Найти тему
Коротко и по делу

Китайская и российская точки зрения на газопровод через Монголию…

Оглавление

Вопрос заключается в том, достаточно ли изменились условия для Китая и готов ли Пекин полагаться на монгольский транзит.

Китайский и российский взгляд на газопровод через Монголию
Китайский и российский взгляд на газопровод через Монголию

Развивающиеся отношения возродили перспективу поставок российских энергоносителей через Монголию в Китай, поскольку растущий спрос конкурирует с историческим недоверием.

Надежды на транзит через Монголию, похоже, возродились в прошлом месяце после встречи трех президентов на Восточном экономическом форуме во Владивостоке.
Президент Монголии Халмаагийн Баттулга
Президент Монголии Халмаагийн Баттулга

Президент Монголии Халмаагийн Баттулга воспользовался этой возможностью, чтобы повторить свое предложение о новых маршрутах нефте - и газопроводов через его страну, что вызвало положительную реакцию.

-3
"Монгольские партнеры предложили построить нефте - и газопроводы из России в Китай через свою страну. Мы в целом поддерживаем, это хорошая идея. Но, конечно, как всегда в таких случаях, нужно внимательно изучить технико-экономическое обоснование",

- сказал Владимир Путин, которого цитирует пресс-служба Кремля.

О реакции китайского лидера Си Цзиньпина на план прокладки трубопровода через Монголию не сообщалось, но в своей речи на форуме Си призвал к региональной трансграничной связности.

Китайский лидер. Си Цзиньпин
Китайский лидер. Си Цзиньпин
"Мы должны сделать соединяемость приоритетом. Нам нужна транснациональная инфраструктура", - сказал Си Цзиньпин, согласно Platts Commodity News. "Основываясь на принципах взаимного доверия, Китай готов сотрудничать с Монголией для использования возможностей, устранения препятствий и проведения обменов",

- заявил он ранее в июне.

Участие Китая и Монголии в крупных военных учениях "Восток-2018" в Сибири в прошлом месяце стало еще одним признаком улучшения отношений между странами.

-5

В июне три страны договорились о создании "экономического коридора Китай-Россия-Монголия". В прошлом месяце Баттулга также приветствовал сотрудничество Китая в проекте высоковольтной электропередачи как начало создания энергосистемы Северо-Восточной Азии.

Согласно недавнему сообщению в англоязычной монгольской газете UB Post, было подписано соглашение о сотрудничестве с китайской инвестиционной компанией China Railway 25th Bureau Group Co. Более подробная информация о соглашении отсутствует.

Поддержка монгольского энергетического транзита растет с момента первой трехсторонней встречи в 2014 году с тогдашним монгольским лидером Цахиагийном Элбэгдоржем на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Душанбе, Таджикистан.

Встреча состоялась через две недели после "ледокольного" визита Си Цзиньпина в Улан-Батор, который стал первой поездкой председателя КНР в соседнюю Монголию за последние 11 лет. За четыре года было сделано много оптимистичных заявлений о потенциале трубопровода, но результатов пока немного.

"Мы в целом поддерживаем эту идею", - сказал Путин на последней трехсторонней встрече в июне. "Но, конечно, как всегда в таких случаях, нужно тщательно изучить технико-экономическое обоснование",

- сказал он на последнем саммите ШОС в китайском порту Циндао.

Осложняющие факторы…

За каждым из позитивных заявлений стоит ряд осложняющих факторов и соображений, которые тормозят развитие событий.

С точки зрения России, строительство газопровода через монгольскую степь, вероятно, будет быстрее и проще, чем завершение запланированного западного маршрута протяженностью 2 800 км по узкому коридору в Синьцзян через отдаленное плато Укок в Алтайских горах.

Среди других трудностей - территория Алтайского заповедника, который был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Предполагаемый горный маршрут должен пройти через перевал Канас, который находится на высоте 2 650 метров.

Несмотря на эти недостатки, российский "Газпром" уже более десяти лет продвигает проект "Алтай" в качестве предпочтительного маршрута для трубопровода в Китай, даже, несмотря на то, что он стремится завершить свой 4 000-километровый восточный маршрут "Сила Сибири". Открытие гигантского трубопровода запланировано было на декабрь 2019 года.

-6

Линия "Сила Сибири" рассчитана на поставку 38 миллиардов кубометров газа в год, а проект "Алтай" - 30 миллиардов кубометров в год.

Маршрут через Монголию поможет избежать тупиковой ситуации с "Алтаем" и одновременно обойти горы и нестабильный Синьцзян, где уже имеется избыток ресурсов и трубопроводов.

