Вопрос заключается в том, достаточно ли изменились условия для Китая и готов ли Пекин полагаться на монгольский транзит.
Развивающиеся отношения возродили перспективу поставок российских энергоносителей через Монголию в Китай, поскольку растущий спрос конкурирует с историческим недоверием.
Надежды на транзит через Монголию, похоже, возродились в прошлом месяце после встречи трех президентов на Восточном экономическом форуме во Владивостоке.
Президент Монголии Халмаагийн Баттулга воспользовался этой возможностью, чтобы повторить свое предложение о новых маршрутах нефте - и газопроводов через его страну, что вызвало положительную реакцию.
"Монгольские партнеры предложили построить нефте - и газопроводы из России в Китай через свою страну. Мы в целом поддерживаем, это хорошая идея. Но, конечно, как всегда в таких случаях, нужно внимательно изучить технико-экономическое обоснование",
- сказал Владимир Путин, которого цитирует пресс-служба Кремля.
О реакции китайского лидера Си Цзиньпина на план прокладки трубопровода через Монголию не сообщалось, но в своей речи на форуме Си призвал к региональной трансграничной связности.
"Мы должны сделать соединяемость приоритетом. Нам нужна транснациональная инфраструктура", - сказал Си Цзиньпин, согласно Platts Commodity News. "Основываясь на принципах взаимного доверия, Китай готов сотрудничать с Монголией для использования возможностей, устранения препятствий и проведения обменов",
- заявил он ранее в июне.
Участие Китая и Монголии в крупных военных учениях "Восток-2018" в Сибири в прошлом месяце стало еще одним признаком улучшения отношений между странами.
В июне три страны договорились о создании "экономического коридора Китай-Россия-Монголия". В прошлом месяце Баттулга также приветствовал сотрудничество Китая в проекте высоковольтной электропередачи как начало создания энергосистемы Северо-Восточной Азии.
Согласно недавнему сообщению в англоязычной монгольской газете UB Post, было подписано соглашение о сотрудничестве с китайской инвестиционной компанией China Railway 25th Bureau Group Co. Более подробная информация о соглашении отсутствует.
Поддержка монгольского энергетического транзита растет с момента первой трехсторонней встречи в 2014 году с тогдашним монгольским лидером Цахиагийном Элбэгдоржем на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Душанбе, Таджикистан.
Встреча состоялась через две недели после "ледокольного" визита Си Цзиньпина в Улан-Батор, который стал первой поездкой председателя КНР в соседнюю Монголию за последние 11 лет. За четыре года было сделано много оптимистичных заявлений о потенциале трубопровода, но результатов пока немного.
"Мы в целом поддерживаем эту идею", - сказал Путин на последней трехсторонней встрече в июне. "Но, конечно, как всегда в таких случаях, нужно тщательно изучить технико-экономическое обоснование",
- сказал он на последнем саммите ШОС в китайском порту Циндао.
Осложняющие факторы…
За каждым из позитивных заявлений стоит ряд осложняющих факторов и соображений, которые тормозят развитие событий.
С точки зрения России, строительство газопровода через монгольскую степь, вероятно, будет быстрее и проще, чем завершение запланированного западного маршрута протяженностью 2 800 км по узкому коридору в Синьцзян через отдаленное плато Укок в Алтайских горах.
Среди других трудностей - территория Алтайского заповедника, который был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Предполагаемый горный маршрут должен пройти через перевал Канас, который находится на высоте 2 650 метров.
Несмотря на эти недостатки, российский "Газпром" уже более десяти лет продвигает проект "Алтай" в качестве предпочтительного маршрута для трубопровода в Китай, даже, несмотря на то, что он стремится завершить свой 4 000-километровый восточный маршрут "Сила Сибири". Открытие гигантского трубопровода запланировано было на декабрь 2019 года.
Линия "Сила Сибири" рассчитана на поставку 38 миллиардов кубометров газа в год, а проект "Алтай" - 30 миллиардов кубометров в год.
Маршрут через Монголию поможет избежать тупиковой ситуации с "Алтаем" и одновременно обойти горы и нестабильный Синьцзян, где уже имеется избыток ресурсов и трубопроводов.
