Святителю Феофану Затворнику написала письмо одна дама, с просьбой духовной помощи ей, в миру живущей. Рассказала о своей ситуации.
Святитель ответил ей.
Женщина, воспользовавшись советом, что-то не поняв в нем (хотя святитель был более, чем ясен в объяснении), укорила его в следующем письме. Мол, стало хуже.
Святитель Феофан понял, что не уловила женщина и почему так произошло. Разъяснил иначе: понятно и спасительно для нее.
Что не уловила она и как объяснил святитель?
Ситуация женщины.
Это была дама, ведущая светскую жизнь, но тяготевшая и к духовной. Она посещала храм и участвовала в богослужениях иногда. Но ей хотелось понять глубже: не что запрещает, а что благое может открыть ей христианство, христианская жизнь.
Она участвовала во многих мероприятиях светской жизни. И потому, что не участвуй она в них – выпадет из своего общества. А ей этого не хотелось. Она не собиралась становиться монахиней и отрекаться от света. В душе своей она не чувствовала призвания к монашеской жизни. Вторая же причина, сознаваемая ей, была в том, что ей приносили определенную радость и удовлетворенность большинство этих мероприятий: официальные встречи, балы, театры и многое другое, чем богата светская жизнь.
Однако же она стала замечать и волнения в душе, напряженность, подчас и путанность мыслей, там, где требовалось, напротив, мыслить ясно.
Дама знала от людей о святителе Феофане, находящемся в затворе, в Вышинской обители, и решила написать ему.
Ответ святителя Феофана.
Он объяснил даме, что те волнения, напряженность и неясность в мыслях, что посещают ее, есть следствие действия в ней духа враждебного, который сочетаясь с ее естеством дает такие плоды: суеты, много попечительства, не благодатных волнений. Святитель рекомендовал, обратить внимание на себя, свою духовную жизнь, молитвы к Богу.
Поступок женщины и ответное сообщение.
Она поступила так, как поняла рекомендацию святителя Феофана: стала углубляться в себя. Но вот беда - такое углубление, вместо положительных результатов принесло еще более тяжелое состояние души. Будто она растеребила осиное гнездо. Хуже ей стало.
Немедля, она вновь обратилась письмом к святителю Феофану.
Разъяснение святителя Феофана.
Он спокойно воспринял ее укор, увидев в этом не ее ошибку, а свое упущение - недостаточно понятное объяснение ей. Богомудрый святитель понял, что важное не уловила дама.
Дал ей разъяснение.
Чутко, ясно и деликатно. Святителю был характерен такой тон общения с людьми. Тон, полный уважения к собеседнику, не возвышение над ним
Центр и решимость.
Упустила она, как сказал святитель, вот что. Осталась колеблющейся в тайниках своей души. так и не совершив свой выбор в сторону Бога, не усилив свой центр. Центр этот: главенство Бога в ней. Без решительного выбора жить по Божьему, опорой на это как главное, отметил святитель, Божья благодать не приходит к человеку.
Если не сделать этого?
Те, кто остаются в колебаниях и нерешительности - заметил женщине святитель - либо начинают враждовать с Богом, либо попадают в ситуацию: ни там, ни сям.
С Вами не произойдет первого, - заметил в своем письме святитель Феофан, уловивший по стилю письма женщины, не враждебно – агрессивную манеру ее жизни. Но велика вероятность, в случае Вашей нерешимости и не вовлечения в духовную жизнь Вашего центра, оказаться в ситуации: ни там, ни сям. Ни с Богом, ни против Бога. Ни христианин, ни язычник. Жизнь, данная Богом есть, но течение ее вяло и суетливо. В то время, как если Бог в Вашем центре, то она животворит и все благоустраивается в порядке Божьем. .
Что будет, если сделать это?
Если решительно выбрать Христа и христово как центр своей жизни, свой центр, то дух Божий будет сочетоваться с естеством, приведет в порядок и мысли, и чувства, и поступки. Все придет в порядок, станет на свои места, упокоится и начнет действовать правильно, по данной от Бога благодати – подчеркивает святитель.
Как поступить со светской жизнью?
Святитель Феофан, в своем письме, не дал наказ даме бросать любезную для нее светскую жизнь. Другое сказал: участвовать в мероприятиях ее можно, раз так необходимо. Участвовать, но не сочувствовать.
Ум и чувства держать в Боге, держать втайне, чтобы не нанести себе урон.
Напоследок: самое главное.
И, напоследок, заметил святитель главный момент: христианство, через Христа, дает благодать Духа Святаго, внутренний свет человеку, упорядочивает части его естества. Примеров того, как это бывает, знает он немало. В 40 годах знал святитель одного инока, так возлюбившего Бога, что светился при молитве.
Да, и Вы вспомните батюшку Серафима (Саровского) – подсказал он ей (в то время Серафим Саровский еще не был канонизирован, но люди, зная его жизнь и подвиги, почитали его за святого). Батюшка Серафим светился так, что обычные люди это замечали. И это не единичные примеры.
Богата ими правильная, по Богу совершаемая, духовная жизнь – отметил святитель Феофан.
Чего не стоит и что стоит делать?
Нельзя требовать света или благодати от Бога – заметил святитель даме.
Нельзя ошибочно надеется, что если мы будем совершать действия, применяя средства и приемы духовной жизни, то обязательно обретем свет и благодать от Бога. То есть, например, класть столько-то поклонов, столько-то стоять на богослужениях, произносить слова молитв.
Не такая настойчивость или техничность наша важна. Другое.
Когда- сказал святитель - поставим Бога в центр нашей жизни, то жизнью и поступками своими по Богу, честным исполнением заповедей, стяжаем Его благорасположение к себе.
Надо заслужить это благорасположение Божье. Когда оно придет от Него – щедро подаст и исправит все Бог в Вас, все наладит и оживит в Вашей жизни. Вот, что потребно – заключил святитель.
Послесловие.
Даму вразумил ответ святителя, прибавил решимости.
Она писала еще письма святителю Феофану, для получения практических разъяснений по тем или иным частным вопросам духовной жизни. Но укора в них не было. Было внимание и доверие. Все получалось.