Найти тему

Диспраксия. Что это такое и как помочь ребенку? ( логопедия для всех)

Всем здравствуйте.

Диспраксия- диагноз, который говорит о том, что у ребенка слабо развиты моторные функции. Проблема может скрываться как в одной сфере, так и сразу в нескольких:

- Артикуляционный аппарат

- Мелкая моторика

- Крупная моторика.

Трудности с моторными навыками происходят не из-за поражения головного мозга, как например, при моторной алалии, а из-за неоконченного созревания нейронов в головном мозге, которые отдают команды в различные отделы и помогают ребенку совершать движения собственного тела, более мелкие и точные движения пальцами рук, а также говорить.

-2

Как выглядит ребенком с диспраксией в целом?

1. Неуверенная походка
2. Спотыкается на ровном месте
3. Часто падает
4. Слабо развита мелкая моторика: не может собрат сортер, пазлы, буквально, все валится из рук.
5. Неуклюжесть
6. Несобранность
7. Невнимательность
8. Постоянная усталость
9. Сутулость, кривая спина, что сразу отчетливо видно, когда ребенок сидит за столом во время занятия
10. Не может выполнить двухступенчатые, а уж тем более 3-ступенчатые инструкции, типа: возьми красный карандаш и положи его в зеленую коробку; нарисуй большое яблоко красным фломастером, а маленькую грушу желтым фломастером и др.
11. Затрудняется выполнять два дела одновременно, например, хлопать в ладоши и прыгать на обеих ногах, нести в руках игрушки и при этом проходить разного рода препятствия и др.
12. Забывчивость, часто теряет вещи.
-3

Артикуляционные особенности при диспраксии. Выделяют 2 формы диспраксии: афферентная и эфферентная, точно такие же, как и при моторной алалии.

Афферентная- когда ребенок не может переключиться с одной артикуляционной позы на другую, произнести последовательно два гласных звука: А-И, О-У, Ы-Э.

Эфферентная- когда ребенок имеет в запасе несколько слогов, но не может получить из них слова. Не может быстро переключиться. Например, говорит отдельно: ми и ша, но слово "миша" не может сказать.

Как работать с таким ребенком?

Так как диагноз действительно схож с моторной алалией, то коррекционный план будет строиться по синонимичному принципу:

1. Работа над телом. Важно помочь ребенку научиться координировать свои действия, ощутить баланс, почувствовать успех от выполнения задач от взрослого. Ребенок должен научиться ориентироваться в пространстве, уверенно стоять как на обеих ногах, так и на каждой из них по отдельно, прыгать, приземляться без падений, активно ползать, выполнять комплекс для растяжки и укрепления мышц не только опорно-двигательного аппарата, но и спины, мышц пресса. Игры с мячом, боулинг, дартс и др.

Кто поможет в развитии этих навыков? Специалист- нейропсихолог. Если есть возможность заниматься с ребенком самостоятельно, то можно организовать занятия дома, а также на улице.

2. Мелкая моторика, расширяем умения ребенка, доводим движения пальчиками до автоматизма. Здесь все средства хороши: сортеры, пазлы, шнуровки, липучки, наклейки, творческие принадлежности ( краски, фломастеры, карандаши, аппликации и др).

3. Занятия по запуску и развитию речи. Первое, с чего необходимо начинать занятия, с артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений. Важно научить ребенка правильно и спокойно дышать, так называемые речевой вдох и выдох. Дать возможность ощутить артикуляционный аппарат ( щеки, язык, небо, зубки и т.д). Постепенно переходим к вызову гласных звуков, если у ребенка нет из речи ничего ( афферентная форма) или же начинаем работу с коррекции слоговой структуры слова, если у ребенка в речи много отдельных слогов ( эфферентная форма). Здесь необходимо работать по фразовому конструктуру, тренироваться говорить, используя визуально-ритмические ряды. Вся та работа, которая описывалась мною при рассмотрении диагноза моторная алалия.

Нужно ли отдельно заниматься с нейропсихологом, а только когда укрепятся мышцы приходить к логопеду? Нет! Однозначно, нет. Многие родители считают, что раз уж речь зависит от движения, то для начала нужно пройти курс занятий с нейропсихологом, потом спустя непонятно какое время идти и записываться на занятия с логопедом, но это в корне неверно. Работа должна проходить комплексно.

☝Представьте себе человека в теле, который желает стать подтянутым и уверенным в себе, накачать мышцы. Добиться этой цели он может совместив диету и посещение спортивного зала. Но если он воспользуется лишь диетой- мышц не будет ( это примерно, как если ребенок с диспраксией будет посещать только одного логопеда) или если он начнет сразу ходить в спортивный зал, а питание оставит прежним, тоже результата будет ноль ( то же самое, если ребенка отдать лишь на занятия по развитию крупной моторики). Подчеркиваю, работа по преодолению диспраксии должна иметь комплексный характер:

- И развитие крупной моторики

- И развитие мелкой моторики

- И развитие речи.

Удается ли ребенку полностью вылечиться? Как правило, диспраксия- диагноз, который остается с человеком на всю жизнь, но при своевременно начатой коррекции , именно педагогическом вмешательстве удается коспенсировать все утраченные способности, а ребенку обрести силу, выносливость, усидчивость, внимательность, речь. То есть он ничем не будет отличаться от нормотипичного здорового ребенка, однако работа должна проводиться на регулярной основе.

- Частые прогулки

- ЛФК

- Массаж ( даже обычный общеукрепляющий массаж в домашних условиях)

- Задания на развитие интеллектуальных способностей ребенка

- Выезды на природу. Хороший эффект дают прогулки в лесу.

- Занятия плаванием в бассейне

- Творческие кружки: хореография, музыка, лепка, робототехника и проч.

Ребенку важна активность, но еще больше важна поддержка, забота со стороны близких людей, которые в него верят и прикладывают все усилия, чтобы этот диагноз раз и навсегда остался только лишь на бумажке.

Здоровья вам и вашим детям!💜