"Я не думаю, что китайцы особенно заинтересованы в Алтае, несмотря на изменение риторики", - сказал Эдвард Чоу, старший научный сотрудник по вопросам энергетики и национальной безопасности Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне. По словам Чоу, проект "доставит газ не в то место" в Китае, удаленное от крупнейших рынков потребления на востоке страны. "С точки зрения энергоснабжения и логистики, я думаю, Монголия имеет больше смысла", - сказал он.
"В разработке".
Но в сообщениях России о монгольском варианте подчеркивается, что все ее газовые маршруты "являются прямыми трубопроводами из России в Китай без транзитных государств".
Аргументом становится и замечание Путина о том, что работы на собственной территории позволяют предположить, что политика России в отношении алтайского маршрута может быть изменена. Отвечая на вопрос о планах строительства трубопровода через Алтай на встрече во Владивостоке, министр энергетики России Александр Новак сообщил агентству Reuters, что Си Цзиньпин поставил задачу "заключить соглашение о контракте на поставку газа... в ближайшее время".
"Все технические условия были согласованы",
- сказал Новак, повторив заявление, которое российские чиновники делают уже несколько лет.
Официальные лица заявили, что им было поручено подписать контракт на поставку газа по западному маршруту к концу этого года, однако завершение строительства газопровода "Алтай" первоначально было запланировано на 2015 год.
С точки зрения Китая, сотрудничество с Монголией направлено на постоянное укрепление доверия и инвестирование в такие проекты, как реконструкция части Улан-Батора.
Необычная помощь для проекта социального обеспечения в соседней стране может быть необходима для преодоления исторических обид в Монголии, которая получила независимость от маньчжурского Китая в 1911 году. По прошлым сообщениям, коммерческие инвестиции Китая в Монголию вызвали гнев населения. "От степи до улиц столицы, Улан-Батора, монголы демонстрируют недоверие к китайцам", - сообщало агентство Associated Press в 2012 году.
Почти все говорят, что Китай крадет уголь Монголии",
- сообщало радио "Свободная Азия".
Опора на Россию…
Хотя Китай является крупнейшим торговым партнером Монголии, с советских времен страна в значительной степени опирается на Россию.
В прошлом недоверие между Монголией и Китаем действовало в обоих направлениях в отношении транзита энергоносителей.
До того как Россия открыла прямой экспорт нефти в Китай по трубопроводу Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) в 2011 году, она пыталась поставлять нефть в Китай по двум маршрутам Транссибирской магистрали. Большая часть нефти отправлялась через более отдаленный пограничный пункт Забайкальск на востоке Китая, минуя Монголию, а меньшие объемы отправлялись через Монголию через пункт пропуска Наушки на юге Сибири.
После ряда жалоб на высокие тарифы на обоих маршрутах, в 2007 году монгольские перевозки были полностью прекращены на фоне сообщений о том, что Китай считает их менее безопасными. Кроме того, протяженность границы между двумя странами составляет 4 700 километров.
Десятилетие спустя поставки российских энергоносителей и маршруты их транспортировки в Китай резко возросли в связи с китайским спросом, особенно на газ. По данным Национального бюро статистики (НБС), потребление газа в Китае выросло на 15% в прошлом году и увеличилось на 17,5% в первой половине 2018 года, поскольку правительство делает акцент на экологически чистом топливе.
Вопрос в том, достаточно ли изменились условия для Китая и готов ли он полагаться на монгольский транзит.
В интервью Чоу сказал, что заявления на последней встрече трех президентов не обязательно должны восприниматься как признаки прогресса в отношении маршрутов поставок через Алтай или Монголию.
"Я считаю, что каждый раз, когда Си и Путин встречаются, они должны о чем-то объявить, и газ, похоже, одна из их любимых тем",
- сказал он. "Они не могут не встретиться и не могут ничего не объявить".
Москва продолжает настаивать на своем алтайском проекте, потому что он дает возможность опираться на хорошо развитую ресурсную базу в Западной Сибири, которая также обслуживает Европу, стимулируя конкуренцию за российский газ.
Но Чоу сказал, что Китай не хочет иметь ничего общего с российской стратегией. "Для китайцев это не имеет значения", - сказал он.
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья поделитесь заметкой с друзьями в социальные сети, Одноклассники, WhatsApp, Telegram или другие мессенджеры.
Подписывайтесь на мой канал и узнаете первыми, о свежих новостях. Буду рад вашему лайку, ведь ваша активность помогает продвижению публикаций.
У вас есть, чем поделиться, пишите в комментариях. (Продолжение следует)...