу, так как его члены перестают качественно работать в интересах общества. Попытка создать общество, где личные интересы превалируют над общественными приводит с одной стороны к ущемлению интересов каждого члена общества, с другой стороны вредит личности. (см. фай. Эгоист – несчастный человек). Воспитание проводится на базе взаимного учета интересов: гражданин производит действия в интересах всех членов общества, общества заботится о каждом гражданине.
Воспитатели
На воспитание человека оказывает влияние вся окружающая его среда: семья, школа, СМИ, искусство, интернет, неформальное общение и т. д. Принятая государство воспитательная политика выполняется всеми группами людей, влияющими на подрастающее поколение.
Права и обязанности
Дети зависят от взрослых. Особые права детей вытекают из случаев негуманного обращения с детьми, эксплуатации детского труда, унижения личного достоинства, насилия над детьми и т.д. При этом превращение прав детей во вседозволенность в отношении взрослых – недопустима.Это формирует стиль поведения, который приведет детей в будущем к проблемам.
Практическая психология
Воспитание, основанное на традициях не работает, воспитательный процесс приходится строить отталкиваясь от интересов личности, доказывать что противостояние обществу малоэффективно, что взаимоотношения между людьми строятся по определенным законом. Кроме того развитие личности так же идет в соответствии с законами психологии. Знание этих законов упрощает развитие личности.
Память, внимание, умение организовать рабочее время, коммуникативные навыки и т. п. развиваются, в том числе, на уроках практической психологии.
Занятия проводить 1 или 2раза в неделю. Не менее 25% времени выделять учителю для анализа ситуаций, происходящих в классе. Разбирать их с точки зрения психологии.
Дети должны понимать законы, по которым развивается личность. Они должны знать законы, по которым люди взаимодействуют между собой.
Воспитатели в начальной школе
В начальной школе вводятся должности воспитателей. Они будут проводить основные мероприятия воспитательного характера. Кроме того воспитатели могут подменять учителя на время болезни или обучения. Они же принимают детей на время перемены и дают учителю возможность отдохнуть
Затраты и ресурсы
Проект не потребует больших финансовых вложений, так как будет отменяться много ошибочных действий. Высвобождающиеся ресурсы можно направить на проведение изменений.
Прогнозируемые эффекты, видение результата реализации идеи
Снижение нагрузки на школьников.
Повышение качества преподавания.
Вывод школы из истерического состояния.
Эффективная подготовка кадров для научной деятельности.
Снятие конфликтов учитель-ученики, учитель родители, учитель- администрация.
Уравновешивание интересов общества и личности в воспитательной работе.
Качественная подготовка детей к самостоятельной жизни.