"Я не думаю, что китайцы особенно заинтересованы в Алтае, несмотря на изменение риторики", - сказал Эдвард Чоу, старший научный сотрудник по вопросам энергетики и национальной безопасности Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне. По словам Чоу, проект "доставит газ не в то место" в Китае, удаленное от крупнейших рынков потребления на востоке страны. "С точки зрения энергоснабжения и логистики, я думаю, Монголия имеет больше смысла", - сказал он.

"В разработке".

Но в сообщениях России о монгольском варианте подчеркивается, что все ее газовые маршруты "являются прямыми трубопроводами из России в Китай без транзитных государств".

Аргументом становится и замечание Путина о том, что работы на собственной территории позволяют предположить, что политика России в отношении алтайского маршрута может быть изменена. Отвечая на вопрос о планах строительства трубопровода через Алтай на встрече во Владивостоке, министр энергетики России Александр Новак сообщил агентству Reuters, что Си Цзиньпин поставил задачу "заключить соглашение о контракте на поставку газа... в ближайшее время".

"Все технические условия были согласованы",

- сказал Новак, повторив заявление, которое российские чиновники делают уже несколько лет.

Официальные лица заявили, что им было поручено подписать контракт на поставку газа по западному маршруту к концу этого года, однако завершение строительства газопровода "Алтай" первоначально было запланировано на 2015 год.

С точки зрения Китая, сотрудничество с Монголией направлено на постоянное укрепление доверия и инвестирование в такие проекты, как реконструкция части Улан-Батора.

Необычная помощь для проекта социального обеспечения в соседней стране может быть необходима для преодоления исторических обид в Монголии, которая получила независимость от маньчжурского Китая в 1911 году. По прошлым сообщениям, коммерческие инвестиции Китая в Монголию вызвали гнев населения. "От степи до улиц столицы, Улан-Батора, монголы демонстрируют недоверие к китайцам", - сообщало агентство Associated Press в 2012 году.

Почти все говорят, что Китай крадет уголь Монголии",

- сообщало радио "Свободная Азия".

Опора на Россию…

Хотя Китай является крупнейшим торговым партнером Монголии, с советских времен страна в значительной степени опирается на Россию.

В прошлом недоверие между Монголией и Китаем действовало в обоих направлениях в отношении транзита энергоносителей.

До того как Россия открыла прямой экспорт нефти в Китай по трубопроводу Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) в 2011 году, она пыталась поставлять нефть в Китай по двум маршрутам Транссибирской магистрали. Большая часть нефти отправлялась через более отдаленный пограничный пункт Забайкальск на востоке Китая, минуя Монголию, а меньшие объемы отправлялись через Монголию через пункт пропуска Наушки на юге Сибири.

После ряда жалоб на высокие тарифы на обоих маршрутах, в 2007 году монгольские перевозки были полностью прекращены на фоне сообщений о том, что Китай считает их менее безопасными. Кроме того, протяженность границы между двумя странами составляет 4 700 километров.

Десятилетие спустя поставки российских энергоносителей и маршруты их транспортировки в Китай резко возросли в связи с китайским спросом, особенно на газ. По данным Национального бюро статистики (НБС), потребление газа в Китае выросло на 15% в прошлом году и увеличилось на 17,5% в первой половине 2018 года, поскольку правительство делает акцент на экологически чистом топливе.

Вопрос в том, достаточно ли изменились условия для Китая и готов ли он полагаться на монгольский транзит.

В интервью Чоу сказал, что заявления на последней встрече трех президентов не обязательно должны восприниматься как признаки прогресса в отношении маршрутов поставок через Алтай или Монголию.

"Я считаю, что каждый раз, когда Си и Путин встречаются, они должны о чем-то объявить, и газ, похоже, одна из их любимых тем",

- сказал он. "Они не могут не встретиться и не могут ничего не объявить".

Москва продолжает настаивать на своем алтайском проекте, потому что он дает возможность опираться на хорошо развитую ресурсную базу в Западной Сибири, которая также обслуживает Европу, стимулируя конкуренцию за российский газ.

Но Чоу сказал, что Китай не хочет иметь ничего общего с российской стратегией. "Для китайцев это не имеет значения", - сказал он.

Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья поделитесь заметкой с друзьями в социальные сети, Одноклассники, WhatsApp, Telegram или другие мессенджеры.

Подписывайтесь на мой канал и узнаете первыми, о свежих новостях. Буду рад вашему лайку, ведь ваша активность помогает продвижению публикаций.

У вас есть, чем поделиться, пишите в комментариях. (Продолжение следует)...