— И как это называется? — Илья указал пальцем на тарелку с пустой вермишелью. На столе еще стояла хлебница с несколькими кусками хлеба и горчица.
— Это твой ужин, что еще? — слишком уж спокойно ответила Ася.
— Я мужчина, меня надо мясом кормить.
— На такие продукты у меня денег нет, — объяснила Ася. Но муж не успокоился, а еще больше разозлился.
— А где все те деньги, что я тебе давал? Когти точила, шмотки покупала? Я тебе зарплату недавно отдал! — Почти кричал он.
— Зарплату ты мне месяц назад дал, я купила основные продукты, заплатила за коммуналку, кредит. Хожу я в старых платьях, а ногти мои давно в трауре, — жена не теряла самообладания.
— Не верю, вот прямо все за продукты и коммуналку ушло? — продолжал бурчать муж.
Ася отвернулась и на этот раз ничего не сказала. Ей очень надоел этот один и тот же сценарий. Денег вечно не хватало, даже на простейшие текущие проблемы, а муж не хотел найти работу получше.
— Я тебе лошадь ломовая, что ли? Сама бы по салонам меньше шлялась. Трать меньше, — говорил он в ответ на ее робкие предложения о поиске другой работы.
— И я не лошадь.
— Да вы там сидите, чаи гоняете, да сплетни таскаете. Можно подумать, работает она. Я б тоже на такой работе работал, чтобы сидеть, развлекаться, еще и деньги за это получать, — негодовал Илья.
У Аси было немного денег, но ей срочно нужно было купить пальто – старое совсем истрепалось, неловко было уже в нем перед людьми ходить. Она уже и несколько раз ремонтировала его, пуговицы новые пришивала, аппликации, но это уже не помогало – ткань поблекла, выцвела. Оно даже не грело – наполнитель сбился за столько лет.
Но делать нечего, на следующий день Ася взяла из отложенных денег часть, пошла на рынок и купила курицу. Она постаралась утешить себя тем, что скоро обещали премию выдать, тогда можно будет доложить.
— Не умеешь ты готовить, ну что за запах? — опять вечером сердился Илья. Он отбросил вилку, встал из-за стола, — Не хочу есть, невозможно эту пищу глотать, — сказал он. Но это было лукавством, ведь сразу после работы он заехал к матери и плотно у нее поужинал. Еще и пожаловался ей, что жена все деньги куда-то потратила, на что мать тяжело вздохнула – надо же, не повезло сыну с женой.
Бабуля тоже старалась экономить. Пенсия ведь маленькая, а на каждом шагу за все платить надо. Она сварила себе кастрюлю борща, думала, неделю есть будет, а сын за один присест полкастрюли съел. Да и лекарства дорогие, вот и приходится экономить.
Сев в кресло перед телевизором в гостиной, Илья сказал, что ему требуется новая куртка, так как в старой он уже пару лет проходил.
— Так она же выглядит практически новой! — воскликнула Ася, — Мне тоже нужно пальто, уже семь лет в одном и том же хожу, мне его еще мама покупала. Еще бы ходила, но оно уже выцвело, стыдно в нем.
— Ну а я-то при чем? Ты или в салоны ходи, или пальто купи.
— Да какие салоны! Долго ты мне еще будешь упрекать за то, что один раз ходила покрасить волосы? С тех пор два года прошло. Все деньги за продукты и коммуналку уходят. Ты забываешь, что за кредит я плачу? Откуда деньгам быть?
Ася заплакала, ей было очень обидно. Но Илье были безразличны ее слезы, он даже не посмотрел в ее сторону.
— Хватит тут спектакли устраивать, истеричка. Иди, чай мне сделай, — в раздражении сказал он.
Наступил новый день. Ася пошла на работу, но ничего у нее не получалось, она даже сделала несколько ошибок. Ее вызвал к себе директор.
— Ася, что с вами сегодня, что-то случилось? — Участливо спросил он.
— Да нет, Сергей Иванович, все нормально, — ответила Ася, но накопившиеся в уголках глаз слезы так и брызнули от простого человеческого участия.
