[ Каталог курса ]
«Есть два искусства, которые могут вознести человека на самую высшую ступень почета: одно – это искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора» (Цицерон) (источник)
Задание :
Напишите небольшую речь политика, который совершает тур по окрестностям (небольшим селам, районным центрам и т.д)
объем, цель определяете сами
Теория :
Для начала немного истории и терминологии
В середине II века до н.э. в Риме появились греческие риторы и открыли там первые риторские школы, в которые устремилась молодежь. Но они были доступны не каждому: уроки риторов обходились недешево, и учиться в них можно было, в совершенстве зная греческий язык. Практически посещать греческие школы могли только дети аристократов, которые должны были потом встать во главе государства. Но в I веке до н.э. появилась школа с преподаванием риторики на латинском языке и сенат заволновался. Нельзя было допустить, чтобы оружие, владеть которым до сих пор учились их сыновья, взяли в руки представители других классов. И в 92 году издается эдикт «О запрещении латинских риторских школ» (источник).
- «Политика» происходит от слова «полис», термина, придуманного философом Аристотелем, означающего способность «действовать политически… и выполнять работу по принятию решений». В Древней Греции полис отвечал за создание политической инфраструктуры или гражданской административной единицы на свободной основе. Полис — это идея, связанная с взвешиванием альтернативных будущих действий, связанных с такими понятиями, как финансы, безопасность и законодательство.
- «Риторика» происходит от идеи Платона о риторике, которую он описывает как «поле политической битвы». По Платону, риторика это способность наблюдать за ситуацией с помощью самых непосредственных и доступных средств убеждения, отличная от идеи полиса, которая взвешивает альтернативные варианты.
Из-за повышенного внимания средств массовой информации политикам важно говорить в хорошо структурированной форме, которая передает четкое и прямое сообщение народу, поэтому риторическое письмо часто ассоциируется с идеей политики. Политическая риторика связана со стратегиями, используемыми для создания эффективных аргументов в официальных публичных дебатах и политических прениях(источник).
Виды
- К социально-политическое красноречие : доклад на социально-политические и политико-экономические темы, отчетный доклад, политическую речь, дипломатическую речь, политическое обозрение, митинговую речь, агитаторскую речь; парламентское
- к судебному красноречию — прокурорскую, или обвинительную, речь; общественно-обвинительную речь; адвокатскую, или защитительную, речь; общественно-защитительную речь; самозащитительную речь обвиняемого;
- к социально-бытовому — юбилейную речь, застольную речь (тост), поминальную речь (надгробное слово);
- к богословско-церковному красноречию — проповедь, речь на соборе.
- военное красноречие (речь-приказ, инструктивная речь, выступление на военно-политическую тему, воодушевляющая речь, призыв);
- торговое красноречие (реклама);
- лекционно-пропагандистское красноречие (лекция научно-теоретическая, научно-популярная, научно-методическая, кинолекция, лекция-экскурсия, лекция-концерт, лекция-информация, беседа, репортаж, воспоминание, инструктаж, показ, циклы лекций); (к академическому - лекцию вузовскую, научный доклад, научный обзор, научное сообщение;)
- диалогическое красноречие (формы реализации: спор, дискуссия, диспут, беседа, деловое совещание, интервью, пресс-конференция, деловая игра, «круглый стол», вечер вопросов и ответов) (источник).
***
Политическая речь
Из чего состоит отличная политическая речь? Основные моменты:
- Привлеките потенциальных избирателей на свою сторону
Во время турне по деревням, поселкам, городам, округам, территориям и регионам крайне важно привлечь к участию как можно больше потенциальных избирателей в кратчайшие сроки. Выстраивайте взаимопонимание с самого начала. Знайте все о районе, который вы посещаете, и проблемах, которые важны для жителей. Прокомментируйте в своей речи эти вопросы, чтобы преодолеть разрыв между политиком-аутсайдером и местным жителем. Помните, вашей аудитории нужен контекст, а не сухая статистика (как бы хороша она ни была).
2. Быстро донесите свое сообщение
Мы живем в мире отвлекающих факторов. Люди запоминают очень мало, так что быстро доносите самую важную информацию. Сделайте свою речь краткой и связанной с основной темой. Затем объедините эту тему с четырьмя-пятью ключевыми сообщениями.
3. Уделяйте равное внимание эмпатии и авторитету.
Не забудьте поприветствовать своих зрителей и поблагодарить их за то, что они пришли. Затем выскажите свои комментарии, чтобы каждый человек почувствовал, что вы ведете с ним беседу у камина. Беседа намного лучше, чем нудная лекция, но не переходите в своей речи на личности. Правильно рассчитывайте время. Рассказывайте анекдот только в том случае, если знаете, что все его поймут, ведь никто не любит, когда его мнение не учитывают. А в некоторых ситуациях шутки неуместны в принципе.
