Бывшие прибалтийские республики СССР демонстрируют крайнюю степень русофобии, снося памятники советским воинам-освободителям. Это вызывает у российских читателей закономерные требования к прибалтам избавиться в таком случае от всего наследия Советского Союза. Но, как отметил в комментарии для «Слово и Дело» политолог Андрей Стариков, эти призывы уже порядком запоздали.
Курс на избавление от советского прошлого, взятый правительствами Латвии, Литвы и Эстонии вызывает у российского обывателя заметное раздражение. Если уж прибалтам так хочется стереть память об СССР, то почему бы им начать не с памятников, а с того, что было построено при советской власти? Заводы и фабрики, которые славились своей продукцией даже за пределами стран соцлагеря, больницы, школы, культурные центры, жилые дома, — все это также служит напоминанием об общем прошлом. Так почему бы не снести и эти строения?
Конечно, выселять сограждан на улицу в порыве тотальной русофобии не станут даже власти прибалтийских республик. Да и больницы со школами они пощадят. А что касается заводов и фабрик, то здесь требования немедленно ликвидировать советское наследие местные руководители давно выполнили. Правда, совсем из других соображений.
«Когда прибалтийские националисты в начале 90-х уничтожали оставшихся на их территории монстров советской промышленности, там было мало экономических аргументов. Да, ангажированные экономисты пытались доказать неэффективность этих производств. Но основным там был политический аспект», — рассказал в беседе с корреспондентом «Слово и Дело» политолог и экономист, специалист по странам Прибалтики Андрей Стариков.
Эксперт пояснил, что, советские заводы в Литве, Латвии и Эстонии — это не только возможность выпускать конкурентоспособную продукцию и поставлять ее на внешние рынки. Это еще и огромное количество рабочих мест, научная школа и система подготовки кадров. А с таким багажом эти предприятия представляли серьезную опасность для новоявленных властей. Поэтому большинство построенных при СССР заводов разгромили еще в начале 90-х.
«Прибалтийские националисты считали, что трудовые коллективы вокруг заводов-гигантов представляют реальную политическую угрозу. Это сплоченные коллективы, высокопрофессиональные, образованные инженеры, склонные самоорганизовываться, планировать и действовать. Естественно, у них свои интересы, своя повестка. Они за сохранение промышленности и производственно-логистических цепочек, уже на тот момент бывшего СССР. И это пророссийские силы, которые обязательно будут оказывать давление на власти», — объяснил Стариков.
Политолог отметил, что логика новоявленных властей не имела ничего общего с национальными интересами и благосостоянием прибалтийских народов. Но эта политтехнология способствовала закрытию промышленных гигантов и трансформации экономики Прибалтики в обслуживающую запросы туристов из России, Белоруссии и редких гостей из других стран.
Таким образом, ликвидация промышленного потенциала Прибалтики, которой требуют обозленные на снос военных мемориалов россияне, фактически уже завершилась. Причем не в следствии экономических причин, а именно так, как хотелось бы нашим согражданам — в результате сознательного политического решения. А то что со стороны кажется, будто ничего страшного не произошло — следствие регулярных денежных вливаний ЕС, которые в ближайшем будущем могут заметно сократиться.
Ранее политолог Андрей Стариков рассказал журналу «Слово и Дело» могла ли закрытая по требованию Еврокомиссии Игналинская АЭС в Литве спасти страну от того энергетического кризиса, в котором она оказалась сегодня.