— Ну душечка, дочка, так нельзя. Успокойтесь и расскажите, что у вас приключилось, — Сергей Иванович подал ей салфетку и стакан воды.
Ася и рассказала обо всем. Ей было немного стыдно, но она выложила, как есть.
— А дети есть? — Спросил начальник.
— Нет, пока не решилась.
— Вот это правильно. Муж, который не может прокормить семью, не должен ее заводить, не говоря уже об остальном, — возмутился директор. Он встал, походил немного по кабинету, потом подошел к молодой женщине и погладил ее по голове, — Ну не переживайте. С детьми было бы сложнее. А одной и думать не нужно. Давайте вам выделим комнату в общежитии от нашей фабрики. Условия там, конечно, не как в квартире, но какое-то время можно пожить, пока на ноги не встанете. Вы ведь еще молоды, все у вас впереди. Только долго не думайте, есть еще желающие.
— Благодарю вас, Сергей Иванович, — горячо поблагодарила Ася, — да только не стоит.
— Не решаетесь? Хорошо. Даю вам неделю на раздумья.
Дома муж вел себя надменно, почти не разговаривал с женой, игнорировал ее попытки поговорить. Она даже купила мясо на жаркое, вновь из отложенных денег. Но Илья и не посмотрел в сторону кухни, он опять ужинал у своей матери. Ночью, когда жена заснула, он встал и украдкой съел большую часть ужина, переворошил всю картошку, чтобы в горшке казалось больше. Ася, конечно, заметила, но виду не подала.
На работе приболел менеджер и нужен был срочно человек, который отвез бы образцы ткани заказчикам. Никто ехать не хотел, Ася вызвалась помочь.
— Я поеду, Сергей Иванович, — произнесла она, не мешкая, быстро собралась и отправилась вниз, где ее уже ждал водитель.
Заказчикам образцы ткани понравились, сказали, что готовы купить большие объемы. Среди них был один человек, который все время смотрел на Асю и делал ей комплименты. Когда он уходил, он проводил ее до самого автомобиля.
— Ася, думаю, нам надо еще увидеться, — сказал он, но перехватив недоумевающий взгляд женщины, добавил, — много еще дел будет общих.
— Мы всегда рады вас видеть на нашей фабрике, — улыбнулась Ася и села в автомобиль.
Они поехали медленно по улице, и Ася вдруг увидела Илью. Он с каким-то мужчиной входил в кафе. Она попросила водителя остановиться, вышла из машины и подошла поближе, остановившись за деревом. Она увидела, как он ест изысканное блюдо, ей захотелось узнать, откуда у него деньги на такие обеды.
Она решила не скандалить, а просто подойти и посмотреть, что там такое происходит. Посадочные места в кафе были разделены перегородками, Ася села неподалеку и слышала весь разговор.
— Такое вкусное мясо по-боярски сегодня, — сказал незнакомый мужчина.
— Да. Но вот салат суховат получился, наверно, сегодня повар другой, — ответил Илья.
— Ты уже капризничаешь, — заметил мужчина, — вспомни, что тебе обычно супруга готовит.
— Я теперь дома не ужинаю, — ответил Илья, — К матери хожу. По два раза каждый день в ресторан ходить, так самому на сигареты ничего не останется, — засмеялся он.
— А жена не спрашивает, на что деньги тратишь? — Поинтересовался мужчина.
— Она не знает, что у меня теперь зарплата хорошая, думает, копейки получаю. Ни к чему ей это знать. Я вот думаю, вообще ей не давать. Живет в моей квартире, пусть платит.
— А если бросит тебя?
— Скатертью дорога. Совсем перестала за собой следить, на кого она похожа? Кому она такая нужна?
Ася сидела в расстроенных чувствах от услышанного. Ей очень хотелось подойти и влепить мужу пощечину. Из-за него она ограничивает себя во всем! Ну что ж, сама виновата. Она встала и подошла к столу, за которым сидели друзья.