Ирина Алкснис
Сегодня в Италии проходят выборы в парламент, результаты которых грозят очень расстроить истеблишмент ЕС. Дело в том, что победу на них прочат правым — сильно правым — партиям.
Самый высокий рейтинг — около 25 процентов — у партии "Братья Италии", которой руководит Джорджа Мелони, имеющая серьезные шансы стать первой в истории страны женщиной премьер-министром.
Тут стоит отметить, что до конца 2010-х партия набирала на выборах весьма грустные цифры без единого депутатского места. Только в 2018 году "Братья Италии" наконец попали в парламент, получив 4,3 процента голосов избирателей. Уже на следующий год на выборах в Европарламент за них проголосовали 6,4 процента. И вот теперь, спустя всего три года, по оценкам социологов, партии готова отдать свои голоса почти четверть электората.
Мало того, в совокупности с рейтингами других дружественных партий — "Лиги" Маттео Сальвини и "Вперед, Италия" Сильвио Берлускони — коалиции правых сил суммарно прочат более 45 процентов голосов. У их оппонентов, левоцентристов, в сумме насчитывается около 28 процентов.
Судя по всему, в Брюсселе так расстроены данными прогнозами, что у официальных лиц там совсем отказали тормоза. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, выступая в Принстонском университете, сказала дословно следующее: "Мы увидим результат голосования в Италии. Выборы прошли также в Швеции. Если дела пойдут в трудном направлении, у нас есть инструменты, как в случае с Польшей и Венгрией".
Невозможно расценить данное заявление иначе, нежели угрозой итальянскому обществу, если оно посмеет проголосовать "не так, как надо" и к власти в стране придут "неправильные" политические силы. Впрочем, Швеции, где прямо сейчас формируется правое правительство, это также касается. Как бы то ни было, высказывание фон дер Ляйен закономерно вызвало скандал, а Маттео Сальвини потребовал от нее уважать "голос свободного, демократического и суверенного итальянского народа".
Вопиющее в своем непрофессионализме заявление фон дер Ляйен (ну нельзя такие вещи официальному лицу заявлять публично) подтверждает осложнение положения для Брюсселя и для всего либерально-глобалистско-проамериканского истеблишмента Европы.
Полгода назад Россия сначала с некоторой тревогой, а затем с изумлением и насмешкой наблюдала, как Европа невероятно сплотилась перед лицом "русской агрессии" и начала ускоренно рубить сук, на котором сидит. Практически все страны Старого Света стали дружно проводить абсурдную в своей радикальности антироссийскую политику, под тончайшей пленкой которой скрывалось стремительное разрушение собственной энергетики, промышленности и в целом экономики, а также социальной сферы.
Другие материалы автора:
Референдумы о присоединении к России: Запад забыл про главное оружие Москвы
Европа готовится открыть очередной фронт войны против России
Запад потерял свое абсолютное геополитическое оружие
Едва ли не единственным исключением тогда стала Венгрия, которая, не делая особо громких заявлений и резких телодвижений, продолжала гнуть свою линию по защите национальных интересов, неразрывно связанных с сотрудничеством с Москвой, как минимум в области энергетики.
При этом можно только догадываться, что заставило промышленные элиты Западной Европы, особенно Германии, согласиться с откровенно вредоносной для их стран политикой. Есть подозрение, что они, как и их внутриполитические конкуренты, уверовали в скорое крушение российской экономики под давлением "адских" санкций, а значит, в возможность получения необходимых национальным экономикам российских ресурсов практически задаром.
Их просчет, как становится все более очевидно с каждым днем, оказался роковым.
Риторика официальных лиц и мейнстримных СМИ становится все более алармистской по поводу надвигающейся на Европу энергетической и социально-экономической зимы. Однако звучащие все чаще и громче предложения "провернуть фарш обратно" встречают яростное противодействие находящегося у власти либерального истеблишмента, что невольно подтверждает теорию, что действует тот по указке и в интересах Соединенных Штатов, просто уничтожающих европейского партнера.
Проблема для Брюсселя и его соратников по всему ЕС в том, что это самое "яростное противодействие" имеет в основном риторическое измерение, а реальных инструментов давления на "ренегатов" у Евросоюза маловато.
Да, в некоторых случаях удается справиться с неудобными фигурами грязными подковерными методами, как это получилось с бывшим австрийским канцлером Себастьяном Курцем и бывшей же главой австрийского МИД Карин Кнайсль. Зато, например, с тем же венгерским Виктором Орбаном уже сколько лет сделать ничего не могут, как и с польскими властями, которые, конечно, русофобы на всю голову, но Евросоюз ни в грош не ставят.
Что же касается официального давления на страну-"отступника", то тут все непросто. Кое-какие инструменты в этом направлении Брюссель все-таки смог создать. В процитированном заявлении фон дер Ляйен, по существу, пригрозила Италии финансовыми санкциями, урезанием поддержки из Брюсселя. Прямо сейчас с этой угрозой сталкивается Венгрия.
В целом же Евросоюз по-прежнему функционирует на принципе консенсуса, единогласных решений. Так что неслучайно там все чаще и активнее вбрасываются идеи о необходимости отмены данного принципа и перехода к принятию решений на основе мнения большинства.
Данные реформы видятся весьма актуальными, поскольку до населения европейских стран начинает доходить глубина пропасти, в которую их сталкивают национальные власти и Брюссель. Так что практически неизбежными представляются крен общественных настроений, массовые протесты и голосование не за "те, что нужно" политические силы. Тем более что "ренегаты" вроде Венгрии окончательно перестали стесняться своей неодобряемой Западом позиции и громогласно заявляют, что не намерены отмораживать себе уши — в том числе в буквальном смысле — ради общеевропейской солидарности.