4. Держите себя в руках и будьте уверены
Ваша речь может начинаться на странице, но вы произносите ее устно. Пишите так, как будете говорить. Задавайте вопрос только в том случае, если вы уже знаете ответ. Используйте формат «проблема-решение» на протяжении всей речи. Сформулируйте проблему и предложите достижимое решение. Сделайте ваши сообщения однозначными и ясными. Посмотрите, как реагирует ваша аудитория, и реагируйте соответствующим образом. В конце концов, не оставляйте у аудитории никаких сомнений относительно того, что вы говорите, почему вы это говорите и что они должны делать с вашей информацией. В итоге их следующим шагом должно быть голосование за вас.
5. Используйте повторение для достижения наилучшего эффекта
Запоминаются повторяющиеся сообщения. В конце выделите ключевые темы и кратко повторите сказанное. Наслаивайте каждое сообщение, чтобы придать импульс к вашей конечной точке. Сделайте этот момент достаточно важным, чтобы аудитория захотела его обсудить (источник).
***
Для политиков также полезным будет изучить статью про имидж. Но в рамках рубрики нам интересна одна выдержка:
Успешное выполнение имиджем коммуникативной функции зависит не столько от трансляции четкой и полной информации рационального характера, сколько от полноты овладения психологическим, эмоциональным механизмом восприятия образа. Еще Г. Лебон (Лсбон, 1999) и Ж. Тард (Тард, 1902), оценивая поведение человека в толпе, отмечали, что ролевая функция лидера является как бы слепком с потребностей толпы. Масса выделяет из своей среды не столько самого умного, знающего, предприимчивого человека, сколько такого, который будет способен управлять ею, - во главе толпы обычно встает человек, способный воздействовать на эмоции людей, создающий мифы и утверждающий их через механизмы подражания и эмоционального заражения, толкающий толпу к действию. Точно так же и выбор избирателя существенно зависит от его подсознания.
***
Секреты публичного выступления
1. Пауза :
С чего должно начинаться любое успешное выступление? Ответ прост: с паузы. Неважно, какая у вас речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика — вы должны добиться тишины в зале. Выйдя на трибуну, осмотрите аудиторию и зафиксируйте взгляд на одном из слушателей. Затем мысленно произнесите про себя первое предложение и уже после выразительной паузы начинайте говорить.
2. Первая фраза
Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.
Первая фраза — это, выражаясь терминологией телевизионщиков, «прайм-тайм» вашего выступления. В этот момент аудитория максимальна по численности: каждый человек в зале хочет посмотреть на вас и узнать, что вы за птица. Уже через несколько секунд может начаться отсев слушателей: кто-то продолжит беседу с соседом, кто-то уткнётся в телефон, а кто-то и вовсе заснёт. Однако первую фразу будут слушать все без исключения.
3. Яркое начало
Если у вас нет в запасе яркого подходящего афоризма, способного приковать всеобщее внимание, начните с истории из своей жизни. Если у вас есть важный факт или новость, неизвестная слушателям, начните сразу с неё («Вчера в 10 часов утра…»). Чтобы аудитория воспринимала вас как лидера, нужно сразу брать быка за рога: выбирать сильное начало.
4. Главная мысль
Ещё до того, как вы сядете писать свою речь, вы должны определить её главную мысль. Этот ключевой момент, который вы хотите донести до аудитории, должен быть сжатым, ёмким, «помещаться в спичечный коробок». Остановитесь, посмотрите и составьте план: в первую очередь выделите ключевые мысли, а затем уже можете дополнить и пояснить их примерами из жизни или цитатами.
Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.
5. Цитаты
Есть несколько правил, соблюдение которых придаст силу цитированию. Во-первых, цитата должна быть вам близка. Никогда не приводите высказывания автора, который вам незнаком, неинтересен, которого вам неприятно цитировать. Во-вторых, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой.
Вы также должны научиться создавать обстановку для цитирования. Многие успешные ораторы пользуются подобными приёмами: перед цитированием они делают паузу и надевают очки либо же с серьёзным видом зачитывают цитату с карточки или, например, газетного листа.
Если вы хотите произвести особое впечатление цитатой, выпишите её на маленькую карточку, достаньте во время выступления из бумажника и зачитайте высказывание.
6. Остроумие
Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.
Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота («Кажется, принято начинать речь с анекдота, так вот. Приходит как-то мужик к психиатру…»). Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.
Правило трёх Р: шутка должна быть реалистичной, релевантной и рассказанной (а не прочитанной).
7. Чтение
Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать.
Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.
Используйте технику СОС: смотреть — остановиться — сказать.
Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.
10. Финал
Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого. Ни в коем случае не заканчивайте свою речь на минорной ноте, этим вы просто уничтожаете свою карьеру.
Удивляйте слушателей, заставайте их врасплох! Именно так поступали все великие ораторы. Не будьте предсказуемы и прозаичны, не становитесь рабами любезностей. Будьте не такими, как все(источник).
***
В продолжение темы из другого источника :
1. Найти главную мысль выступления:
Одно выступление — одна мысль.
Возьмите листок бумаги и ручку. Вам нужно:
- Определить цель выступления: вдохновить, продать или увеличить количество поклонников личного бренда (подписчиков в Instagram*).
- Записать, что люди запомнят после выступления. Это должна быть одна чёткая мысль. Например, после мотивирующей презентации аудитория запомнит, что нестрашно оступаться на пути к мечте.
- Разделить листок на две части. В левом столбце запишите самое важное, что вы хотели рассказать. Обычно это интересные детали и факты. В правом столбце зафиксируйте, без чего выступление потеряет смысл. Записанное справа — ступеньки к достижению цели, а левый столбец наполнен деталями-усилителями. Ваша цель наполнилась смыслами и стала главной мыслью выступления.
После выступления люди запоминают 1–2 темы. Фильтруйте смыслы и не переусердствуйте.
2. Упаковать мысль в формат сторителлинга
Через 72 часа после выступления люди помнят только рассказанные истории. Если их нет, значит, вы выступали зря.(источник).
Решение. Два варианта:
- Мотивирующий сторителлинг. Он строится так: тезис, история, повторение тезиса, призыв к действию.
Тезис: не верьте людям, которые говорят, что вы ничего не можете.
История: я устроился на телевидение, а уже через полгода захотел стать лицом телеканала. Мне сказали, что у меня слишком узкие глаза, ведущим я никогда не стану. Я стал работать над собой, оставаться до ночи в офисе. Сейчас я получил эту должность.
Повторение тезиса: не верьте людям, которые говорят, что вы ничего не можете.
Призыв к действию: делайте больше и лучше, чем другие. Тогда вы достигнете успеха.
В любой истории есть герой. Он стремится чего-то достичь. Ради цели он отправляется в путешествие и встречает чудовище. В моём случае им был генеральный директор. Герой борется с ним и выходит победителем.
2. Классический сторителлинг. Мы рассказываем историю, где тезис проговаривается в конце.
История: в детстве врач поставил мне инвалидность и запретил заниматься спортом. Максимум, что я мог поднимать, — чайник с водой. Я не поверил и тренировался дома с гантелями, потом плавал. В итоге сейчас много занимаюсь, чтобы принять участие в сложнейшем испытании на выносливость — триатлоне.
Тезис: никогда не верьте тем, кто говорит, что вы чего-то не можете. Тогда вы достигнете успеха.
3. Победить страх сцены
Больше всего спикер волнуется за 10–15 минут до выступления. Это черта всех выступающих, от неё никуда не деться. Смиритесь.
Контроль над собой лежит в трёх плоскостях:
- Тело. За день до выступления хорошо выспитесь. Поешьте за 2–3 часа до выступления. За час до выхода на сцену выпейте 0,5 литра прохладной воды без газа. От адреналина на лице появятся красные пятна. Аудитория это увидит и посчитает, что вы не уверены в себе. Вода не даст этому произойти.
- Опыт. Мы учимся плавать и ездить на велосипеде. С выступлениями та же история. Важен опыт. Чем его больше, тем лучше. Оптимальный уровень — 10 часов.
- Техники. Для всех — глубокий вдох и выдох 10 раз. Для интровертов — борьба с напряжением через мелкую моторику. Возьмите чётки или кубик Рубика. Вертите или перебирайте пальцами. Для экстравертов — поговорите с кем-нибудь за 10–15 минут до выступления. Хотя бы по телефону.
Вы подготовились, нашли главную мысль, побороли стресс и вышли на сцену. И тут новая напасть: движения скованы, поза неестественна, а вы похожи на робота.
Решение
Люди естественны, когда довольны собой. Их устраивают социальный статус, количество денег, положение в обществе, они здоровы и хорошо выглядят. Если спикер выглядит неестественно на сцене, значит, он недоволен собой.
Я работал с девушкой-спикером. Она некомфортно чувствовала себя на сцене. Мы стали разбираться. Оказалось, она давно мечтала о дорогом аксессуаре, но не решалась его купить. Она его приобрела и надевала на каждое выступление. С ним она себе нравилась.
Неестественность — это недовольство самим собой. Естественность — это когда не надо никому ничего доказывать.
Рекомендация : Закрывайте базовые потребности.
________________________________________________________________________________
Следующее задание // Каталог курса // Телеграмм канал // Каталог канала(рубрикатор) _______________________________________________________________________________
#хочуписать #хочу писать #пишем книгу #для начинающего писателя #как писать #бесплатно #хорошо #книги #диалоги #какписатьдиалог #конфликт #самиздат #блоггер #блог #писатель #писательство #диалог #эмоции #сюжет #упражнения #задания #шизофрения #соблазн #жест #ораторскоеискусство
#риторика